«Эти люди особенно тонко чувствуют фальшь в проповеди». Что увидел русский священник-миссионер в Африке
Протоиерей Тигрий Хачатрян
Сколько себя помню, Африка всегда привлекала меня не только своей необычностью, но еще и простотой и открытостью человеческих отношений. Правда, о миссии в тех местах я даже не думал. Первая моя поездка туда случилась в январе 2023 года. Меня отправили в командировку, и я провел несколько рождественских богослужений на территории наших диппредставительств в Танзании и Руанде. Тогда же произошло одно из самых удивительных знакомств в моей жизни — с отцом Петром Бикамумпакой, первым священником Русской Православной Церкви в Руанде.
За время моей командировки мы с ним сдружились, отец Петр даже пригласил меня к себе в гости. Я увидел его небольшую домовую церковь, услышал скорбный рассказ о трудностях и гонениях, которые он переживает — Руанда ведь только-только открывает для себя православное христианство, и принять его местному населению трудно. Бывало, отцу Петру срывали службы, а один раз даже украли антиминс. К тому же власти Руанды сейчас ужесточили законы, регулирующие деятельность религиозных организаций. Но несмотря ни на что, отец Петр говорил о своем служении с большой любовью. По его просьбе я освятил его «угодья», которые напоминали трущобы с земляными полами. А потом он познакомил меня со своей семьей.
До сих пор не могу забыть глаза его детей. Во время нашей встречи они смотрели на меня, словно ангелы, с любовью и грустью. Этот взгляд здесь передается по наследству как память о страшной резне, произошедшей в 1994 году из-за конфликта тутси и хуту — двух народов, много веков живших на одной территории и имевших одну культуру и веру. Тогда за 100 дней хуту убили почти миллион тутси и лояльных к ним хуту. И хотя прошло уже 30 лет, тут до сих пор не принято говорить о том, что случилось, но, если заглянуть здешним людям в глаза, станет понятно: они ничего не забыли.
Тот день я запомнил навсегда. В жене и детях отца Петра я увидел верных Христу и Церкви христиан, готовых нести любые тяготы и лишения ради своего Спасителя. Я понял: не я выбрал Африку, Африка сама выбрала меня. В этом январе Патриарший экзарх Африки митрополит Зарайский Константин пригласил меня заняться образовательной деятельностью и катехизацией. И я согласился.
Недавно священники и прихожане основной части наших приходов в Танзании и Кении впервые получили возможность совершать суточный круг богослужений на родном суахили! И поскольку греческое духовенство, которое вело здесь миссионерскую работу, почти не учило местное население исповеди, мы выпустили специальное пасторско-богословское руководство о таинстве Покаяния на английском, французском и суахили, а также сам чин исповеди с пошаговой инструкцией. А еще нам удалось внести важные коррективы в приходскую жизнь, например, освободить ее от некоторых религиозных практик, которые не соответствовали церковной традиции. А теперь мы активно готовим образовательные курсы для духовенства экзархата.
Миссия в Африке, конечно, отличается от миссии в других местах. Думаю, главная особенность того, как африканцы воспринимают христианскую веру, в их простоте и непосредственности. Когда объясняешь им такие трудные догматы, как догмат о Троице, они мгновенно схватывают, словно это нечто само собой разумеющееся! Хотя есть и трудности. Иногда приходится объяснять священникам, что, даже если ты обижаешься на прихожанина, все равно нельзя раскрывать тайну исповеди. А в некоторых регионах православные родители продолжают обрезать мальчиков.
Еще один интересный момент: африканцы очень радуются, ощущая себя частью большой Русской Церкви. Им нравится узнавать о наших святых, особенно о тех, кто близок им по социальному положению, например о крестьянах. Из-за тяжелого колониального прошлого они чувствуют свою связь с Россией, на которую тоже часто нападали. К нам у них естественная тяга — они видят, как мы, благодаря вере, выстояли среди бурь и битв.
За свое недолгое служение в Африке я пришел к одной важной мысли: хотя миссия — это всегда благовестие, она не ограничивается словами. Между строк и слов передается личный опыт миссионера, который не должен сводить все к простому цитированию Евангелия. Ведь нам важно, чтобы люди не просто согласились с истиной, а чтобы они уверовали в Господа. А это немного другое. Уверовать сердцем — значит посвятить Ему себя, всю свою жизнь. Вот это и есть настоящий результат миссии. И добиться его лишь аргументами в пользу христианства невозможно. Вера — это дар свыше.
В молитве, которую произносит архиерей, рукополагая священника, есть такие слова: «Божественная благодать, всегда немощная врачующая и оскудевающая восполняющая». То есть благодать Святого Духа преображает наше человеческое естество, и потому она — главный и решающий помощник в деле покаяния. Ну и, конечно, сами христиане, пример их жизни во Христе. Но тут, к сожалению, все сложно. Равнодушие, самодовольство, отсутствие внутреннего стремления к жертвенному служению — все это особенно тонко чувствуют люди в Африке. Они более чуткие и всегда видят фальшь и неискренность. А сами отличаются от нас открытостью и простотой евангельских детей, каковых есть Царство Небесное. Без любви и открытого сердца проповедовать африканцам — бесполезная трата времени.
Это вообще трудно из-за местных особенностей. Но именно поэтому чудо здесь сразу видно! Еженедельно ко Христу приходят десятки и сотни людей, многие сразу принимают крещение и становятся частью Церкви. И приходская жизнь в Африке более сплоченная, чем в России. Мы могли бы многому поучиться! Например, африканцы глубоко чувствуют свою принадлежность к общине и ответственность за жизнь прихода. И это приносит прекрасные плоды.
В Евангелии от Иоанна есть одна история, которая помогает мне сохранять верный настрой для миссионерского служения. Эта история о встрече самарянки с Христом. Женщина пришла к колодцу с одним настроением и целью, и вдруг ее отношение к жизни кардинально поменялось. И не потому, что она чего-то испугалась или ее к этому принудили. А потому, что слова Христа о Воде Живой деликатно пробудили в ней эту жажду. Больше всего меня потрясает концовка — когда женщина, несмотря на страх и риск обнажить перед всеми свою грешную жизнь, за которую могли и камнями побить, пытается передать колоссальный новый опыт, а лучше сказать — новое переживание этой реальности, и созывает жителей города на встречу с Христом. Именно это и должен делать каждый миссионер.
Записала Сабина Кухарчук