Рождественский сочельник, понедельник, 6января 2025 года: что будет в храме?
В понедельник 6 января Церковь празднует Рождественский сочельник, или Нáвечерие Рождества Христова. Этот последний и особенно строгий день Рождественского поста православные христиане встречают в храме.
В Рождественский сочельник совершается память преподобномученицы Евгении и с нею мучеников Прота, Иакинфа и мученицы Клавдии, а также преподобного Николая Славянина. В этот день мы чествуем новомучеников Российских: преподобномученика Иннокентия (Беду) и священномученика Сергия Мечёва.
Понедельник, 6 января 2025 года, Навечерие Рождества Христова
Согласно Уставу Православной Церкви, 6 января называется Навечерием Рождества Христова и предпразднством Рождества Христова. Его начали праздновать еще в III веке. Тогда это был совмещенный праздник Богоявления, в котором объединяли воспоминания Рождества Христова и Крещения Господня.
Сегодня 6 января в быту и в литературе называется Рождественским сочельником. Слово «сочельник» происходит от названия постного блюда «сочиво» — отваренные зерна пшеницы, ржи, овса или риса, смешанные с медом, орехами и изюмом.
Подробнее о Рождественском сочельнике читайте в наших материалах:
- Сочельник: коротко о празднике
- Навечерие Рождества Христова
- Церковь и магия: почему христиане не гадают на Рождество
- Рецепты Рождественского сочельника
Особенности православного богослужения
Для Рождественского сочельника характерен особый порядок богослужения — оно продолжается дольше обычной литургии. Начинается служба с т. н. царских часов: это особым образом — в центре храма — совершаемые лишь три раза в год чтения, состоящие из псалмов, молитв и отрывков из Священного Писания. Всего таких часов четыре — первый, третий, шестой и девятый. Название «царские» пришло из Византии: на этих часах обязательно присутствовал император.
Далее совершается вечерня, которая переходит в литургию Василия Великого.
На вечерне после малого входа и пения «Свете тихий» царские врата закрываются и начинается чтение паремий (отрывков из Священного Писания, чаще всего из историй или пророчеств Ветхого Завета). Всего их восемь. После третьей паремии царские врата открываются, чтец возглашает тропарь и затем стихи — короткие отрывки из псалмов, а хор после каждого возглашения поет окончание тропаря «С нимиже помилуй нас». Так же исполняется тропарь и после чтения шестой паремии. По окончании восьмой паремии вновь открываются царские врата, диакон произносит малую ектению, после которой хор поет «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» — с этого места литургия Василия Великого продолжается в своем привычном виде. Ее особенность в более длинных молитвах священника в алтаре, чем во время литургии Иоанна Златоуста. А также протяжное и медлительное исполнение молитв хором.
Вместо гимна Богородице «Достойно есть...», исполняется песнопение: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род. Освященный Храме и Раю словесный, Девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори, и чрево Твое пространнее Небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе».
По завершении богослужения в центр храма выносят свечу, которая символизирует Вифлеемскую звезду. Сначала священники, а потом хор, или, как в некоторых храмах, все прихожане обращаются к Богу с пением тропаря и кондака Рождества.
Об одной из основных особенностей богослужения Сочельника — восьми рождественских паремиях или ветхозаветных пророчеств — читайте в нашем материале.
Тропарь предпразднства Рождества Христова, глас 4
Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата/ вертеп Царице показашеся.// Христос раждается прежде падший воскресити образ.
Перевод:Некогда вносилась в перепись со старцем Иосифом, как происходящая от семени Давидова, в Вифлееме Мариам, носящая во чреве Зачатого без семени. Настало время родить, и не было нигде места для ночлега; но как чертог приятный пещера Царице была показана. Христос рождается, чтобы в нас восстановить прежде падший Свой образ.
Кондак предпразднства Рождества Христова, глас 3
Дева днесь Превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно;/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися Отроча Младо,// Превечнаго Бога.
Перевод: Дева в сей день идет, чтобы Предвечное Слово родить в пещере неизреченно. Ликуй, вселенная, о том услышав, прославь со Ангелами и пастухами нас ради восхотевшего явиться — Дитя младое, Предвечного Бога.
Чтение Евангелия:
Евангелие от Луки, глава 2, стихи 1–20
Комментирует епископ Феоктист Игумнов
В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице.
В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим. И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях.
И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение! Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что́ там случилось, о чем возвестил нам Господь.
И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что́ было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что́ рассказывали им пастухи.
А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то́, что слышали и видели, ка́к им сказано было.
Апостольское чтение:
Послание апостола Павла к Евреям, глава 1, стихи 1–12
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил. Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа все словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте, будучи столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя.
Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя? И еще: Я буду Ему Отцем, и Он будет Мне Сыном? Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: и да поклонятся Ему все Ангелы Божии.
Об Ангелах сказано: Ты творишь Ангелами Своими духов и служителями Своими пламенеющий огонь. А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего – жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.
Традиции праздника
Одна из традиций Рождественского сочельника — строгий пост. Причем понимается он в древнем, изначальном значении — не просто ограничение в виде пищи, но полный отказ от нее. Верующие в этот день не едят как минимум до окончания продолжительного утреннего богослужения. Пища в этот день очень простая, к столу подают специальное постное блюдо — сочиво.
Если соблюдать строгий пост Сочельника по всем правилам, то принимать пищу 6 января можно только один раз — вечером. Обычай не есть «до первой звезды» может быть связан именно со звездой — свечой, которую выносят на середину храма после вечерни. Раньше это богослужение совершалось днем накануне Рождества. Сейчас вечерня Сочельника служится, как правило, утром 6 января вместе с литургией.
В некоторых храмах существует традиция общей исповеди накануне больших праздников. Это делается с тем, чтобы все могли причаститься в Сочельник и на Рождество.
День памяти святых
Преподобномученица Евгения и с нею мученики Прот, Иакинф и мученица Клавдия (около 262)
Дочь наместника Египта не нуждалась ни в чем: богатая библиотека, знание нескольких языков, прекрасное образование в разных научных сферах, даже жених из числа влиятельных особ. Однако она переоделась в мужское платье и ушла из родного дома.
Краткое житие святой Евгении слушайте на радио «Вера».
Преподобный Николай Славянин (IX)
Будущий схимонах Николай был военачальником при императоре Никифоре. После того, как он единственный выжил в сражении с болгарами, он решил удалиться от мира. Непрестанно молился о воинах, павших в сражениях. Со временем прославился прозорливостью.
Слушайте краткое житие преподобного Николая на радио «Вера».
Новомученики и исповедники Российские
Священномученик Сергий Мечёв (17 сентября 1892 — 6 января 1942)
Священномученик Сергий и его отец, святой праведный Алексий Мечёв, были прославлены в один день в 2000 году. В 2001 году были обретены нетленные мощи священномученика Сергия.
Рассказ о священномученике Сергии читайте в нашем материале.
Преподобномученик Иннокентий (Беда) (1881–1928)
Преподобномученик Иннокентий вырос в Полтавской губернии в крестьянской семье. Рано ушел в монастырь. Уже будучи рукоположен в священный сан, в начале Первой мировой войны переехал в Тверь, где познакомился с епископом Петром (Зверевым) и стал его келейником. Вместе с ним архимандрит Иннокентий был осужден и с начала 1927 года отбывал заключение на Соловках, где сильно заболел, соборовался и скончался накануне Рождества Христова.
Слушайте рассказ о преподобномученике Иннокентии на радио «Вера».
Редакция «Фомы» желает вам найти возможность провести последний день Рождественского поста в храме!