ЯРНОВОСТИ: Ярославский сезон главной бабушки советского кино
Сегодня, в День кино, мы вспоминаем главную кинобабушку страны, народную артистку СССР Татьяну Ивановну Пельтцер. Все помнят и любят эту актрису по ролям Евдокии Макаровны в фильме «Солдат Иван Бровкин», бабушки Анны Петровны Веревкиной в «Приключениях желтого чемоданчика», Глафиры Лукьяновны в «Анискине и Фантомасе»… Да много их было, ярких ролей и запоминающихся эпизодов в кинокарьере Татьяны Ивановны.
Впрочем, творческую биографию Пельтцер нельзя назвать безоблачной. После болезненного разрыва с театром Моссовета (тогда еще он назывался МГСПС) из-за конфликта с недоброжелателями в 1934 году актриса ушла «в никуда». Татьяна Ивановна решила, что недругам надо давать отпор. И чем раньше, тем лучше – скорее оставят в покое. В результате конфликта в театре МГСПС окончательно закалился характер великой актрисы.
Но надо было искать работу и на что-то жить. Брат Саша, трудившийся на первом государственном автомобильном заводе имени Сталина, предложил Татьяне устроиться машинисткой. Второй раз порывать с театром ужасно не хотелось, потому что он был для Татьяны всем – жизнью, судьбой, любовью, смыслом бытия. Но она больше не желала идти в абы какую труппу, выбрав профессию машинистки.
На автомобильном заводе актриса, работавшая в Берлине, бывшая замужем за немцем, стала местной знаменитостью. Татьяна отработала там два года и ушла после ареста брата Саши.
Та история до сих пор остается невыясненной: якобы органы раскрыли на заводе контрреволюционную организацию, арестовав несколько человек. Кто-то из задержанных дал показания на Александра Пельтцера. Брат легко отделался, отсидев «лишь» полтора года, а затем с него сняли все обвинения и выпустили на свободу.
Именно после ухода с автомобильного завода в жизни и карьере Татьяны появился Ярославль.
В 1936 году она стала актрисой драматического театра им. Ф. Г. Волкова. Любопытна история появления Татьяны в городе на Волге. Ее отец, Иван Романович, узнал от актрисы Александры Чудиновой (актриса театра имени Федора Волкова в 1935–1965 годах), знакомой ему по совместной работе в передвижном театре «Шахтерка Донбасса», что в Волковском есть вакансии. Татьяна написала письмо и получила в ответ телеграмму: «Приезжайте зпт условия месте тчк» – приезжайте, условия оговорим на месте.
Ярославский драмтеатр в ту пору славился своей приверженностью к отечественной классике, главным образом – к Островскому и Чехову.
Как писал Андрей Шляхов в книге «Главная бабушка Советского Союза», Татьяна ехала в Ярославль с большими надеждами, которым, к сожалению, не суждено было сбыться.
– Александре Чудиновой повезло – ее талант расцвел на ярославской сцене пышным цветом и она на долгие годы стала примой драмтеатра имени Волкова. А вот Татьяне Пельтцер не повезло. В очередной раз. Отыграв в Ярославле один сезон, она вернулась в Москву. Ее никто не травил и не преследовал, в труппе к ней относились хорошо, режиссеры не раз хвалили, но главных ролей не давали, а второстепенные Татьяну не устраивали. В то время она не ощущала себя характерной актрисой. Ей хотелось быть примой. Ей казалось, что режиссеры ее недооценивают. Возможно, кто-то недооценивал Татьяну, а кто-то, напротив, зрил в корень и потому давал ей яркие роли второго плана. Но масштаб в ту пору был для Татьяны важнее яркости.
Ярославский театр имени Волкова Татьяна Пельтцер покинула в 1937 году, чтобы уже через несколько лет сделать замечательную карьеру в кино. Значит, все было не зря.
Фото:umnaja.ru