СССР против Византии или Еще о лечении расколов
Находившийся на покое бывший предстоятель Православной Церкви в Америке (ПЦА) митрополит Феодосий (Лазор) скончался 19 октября на 87-м году жизни.
"Покойником" он стал почти 20 лет назад - из-за обвинений в финансовой нечистоплотности.
Но самое интересное - это начало его епископства. Оно вызвало гневный протест патриарха Алексия, излившийся в письме к Вселенскому патриарху Афинагору:
"...В субботу на Светлой седмице, 6 мая сего года, в Нью-Йорке, в кафедральном Покровском соборе Митрополичьего Округа, пребывающем, как это известно Вашему Святейшеству, в отделении от Матери-Церкви, то есть в расколе, имело место архиерейское посвящение архимандрита Феодосия Лазор. В совершении литургии и самом епископском посвящении, которое возглавил руководитель раскольнической группировки митрополит Ириней, приняли участие Преосвященный Сила, епископ Амфиполисский, викарий Экзарха Вашего Святейшества в Америке архиепископа Иакова, и Преосвященный Марк, епископ Левкийский, глава Албанского диоцеза, упоминающийся ныне в диптихах юрисдикции Вашего Святейшества.
Канонические прещения Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви в отношении клира Митрополичьего Округа достаточно известны руководителям православных диоцезов в Америке. Эти прещения объясняются отступлением со стороны клира Митрополичьего Округа от общения с своим Патриархом, учинением раскола и расторжением единства Церкви, каковые преступления, согласно; решению отцов святого Константинопольского Двукратного Собора, влекут за собой низложения из сана (пр. 15, ср. Ап. 31; III Всел. 3; Карф. 10). Об этом же говорит Отец « Учитель Церкви Великий Иоанн Златоуст: «производить разделение в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси» (Толкование на послание к Ефесянам, гл. 65). Хорошо известно православным клирикам и предупреждение отцов св. Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (33), повторивших 45-е правило Апостольское, которое говорит об отлучении епископа, пресвитера или диакона, молившегося с еретиком.
Таким образом, самоочевидна вина Преосвященных епископов, вступивших в тайнодейственное общение с раскольниками: антиканоничное по существу, оно является прямым вмешательством во внутренние дела нашей Святой Церкви, служит укреплению Митрополичьего Округа и еще более усложняет и отодвигает весьма желанное для нас восстановление молитвенно-канонических отношений его с Матерью — Русской Православной Церковью.
Вместе с тем нас особенно тревожит, что изложенное событие не является единичным. В последние годы известны многочисленные нарушения клириками Экзархата Вашего Святейшества в Америке канонических норм в сношениях с местными раскольничьими группировками, составлявшими в свое время части Русской Православной Церкви. Как ничто иное, подобные поступки нарушают мир церковный и угрожают единству Православия.
Мы надеемся, что участники вышеизложенного печального события, клирики юрисдикции Вашего Святейшества, понесут должное взыскание, и мы настоятельно просим Ваше Святейшество указать Высокопреосвященному архиепископу Иакову на необходимость с его стороны тщательно наблюдать за строгим соблюдением канонических норм духовенством Святой Константинопольской Церкви в Америке в их отношениях с другими православными юрисдикциями.
Примите, Ваше Святейшество, уверение в моей неизменной братской к Вам о Господе любви и всецелой преданности.
АЛЕКСИИ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, 2 августа 1967 года"
ЖМП 1967 № 9 с.3.
Полагаю, что участие кпльских епископов в хиротониях американских "раскольников" ("Митрополии") убедило моспатриарха в том, что надежд на коленопреклонение мятежной митрополии пред нею уже нет, и надо признать ее автокефальный статус (1970).
Как и в современном украинском конфликте тут опять не вполне очевидно - кто увековечивает расколы, а кто их лечит.
***
Предыдущая серия:
«Послание патриарха Алексия и священного при нем Синода.
С 20-х годов нынешнего столетия, воспользовавшись временным прекращением сношений с Московской Патриархией вследствие сложившихся внешних тяжелых условий, часть Русской Православной Церкви в Америке отошла от канонического общения с Матерью-Церковью Российской, самочинно управлялась и подвергалась за это в 1934— 1935 гг. запрещению от Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия.
Непрерывная, начиная с того же времени, цепь расколов и разделений тяжко отразилась на жизни Православных русских приходов в Америке, вообще, и привела к тому, что в настоящее время нет порядка и единства, как в Патриарших приходских общинах, так и в приходах, находящихся вне ведения Московской Патриархии.
В последних это отсутствие единства выражается в том, что вслед за Митрополитом Феофилом епископы и часть священников стоят за полное отделение от Матери Русской Церкви и за образование автокефальной Церкви Американской, а другая часть священства и церковный народ в большей своей части желает подчинения Московскому Патриарху на правах автономии, что является для Патриархии вполне приемлемым, при соблюдении канонических требований, нарушать которые мы не можем.
С глубокой скорбью приходится признать современное положение Русской Церкви в Америке — хаотическим.
Ненормальность положения была, наконец, осознана большей частью духовенства и верующих, и Всеамериканский Церковный Собор, бывший в Кливлэнде в ноябре 1946 г., громадным большинством голосов постановил просить меня воссоединить Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде с Церковью-Матерью и пребывать духовным Главой ее при условии сохранения для нее полной автономии, существующей в настоящее время.
На посланное нам сообщение об этом постановлении мы ответили Митрополиту Феофилу, что приветствуем это решение Кливлэндского Собора, принципиально не возражаем против испрашиваемой автономии для нашей Православной Церкви в Америке и поручаем Митрополиту Ленинградскому Григорию в миролюбивом духе обсудить условия автономии с Митрополитом Феофилом.
Несмотря на неоднократные призывы Митрополита Григория к свиданию, Митрополит Феофил ни на один из них даже не ответил.
Мало того, и он сам и некоторые его епископы допустили непозволительные выступления с амвона и в печати в отношении Патриаршей Церкви и Ее представителей; предложенные Митрополитом Григорием условия канонической автономии отвергли, и на своем Соборе в ноябре сего года решительно высказались за продолжение самочинного управления в разрыве с Матерью-Церковью.
Наш долг открыть Православной Русской пастве в Америке все лицемерие ее духовных вождей, говорящих о «вожделенном времени полного и всестороннего общения с Матерью-Церковью Русской», «о признании Ея подвига на Русской земле» и даже поминающих имя Московского Патриарха за Богослужением, а на деле уклоняющихся от общения.
О каком своем стремлении к единению с Матерью-Церковью могут говорить эти иерархи, когда старший из них, Митрополит Феофил, вопреки всякому праву на такое действие, наложил проклятие на своего собрата Архиепископа Нью-Йоркского Макария, именно за то, что сей старец послушался голоса своей совести и воссоединился с Матерью-Церковью? Таким своим незаконным действием Митрополит Феофил, по слову Божию (Быт. 27,29; Псал. 108, 17), сам на себя навлек проклятие.
О каком стремлении к единению можно говорить, когда строго каноническое, поставленное Патриархом условие этого единения — совместное служение отколовшихся с верными Матери-Церкви иерархами до сих пор не было выполнено и когда единомысленные с Митрополитом Феофилом иерархи в своем, опубликованном 22 ноября, послании заявляют, что они «считают провозглашение полной независимости (автокефалии) нашей Русской Американской Церкви преждевременным», и, значит, ждут только «подобна времени» в будущем, чтобы самочинно провозгласить такую полную независимость, т. е. раскол?
Пусть же верные чада Православной Российской Церкви блюдут, како опасно ходят; пусть не допускают они, чтобы самочинники обманывали своим лицемерием и отрывали их от родной Церкви, ибо только в единении с Нею можно находить и мир душевный и спасение вечное. А это единение должно быть основано на строго канонических началах, нарушение которых есть грех пред Церковью.
Принимая во внимание все вышеизложенные данные, освещающие положение церковных дел в Америке, и усматривая, что главными виновниками разделения являются те, кто должны бы были по своему положению архипастырей и руководителей блюсти по Апостолу «единение духа в союзе мира», именно Митрополит Феофил и сущие с ним епископы; что пастыри, возглавляющие приходы, подчиненные Митрополиту Феофилу, в большинстве остаются в его ведении против своего личного желания, бессильные пред сложившимися обстоятельствами, и что, таким образом, вина их в разделении является гораздо меньшей, что православный народ является в сущности жертвой раздоров и разделений, царящих в церковной жизни Америки, — мы и Священный Синод в заседании своем от 12 декабря 1947 года
Постановили:
Митрополита Феофила и единомысленных с ним Епископов: Чикагского Архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и Епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлэндского собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на Архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с Правилами: 34-м Апост., 9-м Антиох. Соб., 15-м Двукратн. Соб.
Наложенное на Митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием запрещение, оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения чрез совместное служение его, Митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриарха — Митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых Епископов, идущих вслед за Митрополитом Феофилом по пути раскола.
2. Поручить Преосвященному Экзарху, Архиепископу Макарию, принимать духовных лиц, желающих воссоединения — через общение с ними в таинстве Евхаристии после исповеди их у духовника» .
ЖМП 1948, № 1
Помянутый среди прочих подсудимый еп. Леонтий после Феофила стал главой американской митрополии. В 1953 году патриарх Алексий честит эту группу как «вредоносный раскол» :
«Не была ли бы уже и ныне значительно разряжена церковная обстановка в Америке, если бы некоторые Поместные Церкви, в том числе и Святейший Константинопольский Престол стояли на строго канонических позициях и осудили известный Вашему Святейшеству вредоносный раскол, так называемую «Северо-Американскую митрополию», возглавляемую ныне Митрополитом Леонтием (Туркевичем), и американскую часть так называемой «Русской Православной Церкви заграницей», подчиняющейся «Архиерейскому Синоду», во главе с Митрополитом Анастасией (Грибановским)? Митрополит Леонтий и единомышленный ему епископат «Северо-Американской митрополии» решением Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 1947 г. преданы суду Собора Епископов и запрещены в священнослужении. Таковому же наказанию подвергнут епископат и клир «Русской Православной Церкви заграницей» (Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 августа 1945 г.). Но поныне представители Константинопольского Престола в Америке состоят в молитвенном и каноническом общении с этими противозаконными сборищами клириков и мирян. Достаточно упомянуть об участии, по приглашению Экзарха Вашего. Святейшества в Америке, Высокопреосвященного Архиепископа Михаила, представителей русского церковного раскола на созванном в начале 1952 г. местном межправославном совещании, в связи с чем Наш Американский Экзархат вынужден был отклонить идентичное приглашение» (Письмо патриарха Алексия патриарху Афинагору от 7 марта 1953 // ЖМП 1953, № 3, с. 4).
Ну, а подробнее все это в моей книге "СССР против Византии".
"Покойником" он стал почти 20 лет назад - из-за обвинений в финансовой нечистоплотности.
Но самое интересное - это начало его епископства. Оно вызвало гневный протест патриарха Алексия, излившийся в письме к Вселенскому патриарху Афинагору:
"...В субботу на Светлой седмице, 6 мая сего года, в Нью-Йорке, в кафедральном Покровском соборе Митрополичьего Округа, пребывающем, как это известно Вашему Святейшеству, в отделении от Матери-Церкви, то есть в расколе, имело место архиерейское посвящение архимандрита Феодосия Лазор. В совершении литургии и самом епископском посвящении, которое возглавил руководитель раскольнической группировки митрополит Ириней, приняли участие Преосвященный Сила, епископ Амфиполисский, викарий Экзарха Вашего Святейшества в Америке архиепископа Иакова, и Преосвященный Марк, епископ Левкийский, глава Албанского диоцеза, упоминающийся ныне в диптихах юрисдикции Вашего Святейшества.
Канонические прещения Высшей Церковной власти Русской Православной Церкви в отношении клира Митрополичьего Округа достаточно известны руководителям православных диоцезов в Америке. Эти прещения объясняются отступлением со стороны клира Митрополичьего Округа от общения с своим Патриархом, учинением раскола и расторжением единства Церкви, каковые преступления, согласно; решению отцов святого Константинопольского Двукратного Собора, влекут за собой низложения из сана (пр. 15, ср. Ап. 31; III Всел. 3; Карф. 10). Об этом же говорит Отец « Учитель Церкви Великий Иоанн Златоуст: «производить разделение в Церкви не меньшее зло, как и впадать в ереси» (Толкование на послание к Ефесянам, гл. 65). Хорошо известно православным клирикам и предупреждение отцов св. Лаодикийского Собора: «Не подобает молиться с еретиком или отщепенцем» (33), повторивших 45-е правило Апостольское, которое говорит об отлучении епископа, пресвитера или диакона, молившегося с еретиком.
Таким образом, самоочевидна вина Преосвященных епископов, вступивших в тайнодейственное общение с раскольниками: антиканоничное по существу, оно является прямым вмешательством во внутренние дела нашей Святой Церкви, служит укреплению Митрополичьего Округа и еще более усложняет и отодвигает весьма желанное для нас восстановление молитвенно-канонических отношений его с Матерью — Русской Православной Церковью.
Вместе с тем нас особенно тревожит, что изложенное событие не является единичным. В последние годы известны многочисленные нарушения клириками Экзархата Вашего Святейшества в Америке канонических норм в сношениях с местными раскольничьими группировками, составлявшими в свое время части Русской Православной Церкви. Как ничто иное, подобные поступки нарушают мир церковный и угрожают единству Православия.
Мы надеемся, что участники вышеизложенного печального события, клирики юрисдикции Вашего Святейшества, понесут должное взыскание, и мы настоятельно просим Ваше Святейшество указать Высокопреосвященному архиепископу Иакову на необходимость с его стороны тщательно наблюдать за строгим соблюдением канонических норм духовенством Святой Константинопольской Церкви в Америке в их отношениях с другими православными юрисдикциями.
Примите, Ваше Святейшество, уверение в моей неизменной братской к Вам о Господе любви и всецелой преданности.
АЛЕКСИИ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
Москва, 2 августа 1967 года"
ЖМП 1967 № 9 с.3.
Полагаю, что участие кпльских епископов в хиротониях американских "раскольников" ("Митрополии") убедило моспатриарха в том, что надежд на коленопреклонение мятежной митрополии пред нею уже нет, и надо признать ее автокефальный статус (1970).
Как и в современном украинском конфликте тут опять не вполне очевидно - кто увековечивает расколы, а кто их лечит.
***
Предыдущая серия:
«Послание патриарха Алексия и священного при нем Синода.
С 20-х годов нынешнего столетия, воспользовавшись временным прекращением сношений с Московской Патриархией вследствие сложившихся внешних тяжелых условий, часть Русской Православной Церкви в Америке отошла от канонического общения с Матерью-Церковью Российской, самочинно управлялась и подвергалась за это в 1934— 1935 гг. запрещению от Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Сергия.
Непрерывная, начиная с того же времени, цепь расколов и разделений тяжко отразилась на жизни Православных русских приходов в Америке, вообще, и привела к тому, что в настоящее время нет порядка и единства, как в Патриарших приходских общинах, так и в приходах, находящихся вне ведения Московской Патриархии.
В последних это отсутствие единства выражается в том, что вслед за Митрополитом Феофилом епископы и часть священников стоят за полное отделение от Матери Русской Церкви и за образование автокефальной Церкви Американской, а другая часть священства и церковный народ в большей своей части желает подчинения Московскому Патриарху на правах автономии, что является для Патриархии вполне приемлемым, при соблюдении канонических требований, нарушать которые мы не можем.
С глубокой скорбью приходится признать современное положение Русской Церкви в Америке — хаотическим.
Ненормальность положения была, наконец, осознана большей частью духовенства и верующих, и Всеамериканский Церковный Собор, бывший в Кливлэнде в ноябре 1946 г., громадным большинством голосов постановил просить меня воссоединить Русскую Православную Церковь в Северной Америке и Канаде с Церковью-Матерью и пребывать духовным Главой ее при условии сохранения для нее полной автономии, существующей в настоящее время.
На посланное нам сообщение об этом постановлении мы ответили Митрополиту Феофилу, что приветствуем это решение Кливлэндского Собора, принципиально не возражаем против испрашиваемой автономии для нашей Православной Церкви в Америке и поручаем Митрополиту Ленинградскому Григорию в миролюбивом духе обсудить условия автономии с Митрополитом Феофилом.
Несмотря на неоднократные призывы Митрополита Григория к свиданию, Митрополит Феофил ни на один из них даже не ответил.
Мало того, и он сам и некоторые его епископы допустили непозволительные выступления с амвона и в печати в отношении Патриаршей Церкви и Ее представителей; предложенные Митрополитом Григорием условия канонической автономии отвергли, и на своем Соборе в ноябре сего года решительно высказались за продолжение самочинного управления в разрыве с Матерью-Церковью.
Наш долг открыть Православной Русской пастве в Америке все лицемерие ее духовных вождей, говорящих о «вожделенном времени полного и всестороннего общения с Матерью-Церковью Русской», «о признании Ея подвига на Русской земле» и даже поминающих имя Московского Патриарха за Богослужением, а на деле уклоняющихся от общения.
О каком своем стремлении к единению с Матерью-Церковью могут говорить эти иерархи, когда старший из них, Митрополит Феофил, вопреки всякому праву на такое действие, наложил проклятие на своего собрата Архиепископа Нью-Йоркского Макария, именно за то, что сей старец послушался голоса своей совести и воссоединился с Матерью-Церковью? Таким своим незаконным действием Митрополит Феофил, по слову Божию (Быт. 27,29; Псал. 108, 17), сам на себя навлек проклятие.
О каком стремлении к единению можно говорить, когда строго каноническое, поставленное Патриархом условие этого единения — совместное служение отколовшихся с верными Матери-Церкви иерархами до сих пор не было выполнено и когда единомысленные с Митрополитом Феофилом иерархи в своем, опубликованном 22 ноября, послании заявляют, что они «считают провозглашение полной независимости (автокефалии) нашей Русской Американской Церкви преждевременным», и, значит, ждут только «подобна времени» в будущем, чтобы самочинно провозгласить такую полную независимость, т. е. раскол?
Пусть же верные чада Православной Российской Церкви блюдут, како опасно ходят; пусть не допускают они, чтобы самочинники обманывали своим лицемерием и отрывали их от родной Церкви, ибо только в единении с Нею можно находить и мир душевный и спасение вечное. А это единение должно быть основано на строго канонических началах, нарушение которых есть грех пред Церковью.
Принимая во внимание все вышеизложенные данные, освещающие положение церковных дел в Америке, и усматривая, что главными виновниками разделения являются те, кто должны бы были по своему положению архипастырей и руководителей блюсти по Апостолу «единение духа в союзе мира», именно Митрополит Феофил и сущие с ним епископы; что пастыри, возглавляющие приходы, подчиненные Митрополиту Феофилу, в большинстве остаются в его ведении против своего личного желания, бессильные пред сложившимися обстоятельствами, и что, таким образом, вина их в разделении является гораздо меньшей, что православный народ является в сущности жертвой раздоров и разделений, царящих в церковной жизни Америки, — мы и Священный Синод в заседании своем от 12 декабря 1947 года
Постановили:
Митрополита Феофила и единомысленных с ним Епископов: Чикагского Архиепископа Леонтия, Аляскинского Иоанна, Бруклинского Иоанна и Епископа Никона — за упорное противление призывам Матери-Церкви к общению; за вовлечение своей паствы в раскол, вопреки желанию самой паствы, выразившемуся в постановлении Кливлэндского собора, а первого и за незаконно наложенное «проклятие» на Архиепископа Макария за воссоединение его с Московской Патриархией — подвергнуть Суду Собора Епископов, согласно с Правилами: 34-м Апост., 9-м Антиох. Соб., 15-м Двукратн. Соб.
Наложенное на Митрополита Феофила 5 января 1935 г. Патриаршим Местоблюстителем Митрополитом Сергием и условно снятое с него в январе 1947 г. Святейшим Патриархом Московским Алексием запрещение, оставить в силе, вследствие неисполнения им указанного Патриархом условия воссоединения чрез совместное служение его, Митрополита Феофила, с Преосвященным Экзархом, или с представителем Патриарха — Митрополитом Григорием. Это же запрещение простирается и на вышеупомянутых Епископов, идущих вслед за Митрополитом Феофилом по пути раскола.
2. Поручить Преосвященному Экзарху, Архиепископу Макарию, принимать духовных лиц, желающих воссоединения — через общение с ними в таинстве Евхаристии после исповеди их у духовника» .
ЖМП 1948, № 1
Помянутый среди прочих подсудимый еп. Леонтий после Феофила стал главой американской митрополии. В 1953 году патриарх Алексий честит эту группу как «вредоносный раскол» :
«Не была ли бы уже и ныне значительно разряжена церковная обстановка в Америке, если бы некоторые Поместные Церкви, в том числе и Святейший Константинопольский Престол стояли на строго канонических позициях и осудили известный Вашему Святейшеству вредоносный раскол, так называемую «Северо-Американскую митрополию», возглавляемую ныне Митрополитом Леонтием (Туркевичем), и американскую часть так называемой «Русской Православной Церкви заграницей», подчиняющейся «Архиерейскому Синоду», во главе с Митрополитом Анастасией (Грибановским)? Митрополит Леонтий и единомышленный ему епископат «Северо-Американской митрополии» решением Нашим и Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 1947 г. преданы суду Собора Епископов и запрещены в священнослужении. Таковому же наказанию подвергнут епископат и клир «Русской Православной Церкви заграницей» (Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 10 августа 1945 г.). Но поныне представители Константинопольского Престола в Америке состоят в молитвенном и каноническом общении с этими противозаконными сборищами клириков и мирян. Достаточно упомянуть об участии, по приглашению Экзарха Вашего. Святейшества в Америке, Высокопреосвященного Архиепископа Михаила, представителей русского церковного раскола на созванном в начале 1952 г. местном межправославном совещании, в связи с чем Наш Американский Экзархат вынужден был отклонить идентичное приглашение» (Письмо патриарха Алексия патриарху Афинагору от 7 марта 1953 // ЖМП 1953, № 3, с. 4).
Ну, а подробнее все это в моей книге "СССР против Византии".