Kitoboy: хорошо там, где мы есть
0
122
В прокат вышел Kitoboy Филиппа Юрьева: тот самый дебютный фильм, который включили вместе с «Конференцией» Ивана И. Твердовского в Венецианскую параллельную программу Venice Days и от которого, по причине неизвестности автора, никто ничего как будто не ждал. Как выяснилось, зря: Kitoboy стал победителем этого конкурса, а потом прогремел и на «Кинотавре», где взял сразу два приза – за лучшую режиссуру и лучшую мужскую роль.
Kitoboy – это история чукотского подростка Лешки (Владимир Онохов), который впервые, вместе с другими жителями его родного поселка, получает доступ к интернету. Все суровые мужчины, работающие на китобойном промысле, тут же бросаются изучать вебкам-моделей, но только Лешка в одну из них влюбляется. Блондинка с ангельским лицом (Кристина Асмус) не скажет Лешке не слова, а он будет готов ради нее попробовать выучить английский, предать друга и отправиться в опасное путешествие через Берингов пролив, к берегам США. В конце марта в прокат должен был выйти еще один российский режиссерский дебют с похожим сюжетом, также сначала показанный на крупном европейском смотре, а потом и на «Кинотавре». Речь о картине актера Григория Добрыгина Sheena 667, в которой работник автосервиса из города Вышний Волочек влюблялся в модель из порно-чата. Фильму не повезло с датой релиза: его так и не показали по понятным причинам на экранах кинотеатров, а теперь его опередил Kitoboy, чья фестивальная судьба началась позже. В итоге побег в чужие пределы оказывается путешествием к себе, к пониманию того, что тебе действительно нужно и важно. И это еще один типичный для западной культуры код: роуд-муви – всегда не столько путешествие в пространстве и времени, сколько путешествие души. В данном случае это еще и путь к мифологическому началу и обратно. Кстати, зачин картины, когда Филипп Юрьев показывает нам героиню Кристины Асмус в США, и вовсе напоминает по духу американское независимое кино.
И все же антитеза востока-запада не зря является в фильме центральной: Kitoboy базируется на традициях русской культуры не меньше, чем на традициях западной. В первую очередь речь о русской литературе: тут тебе и «маленький человек», и чувство к «падшей женщине», и испытание любовью. Последний мотив обретает неожиданную трактовку. Самые известные литературные персонажи это испытание не проходят по причине страха или безволия, и такой исход выглядит, как их поражение. Мальчик-Kitoboy справляется лучше своих «коллег», но не оттого, что его ждет любовный хэппи-энд, а потому, что его счастье, кажется, заключается в чем-то другом. И хотя интернет для Лешки все еще диковинка, он оказывается гораздо современнее многих вроде бы более продвинутых обитателей Земного шара. В конце концов, если современные девчонки отлично обходятся без мальчишек, то почему мальчишки должны нуждаться в девчонках?