Радуйся, Господь с тобой!
Этот праздник считается двунадесятым (входящим в двенадцать великих церковных праздников года) и посвящен воспоминанию и прославлению того события, о котором сообщил евангелист Лука.
В первой главе, 26-38 стихах, говорится о том, что Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил о рождении Сына, которого назовут Сыном Божиим.
Богородица смиренно приняла это «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (1:38). Это стало Благой вестью (Евангелием с греческого) для всего верующего христианского человечества. Слово «Радуйся!», с которым поприветствовал архангел Деву Марию, приобрели важное значение в христианстве.
До седьмого века это торжество имело разные названия — «Зачатие Христа», «Благовещение о Христе», «Начало искупления», «Благовещения ангела Марии». Святой католической и православной церквей святитель Афанасий Александрийский (4 век) в своей беседе на этот праздник называет его первым из праздников. С этого события начинается домостроительство спасения людей. Святой Иоанн Златоуст говорит: «Гавриил был послан объявить всемирное спасение…, чтобы нечесть женского пола пременить в честь…чтобы творение обручить с Творцом… Был послан Гавриил, указующий на Того, Кто находится в недрах Отца и в объятиях Матери. Был послан Гавриил, объявляя Того, кто находится на престоле и в вертепе».
Праздновать Благовещение стали в пятом и шестом веках из-за ересей, которые унижали Богоматерь и искажали догмат о воплощения Иисуса Христа. В это время для богослужений песнотворцы создали церковные гимны и песнопения, в которых рассказывается о таинстве воплощения Сына Божия и величия Богоматери.
В ХVIII веке к празднику святой Иоанн Дамаскин и митрополит Никейский Феофан XVIII веке написали торжественные каноны. Дата праздника пришлась на 25 марта, по-новому стилю 7 апреля, поскольку 25 декабря или 7 января празднуется Рождество Господа Иисуса Христа.
Несмотря на то, что праздник Благовещения ежегодно выпадает на 25 марта/ 7 апреля, в зависимости от пасхального поста праздник бывает в промежутках времени с четверга третьей седмицы Великого поста до среды Святой недели. Он имеет некоторые особенности: на Благовещение читается Евангелие и можно услышать множество торжественных песнопений, чего не бывает в другие постовые богослужения. В этот день разрешается употреблять масло, вино, рыбу. В церквях совершается литургия святителя Иоанна Златоуста. В посту её совершают только по субботам.
Еще одной традицией в этот день выпускают голубей, а работать вовсе запрещено — «птичка гнездо не вьет, а девица косу не плетет». На Благовещение наблюдают «игру» солнца при его восходе. Наши предки в этот день раздавали хлеб или неосвященную просфору. Церковнослужители с этим боролись, поскольку считали, что это языческая традиция и ничего с христианством иметь не должно. Они учили, что умилостивлять Бога следует не подношением хлеба, а усердными молитвами. Тех, кто принимал участие в таком обряде, отлучали от церкви, запрещали давать причастие.