В экспозицию ярославского музея-заповедника вернулась уникальная икона XVII века
Это возвращение – почти чудо. След ярославской иконы неожиданно обнаружился в прошлом году в Германии. Чтобы определить подлинность уникального произведения, понадобилась серьезная экспертиза.
«Нам помогали специалисты из Третьяковской галереи, и музея имения Андрея Рублева. Это все было сделано лучшими специалистами в искусствознании. По экспертным оценкам, это памятник очень высокого уровня, там, скорее всего, были задействованы, столичные мастера. Она отличается художественными особенностями»,- рассказал директор общества содействия сохранению и популяризации русской культуры им. Михаила Абрамова Наталья Горькова.
У искусствоведов сомнений нет: история этой иконы начинается в 17-ом веке. Полное название – «Святцы на июль». Фактически – это церковный календарь в образах.
«Это одна из серии икон, которая носит название минеи. «Минос» по-гречески месяц. На ней изображены в очень компактном виде все святые, которые празднуются в те дни, которые выпадают в этом месяце. Чем она удобна: минейную икону клали на анолой в середину храма, и люди, когда подходили, они видели, какие празднуются святые в течение этого месяца», – говорит настоятель спасо-преображенского монастырского подворья иеромонах Агафангел.
Всего мастера изготовили двенадцать таких святынь – по количеству месяцев в году. Все размещались сначала в деревянном храме Ильи Пророка. Потом были перенесены в каменный. Утрата произошла в 20-ом веке. В 1975-ом иконы были похищены. Через год удалось вернуть только восемь из них.
«У нас нет свидетелей тех событий. Мы только по слухам знаем, как это происходило, что участвовали скорее всего дети. Потому что возможности для проникновения взрослых не было. Кто, что и как остается тайной. Документов сейчас в полиции нет, потому что они через какое-то время уничтожаются, и теперь эта информация, видимо, навечно скрыта», – комментирует директор ярославского музея-заповедника Наталия Левицкая.
Почти полвека эта икона считалась утраченной. Пока на российских искусствоведов не вышел специалист из Германии. Он рассказал такую историю: на одном из аукционов частным коллекционером была приобретена святыня очень высокого художественного уровня. Возникли подозрения: это одна из тех, которую украли в Ярославле, а потом вывезли из страны.
«Почти 7 лет назад мы вместе с моим папой, Михаилом Юрьевичем передавали здесь уже икону «Сошествие в ад» она по-моему называлась ярославскому музею и, конечно, же захотелось это повторить. Это очень важный для Ярославля и для научного сообщества, и мне кажется самое правильное место для этой иконы именно здесь», – отмечает председатель правления общества содействия сохранению и популяризации русской культуры имени Михаила Абрамова Георгий Абрамов.
Сама святыня хранит множество тайн и загадок. Искусствоведам еще предстоит её тщательно изучить. Этим займутся в ближайшее время.
«У нас не было светского искусства до Петра I. Вот есть такая маленькая страна Голландия. Все мы знаем малых голландцев, все мы знаем, что они нарисовали все, полностью свою жизнь – кошки, тарелки, дамы, кавалеры, дома, каналы. У нас ничего этого нет. Поэтому мы ищем эту информацию в том числе в иконе, потому что все равно это было отношение человека к жизни», – подчеркивает заместитель директора ярославского музея-заповедника по научной работе Светлана Блажевская.
Икона появится в экспозиции музея. Но не сразу. Судьба же оставшихся трех икон пока так и остается неясной.
Сообщение В экспозицию ярославского музея-заповедника вернулась уникальная икона XVII века появились сначала на ТВИТРЕГИОН.