Новости Челябинска
Мы в Telegram
Добавить новость
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018
Октябрь 2018
Ноябрь 2018
Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26 27 28 29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Никита Астахов: «Наш театр призван соединить два мира – духовный и материальный»

0 54
Никита Астахов: «Наш театр призван соединить два мира – духовный и материальный»
К 80-летию художественного руководителя Русского духовного театра «ГЛАС».   Русский духовный театр «ГЛАС» один такой в России. Уже 33 года это название украшает московскую театральную афишу. Репертуар «ГЛАСа» оригинален: здесь нет модных названий и громких авторских имён, но здесь часты обращения к русской старине, к нашей истории. Об особенностях театра «ГЛАС» и театра в целом мы говорим с художественным руководителем этого русского, духовного театра, заслуженным деятелем искусств России Никитой Сергеевичем Астаховым. Говорим накануне празднования им своего 80-летнего юбилея. - Никита Сергеевич, почему Ваш театр носит эпитеты – духовный, русский? - Духовный вектор в момент возникновения Русского театра в Древней Руси – безусловен и неоспорим. Люди тогда были ближе к Богу, потому что все их мысли были о Боге. Духовность, религиозное сознание пронизывали все слои русского общества в течение ещё многих веков. Иное дело, что развитие Русского театра далее диктовалось радикальными изменениями в обществе, и, соответственно, отношением общества к церкви. Наш Русский духовный театр «ГЛАС» был создан в период, когда после десятилетий атеистического давления, российское общество вновь развернулось в сторону Православия, стало вслушиваться в Мироздание. Этот поворот и продиктовал стратегию развития театра «ГЛАС». Духовного развития, устремлённого к родным истокам. – Чем, по-вашему, руководствовались наши праотцы, когда обратили свое внимание на необходимость построения на Руси театра? – По большому счету (если исключить модные веяния, исходящие из Европы) они руководствовались, безусловно, заботой о воспитании русского человека. Чтобы он (человек) гармонично существовал в этом грешном мире. Екатерина II обращалась к Фонвизину примерно с таким вопросом: «Каковы есть основные черты русского человека»? На что писатель отвечал, что русский человек быстрее других соображает в обычной жизни, а в духовной – стремится к праведности. Я добавил бы к словам Фонвизина, что у него (русского человека) было и есть желание стать святым. Оттого просвещенные люди и царствующие особы особенно заботились, чтобы национальные нравственные качества русского человека не затухали. Оттого и развивалось стремление создавать такое нравственное пространство, в котором бы в первую очередь этот путь проходили бы люди творчества (в данном случае – театра), в другом, – те, кто находится по другую сторону занавеса.  – Оттого первые опыты (и драматургические, и сценические) основывались, именно, на религиозных темах? – Общеизвестно, что сознание общества 16-17 веков (на эти столетия и пришлось зарождение театра в России) было религиозным, христианским. Оттого основа общественной нравственности в России имеет глубоко религиозные корни. Мы помним, что выше задачи: стать святым: для русского человека – не было ничего. Возник даже такой термин – «обожение» грешного человека. – Но церковь сразу не приняла театр? – Церковь не принимала языческий театр. Конфликт начался отсюда. Но дальше театр изменился, и этому способствовала его религиозная тематика. Мы знаем, что было длительное время такое явление как школьный театр, который существовал в стенах храма, монастырский театр тоже был близок к церкви. Серьезное размежевание произошло дальше. И это произошло, когда актёр перестал служить Истине, то есть, Богу. Иоанн Златоуст говорил, что главная задача художника – это служение Богу. И вот эта задача почему-то ушла. Театр сделал главным - действующее лицо из пьесы. Произошло такое самовыпячивание актера. – Не в том ли возникшее отсутствие взаимопонимания, что театр, собственно говоря, в каких-то вещах стал подменять церковь, вторгаясь в высокие религиозные сферы? – Дошло даже до того, что Ленин (уже в XX веке) сказал: «давайте, церковь заменим театром»… Взаимопонимание нарушилось, благодаря вольности художника. Человек стал считать себя выше Бога. Болезнь приобрела общественный характер. А театр является зеркалом происходящего в обществе. Художники интуитивно чувствуют изменения, они воспроизводят отображение тех событий, которые происходят в социуме. В нём же, как известно, процесс секуляризации начался еще в середине 17-го века. Это было массовое отхождение людей от церкви, такое глобальное своеволие. И оно пошло по всему миру. Но это особый разговор. …Особенно эта болезнь открылась и выразилась в русском народе. Нам ведь свойственно во всём доходить до своего апогея. Полпути нам мало, нам надо до конца. Если остальные народы ещё как-то держались, то мы шли до упора, и дошли до атеизма. Именно, за счёт этой нашей национальной черты – всё познать. А человеку не нужно всего познавать. Есть такие знания, которые несут вред. Константин Леонтьев, по произведению которого «Дитя души» в нашем театре (впервые в России) создан спектакль, говорил: «чем философии талантливее, тем они опаснее для человека. Потому что в них заложен бунт». – А человеческий интерес к надреальным, т.е. духовным проявлениям?.. Ведь театр по своей природе способен, должен этим заниматься, и, наверно, были, есть и будут такие попытки, когда театр берётся объяснять какие-то сверхъестественные вещи, которые должна объяснять одна церковь? – Суть театрального искусства – нематериальна. Это оно только кажется реальным, материальным: актеры, декорации, костюмы, тексты, мизансцены, музыка, танец, – кажется, что всё это абсолютно реально. Так оно и есть, но в совокупности, в соединении всех выразительных средств, сценическое нечто – всегда нереально, оно говорит о нематериальной жизни человека: художественный образ, мечта, настроение, печаль, радость, воображение, страдание, переживание, озарение… Если театр только сугубо бытовой – он теряет своё назначение. А оно в том-то и заключается, чтобы развивать человеческое сознание, поднимать его на духовный уровень, этим самым театр и близок к церкви. Но ни в коем случае замены церкви театром быть не может, потому что церковь занимается сугубо духовно-религиозными вопросами. – Каково тогда Ваше определение духовности? Особенно в применении к сцене? – Станиславский писал об «организации жизни человеческого духа на сцене». «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа». Это текст из Евангелия. Дух – это такая субстанция, которая выше материального сознания человека. Возьмем узловую цитату из классиков, которую так и не могут разгадать на сегодняшний день – «Бытие определяет сознание». Что чего определяет? Тут куда ударение поставишь, то и определяет. Сознание может определять бытие. То есть я могу через свое сознание построить свою жизнь – бытие. Но, с другой стороны, какой материальный быт у человека, такого у него и сознание. Эта цитата двоякая. Просто надо определиться: где мы поставим ударение - там появляется определённый смысл. В жизни так и происходит. В частности, в искусстве. Или сознание человеческое формируется просто благодаря бытовой материальной жизни – реалистическое искусство. Или же человек своим сознанием старается изменить мир, изменить свою реальность. И вот здесь как раз вопрос духовности является главным, потому что – сначала дух, потом сознание, потом реальность. То есть, ты получаешь от духа определенную мысль. Таким образом, сознание может формироваться снизу, от быта, а может сверху – от Духа Святаго. – Оно избирательно сверху формируется? – Господь дает всем. Другое дело: слышишь ты или не слышишь. Всё дело в человеческом «воспринимающем органе». А он может и атрофироваться, если в это «ухо» все время забивать только материальную информацию, тогда дальше «ухо» уже больше ничего не будет слышать, кроме примитивно-материального. – Можно ли так сказать, что духовному театру важно слышать Божьи мысли? – Голос церкви нам надо слышать. Трудности светского театра в 20 веке были в том, что художникам запрещалось ходить в церковь. Театр перестал слышать голос церкви. Нас называют духовным театром, а в этом и есть наша попытка услышать голос пастыря, голос Владыки, голос Святейшего. Это очень трудно – воспринимать напрямую голос Духа Святаго, для этого должен быть очень высокий духовный уровень у человека, занимающегося искусством. А вот при помощи церкви человек получает духовное развитие, и, возможно, обретает ступень к тому, чтобы была у человека возможность воспринимать то, что говорит Святой Дух. Ведь в нас всегда звучит внутренне Голос. Откуда-то он в нас появляется. «Не делай этого!». «Остерегись!». Или: «Можешь делать!», «Будь спокоен!». У нас есть эта способность - внутри себя слышать Голос. В нас есть некий «духовный орган», как говорит об этом И. Ильин, через который нас кто-то предупреждает, наставляет и направляет. И чуткий человек сразу заволнуется, в нем тотчас начнётся анализ услышанного. А настырный человек, который не очень слышит или слышит только себя, – не заволнуется, он просто оттолкнёт от себя подсказку. Хотя эту подсказку, этот Голос он и услышал, но сразу начал сопротивляться, делать по-своему. Раз по-своему, два, и всё – «ухо» перестает слышать, духовный орган перестаёт работать. – Если говорить о театре «ГЛАС» то, наверно, эти «подсказки» и есть важнейший, фундаментальный, духовный механизм работы театра? – Надо создать такое пространство, в котором бы человек хорошо слышал. Надо создать такое удобное (для режиссера, актеров) состояние, в котором было бы удобно понимать то, что подсказывается извне. Приходит какая-то мысль, ее надо услышать, проконтролировать, включиться в нее и, наконец, найти выразительное средство для её воплощения (это уже чисто профессиональное). Главное, услышать! И понимать, что это не моя мысль, она ко мне приходит. Поэтому – Голос, Глас. Мы не случайно так назвались. Для нас важна, прежде всего, попытка услышать этот Голос. – Голос, не только изрекаемый со сцены, но услышанный нами, данный свыше. – Духовный театр является своего рода проводником. Это качество (проводника) есть и у глубоковерующего человека, и у верующего художника. Я думаю, у каждого человека, есть талант передавать людям то, что даётся свыше. Художник является проводником, он находит выразительные средства, чтобы донести полученную мысль в понятной зрительному залу форме. Ученики говорили Иисусу: зачем ты говоришь народу притчами? И Иисус отвечал: «Для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет, и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, слыша не слышат… ибо огрубело сердце людей сих»… Так и театр находит свой язык в общении со зрителем. Театр находится МЕЖДУ нереальным миром и реальным зрительным залом. И ему надо соединить эти два мира. Или донести какую-то мысль из нематериального мира в мир земной. – Чем могут быть сегодня интересны в этом смысле театральные опыты «седой старины», древнего русского театра? – Языком прежде всего. Мы понимаем, что сегодня русский язык совсем другой. И что сегодня идет атака на русский язык, на его корневую природу. Язык коверкается, подменяется, стирается. Но все корни нынешнего языка (а с ними и корни бытия нашего) заложены в том языке. Писатель Чивилихин сказал: «Чтобы идти вперед, нужно хорошо знать: откуда идешь, чтобы не заблудиться в пути». А мы идём из старины вперёд. И ты не знаешь, куда ты идешь. То, что сзади, ты знаешь - опыт, традиции. А что впереди – неведомо. А впереди – темный лес, можно заблудиться и ходить кругами. Так вот, то, что остается позади – и есть наш единственный, надежный ориентир. По нему всегда можно вернуться к своим истокам и встать на верную дорогу. Чтобы идти вперёд, а точнее вверх – «к Верховной Высшей Красоте», - как сказал Н.В. Гоголь. – А с точки зрения духовности наша «седая старина» что нам (театру) даёт? – То, что мы все-таки преодолеваем полосу атеизма, что мы каким-то образом выкручиваемся, вывертываемся, выворачиваемся из нашего, изуродованного безбожием, состояния. И нам надо все время возвращаться к нашей высокодуховной истории русского народа. Когда приезжали к нам иностранцы в 15 веке и восхищённо говорили, «что же это за народ такой, по шесть часов стоят в церкви и молятся! Не сядут! Мечи на них тяжелые и тяжелы их одежды. И с ними малолетние дети. И все храмы полны!». Это же какая сила в Молитве была!.. Потому и могуч такой народ был! Такая всенародная воцерковленность! Такая мощная духовная сила! Попробуйте с таким народом что-то сделать! И искусство наше такое должно быть. Могучее, здоровое, сильное, безо всяких вывихов. Честное, желающее помочь человеку, помочь прийти к Богу! Беседовал Юрий Шилов



Златоуст

Погода подвела, но все довольны: как прошли соревнования по мотокроссу в Саткинском районе


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Погода подвела, но все довольны: как прошли соревнования по мотокроссу в Саткинском районе

«Крестить малыша или вырастет и решит сам?»: священнослужитель о таинстве крещения

Волейболисты Сатки – первые среди лучших

Жители Челябинска начали собирать в лесах съедобные грибы. ФОТО

Новости Челябинской области

В Златоусте чествовали чемпионскую «Уралочку»!

В Златоусте загорелся жилой дом на проспекте Гагарина, есть жертвы

В отставку ушел мэр челябинского города

Глава Златоуста объявил об уходе в отставку


Волейболисты Сатки – первые среди лучших

Саткинские подростки закидали поезд камнями

Глава Златоуста объявил об уходе в отставку

В Златоусте загорелся жилой дом на проспекте Гагарина, есть жертвы


Почти в 100 млн рублей оценили отсыпку сельской дороги в Челябинской области

Замена остановочных комплексов началась в центре Екатеринбурга

Дорожную технику закупают для пяти челябинских городов

Дорожные машины вывели на парад в Челябинске


Губернатор Челябинской области Алексей Текслер
Челябинская область

Алексей Текслер принял участие в заседании Совета регионов РФ в Ташкенте


Частные объявления в Златоусте



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Юрий Лоза

Юрий Лоза дал рекомендации фигуристке Камиле Валиево



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Златоуст на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Новосибирский блогер Дава и Ольга Бузова снова могут быть вместе

Нижегородский художник СПИЧ прокомментировал продажу картины Киркорову

«Сергей Лазарев за все платит»: диско-бабушка из Коми рассказала, как ей искали квартиру

Юрий Лоза связал шансы Валиевой стать певицей с объемом вложений в раскрутку


Повернення Калініної до топ-50 та втрачені позиції Світоліної. Оновлені тенісні рейтинги WTA та ATP

Мирра Андреева вышла во второй круг Открытого чемпионата Франции

Теннисист Рублев объяснил, почему проиграл сет в первом круге "Ролан Гаррос"

Новак Джокович и Хамад Меджедович сыграли в бочче на Ролан Гаррос | Виды спорта


Tesla under investigation over Fremont factory toxic emissions, and faces lawsuit over alleged health harms

Man City star James McAtee lined up for dream Champions League transfer after Sheffield United relegation

‘Please don’t play that at matches next season’, beg Luton fans after Coldplay reveal new song for Hatters at festival

Johnny Nelson Reveals His Wide Fury-Usyk Scorecard: “Don’t Be Fooled”