Генетики нашли у скифов вторую «прародину»
Группа специалистов из Германии, России, Казахстана, Узбекистана, Венгрии и Южной Кореи под эгидой Института Макса Планка изучила геномы древних жителей степей Евразии и определила два основных источника формирования генофонда скифов. Исследование опубликовано в журнале Science Advances 26 марта.
Первый из них находился в горном Алтае. Именно там, по словам исследователей, находятся древнейшие могилы кочевников железного века (IX век до н.э.). Впрочем, алтайскую родословную выделяли в генетике скифов и ранее. Одновременно с распространением этого восточного компонента на юг и запад двинулись представители ранних популяций Урала. Исследователи отмечают, что «след» этих западных евразийцев наиболее заметен в генофонде сарматов. Кроме того, он оказался довольно однородным, несмотря на многовековую сарматскую историю и распространение их племён по обширной территории.
Также в исследованных геномах обнаружился небольшой вклад из иранского источника – от древнего населения южных регионов Кавказа/Ирана и южной части Средней Азии, которую называют Туран. Пропорции этой примеси увеличиваются с востока на запад с течением времени. Так что теорию о единственной прародине скифов можно точно забыть. Уже понятно, что в формировании генофонда степных кочевников приняли участие древнейшие популяции Алтая и Урала. Возможно, дальнейшее изучение геномов представителей раннего железного века уточнит и эти данные.
Жители евразийских степей эпохи бронзы (3-5 тысяч лет назад) занимались оседлым скотоводством и вели довольно мирное существование по отношению к своим географическим соседям. Их биологическая история свидетельствует, что в начале бронзового века в регионе происходили крупные миграции населения. Но уже через пару тысячелетий генетическое разнообразие сменилось относительной однородностью.
Однако пришедшие им на смену воинственные племена кочевников были совсем не похожи на своих предшественников. В письменных источниках народов, с которыми эти племена вступали в военные конфликты, сохранилось множество сведений об их внешности, обычаях и поведении. Соседи называли их скифами, хотя, как теперь известно, под этим собирательным названием скрывается целый ряд степных археологических культур, объединённых общими традициями.