Максим Врабий: "Странно, что никто кроме ВГК не видит потенциала в развитии киберспорта на Сахалине"
0
129
Стоит ли родителям ругать подростка, увлечённо играющего в одну и ту же игру? Сколько сегодня на стрелялках-убивалках может заработать профессиональный молодой спортсмен в России? Как государство относится к киберспорту? Сегодня мы поговорим про компьютерные игры. В Сахалинской области проходит чемпионат по киберспорту EMCO.TECH.SPORTS . 23-24 декабря на базе Восток в Южно-Сахалинске состоится финал. Соревнования, которая организовала Восточная горнорудная компания собрали рекордные 360 школьников со всего региона. В то время как на Дальневосточный кибертурнир, в котором участвуют 11 регионов ДФО, заявились 350 человек. На вопросы astv.ru ответил организатор чемпионата Максим Врабий (на фото ниже). - Доброго дня, Максим! Многим родителям знакома картина - ребёнок допоздна играет в компьютер, а утром просыпает школу и весь день ходит вялым. Детскую и подростковую увлечённость компьютерными играми взрослые люди воспринимают если не как болезнь, то точно как дурь или блажь, которую надо победить. Как вы относитесь к компьютерным играм? Зачем они нужны? Чего в них больше - вреда или пользы? - Я уже давно тесно связал свою жизнь с играми. Я - стример, который увлекается киберспортом, поэтому игры - это важная часть моей жизни, которая также приносит мне доход. Если говорить о пользе или вреде игр, то тут надо понимать, что их влияние полностью лежит на родителях. Нужно наблюдать за тем, как ребёнок реагирует на ту или иную игру. Нельзя все пускать на самотёк. Также необходимо соблюдать режим сна. Большинство отрицает пользу игр в обществе, но лично мне игры помогли найти новых друзей. Я стал лучше понимать английский язык, научился работать в команде, реакция и мышление стали лучше. Этот факт вам может подтвердить почти любой, кто увлекается киберспортом. Кроме того, эксперты проводили исследования и подтвердили мои слова. Об этом писали множество источников, например rg.ru . - Получается, что опыт в играх может сильно помочь молодому человеку или девушке в развитии навыков в будущем. А каким образом? Нельзя же стать мастером спорта по тетрису, или устроиться на работу с шестизначной зарплатой благодаря высоким позициям в DOTA2. - Здесь я полностью с вами не согласен. Вот вам пример. В России есть киберспортивная организация Team Spirit, в которую входят различные дисциплины, в том числе и DOTA2, состав которой, кстати, не так давно во второй раз выиграл самый престижный турнир The International. В первый раз российские ребята заработали 18,2 млн долларов, во второй - 1,4 млн долларов. Игрокам, которые развивают навыки и стремятся добиться высот в киберспорте, как и в обычном спорте, ничего не стоит попасть в киберспортивную академию. А уже оттуда выйти на профессиональный уровень. - Ну хорошо, на Западе прогеймеры получают неплохой доход, просто транслируя свои прохождения на Youtube, Twitch или других сервисах. У нас из-за санкций этой возможности нет. Team Spirit - скорее исключение из правил, как мне кажется. Разве нет? - Конечно, нет. Наши геймеры и стримеры также получают хорошие деньги, просто играя в игры. Кроме того, в России активно развиваются направление киберспорта и разработки игр. Множество площадок и спонсоров заинтересованы в этом. К примеру, самый известный русский летсплейщик (от английского let's play - давай играть ) Дмитрий Куплинов собирает большие просмотры на своих видео и зарабатывает на этом неплохие деньги, часть которых он отдает на благотворительность. Из киберспортивных личностей хотелось бы отметить Михаила Dosia Столярова . В 2017 году он выиграл самый престижный турнир в CS Go Major и смог заработать 70 000 долларов. В данный момент является популяризатором киберспорта среди молодежи и выступает в качестве гостя и наставника на многих мероприятиях. Совсем недавно его можно было заметить во Владивостоке на турнире по фиджитал-многоборью ГТО . - Поговорим о местном чемпионате EMCO.TECH.SPORTS. Кто его придумал? Почему выбрали DOTA2 и Counter Strike 2, а не более вдумчивые стратегии ( StarCraft 2), или Fortnite? Зачем ВГК решила вложиться в это мероприятие? - ВГК не просто решила вложиться. ВГК по сути и создала турнир. Всё началось с того, что компания в 2022 году открыла в Шахтёрске детский технопарк EMCO TECH, в котором школьников обучают программированию, 3D-моделированию, VR и другим IT-дисциплинам. Среди прочего, там был и киберспорт. В 2022 году школьники попробовали участвовать во всероссийском кибертурнире и заняли второе место на региональном этапе. С первого раза. После этого наступила тишина, больше никаких киберспортивных мероприятий не было. Поэтому ребята попросили ВГК организовать на Сахалине чемпионат. В итоге уже весной технопарк создал киберлигу EMCO.TECH.SPORTS и совместно с министерством образования Сахалинской области провёл первый турнир на 23 команды с разных школ острова. А этой осенью - второй турнир, на который уже пригласили меня в качестве со-организатора. Я думаю, ВГК видит большой потенциал в развитии киберспорта на Сахалине. Странно, что среди бизнеса этого больше никто не видит. - Насколько мы знаем, команды из Шахтёрска - воспитанники EMCO.TECH.SPORTS - рвут всех соперников из-за неравного уровня. Почему это происходит? Их тренировал кто-то профессиональный? Если да, то разве это честно по отношению к любительским командам? В чём секрет успеха ребят? - Неравный уровень? Бросьте. Почти все команды на этом чемпионате играли на равных с очень близким счётом. Конечно, нашим двум командам по CS2 немного повезло - у них есть тренер, который смог, я считаю, за короткий срок научить ребят работать в команде, правильно и вовремя давать информацию, а также быстро принимать важные решения в той или иной ситуации. Секрет успеха, друзья, в дисциплине. Однако рано говорить об успехе шахтёрцев. Они еще только в полуфинале. Во-первых, им предстоит борьба с серьёзными соперниками, во-вторых, на финальных играх, которые пройдут на базе Восток , ребята будут уже не у себя дома. Это тоже важный фактор. - Были ли на чемпионате забавные или запомнившиеся моменты? Может, кто-то из игроков вспылил и сломал клавиатуру об голову соперника? Эмоции-то перехлёстывают. - Были, конечно, забавные моменты. Никто ничего не ломал и никого не бил - в первую очередь, это была онлайн-стадия, а значит, каждая из команд находилась далеко друг от друга. Из того, что запомнилось, - одна из команд пыталась подменить игрока в своей команде на более взрослого и опытного. Но их сдал человек, которого и пытались заменить. Было очень забавно за этим наблюдать. Также пытались использовать вспомогательные программы - читы. Но наши судьи это быстро замечали и наказывали игрока и команду. - Каких результатов вы ожидаете от чемпионата EMCO.TECH.SPORTS? Победители смогут выйти в какую-то более высокую лигу? Смогут ли они бросить вызов на уровне Дальнего Востока? Или вы рассчитываете изменить восприятие киберспорта сахалинцами - теми самыми родителями будущих чемпионов? - Интересный вопрос. Цель киберлиги EMCO.TECH.SPORTS - популяризировать киберспорт в Сахалинской области. Мы специально проводим финальные игры в режиме оффлайн, чтобы на игроков могли посмотреть сверстники и увидеть, что киберспорт ближе, чем кажется. Он реален и он здесь, прямо перед вами. Вот они, школьники из Корсакова, Троицкого, Углезаводска, которые тренируются, побеждают, растут. И так может каждый из вас. - Есть планы на будущее? Расширение списка игр (добавьте же StarCraft 2)? Или возьмёте паузу на переосмысление? - Да, мы думаем над расширением списка игр. Первыми в очереди стоят игры королевской битвы - PUBG, FORTNITE, APEX LEGENDS. Также смотрим и в направлении консолей - турниры по FIFA, Mortal Kombat и UFC также набирают обороты среди игроков. Кроме того, есть и League of legends и тот же StarCraft. Есть, куда расти. - Расскажите об устройстве чемпионата с практической стороны. Наверняка были сахалинские команды, которые размышляли над участием, но их что-то остановило. Требовалось ли физическое присутствие игроков в точке проведения этапа соревнований? Если да, то оплачивалась ли им дорога, жильё и пропитание? Если нет, то как контролировалась честность игры? Какие оргвыводы вы сделали и что хотели бы изменить в будущем? - Мы решили сделать на чемпионате EMCO.TECH.SPORTS гибридный формат соревнований - промежуточные этапы можно играть из дома онлайн, но финал - на сцене в Южно-Сахалинске. Это открыло возможность участия командам из разных районов Сахалинской области. Что насчёт честности - за каждой игрой в онлайне следили судьи. Они контролировали ход игры и мониторили аккаунты. Игры, которые вызывали сомнения судей, рассматривали дополнительно - мы смотрели логи более детально. Что касается финала - мы с партнёрами полностью покрываем расходы участников на дорогу, проживание и питание, чтобы снизить финансовый барьер для команд. За это большое спасибо партнёрам: министерству образования, министерству спорта, агентству по развитию человеческого капитала и центру спортивной подготовки Сахалинской области, Федерации киберспорта на Сахалине. Приятно, что государство поддерживает киберспорт. Президент поручил развивать это направление, и это открывает перед киберспортом перспективы. Что касается выводов. Мы поняли, что гибридный формат турниров - это хорошо. Он позволяет привлечь больше команд и разнообразить участие за счёт удаленных районов. Думаем, как сделать онлайн-часть соревнований ещё лучше. Сейчас наша команда генерирует идеи, как усовершенствовать тот или иной момент. К примеру, со стадии плей-офф мы начали вести статистику игроков и команд. Разработали для этого специальное web-приложение силами преподавателей EMCO.TECH. Думаем, что в будущем это может трансформироваться целую киберспортивную платформу. Ещё один вывод - мы на правильном пути. Региональный (подчеркну, региональный) турнир, который уже находится на стадии завершения, собрал 360 участников. В то время как в дальневосточном чемпионате, который объединил целых 11 регионов ДФО, принимает участие 350 человек. - Спасибо за беседу. Напомним, на каверзные вопросы astv. ru про сахалинский киберчемпионат EMCO.TECH.SPORTS отвечал его организатор Максим Врабий.