Беспрецедентно: режиссер Добрыгин закончил фильм за несколько часов до премьеры
На 48‑м Роттердамском кинофестивале, проходящем в одном из самых необычных современных городов не только Голландии, но и мира, представлено 705 авторских и экспериментальных фильмов. Среди них преимущественно первые и вторые работы начинающих кинематографистов. Зато в главном конкурсе фестиваля — только восемь картин: из Боснии, Бразилии, Дании, Испании, Чили, Гонконга, Швеции и России. Увы, на своей премьере наш дебютант — Григорий Добрыгин — не присутствовал. Представленную картину «Sheena667» он завершил только утром в день премьеры. Узнав о столь исключительных обстоятельствах, зрительный зал дружно ахнул. Накануне, ранним воскресным утром, когда никого на улицах еще не было, кроме тех, кто выгуливал собак, обозреватель «МК» шла под дождем, едва удерживаясь на ногах от шквалистого ветра, в кинотеатр, где и должен был состояться пресс-показ фильма Добрыгина. На месте узнала, что «кина не будет». Никакой внятной информации получить не удалось. Позднее выяснилось, что картина не готова. А закончена она была на следующее утро, за несколько часов до премьеры. Режиссер на ней не присутствовал: видимо, так переработал и вымотался, что не было сил лететь в Роттердам. Почему у нас все складывается так аврально и каждый фильм превращается в хождение по мукам? Вспомним недавнюю эпопею с «Айкой» на Каннском кинофестивале — главный киносмотр мира в разгаре, а Сергей Дворцевой продолжает снимать. Вместо того чтобы приехать и спокойно ее представить, посмотреть работы коллег, он влетает в последний момент, не понимая контекста, получает награду и покидает фестиваль — сплошной комок нервов. Та же ситуация повторяется в Роттердаме. Только на второй показ фильма «Sheena667» приедет Юлия Пересильд, тонко и чувственно сыгравшая главную женскую роль. Григорий Добрыгин — актер и обладатель «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за фильм «Как я провел этим летом». После нескольких короткометражных работ он снял полнометражную картину, обещающую появление серьезного режиссера. Шанс получить главную награду Роттердама — «Тигра» — у него, несомненно, есть. У дебюта крепкий зачин, разве что он излишне дробный, разделен на множество главок, свидетельствующих о том, что молодой режиссер не вполне совладал с материалом. Сценарий написан Александром Родионовым — сыном Елены Греминой, и однокурсником режиссера по режиссерскому факультету ВГИКа Ильей Носоченко. Семейной паре — Вадиму и Ольге — чуть за тридцать. Живут они в Вышнем Волочке, что не так уж существенно, поскольку города как такового мы не увидим. Важен провинциальный быт и нравы, тихая, ничем не примечательная жизнь, которая, однако, наделяет среднестатистического молодого мужчину богатым воображением. Его роль великолепно сыграл Владимир Свирский, знакомый зрителям по картине Сергея Лозницы «В тумане». В название фильма «Sheena667» вынесен ник американской девушки, работающей в Сети. Вадим не один подсел на виртуальную жизнь. К нему заходит приятель, чтобы часок посмотреть на далеких виртуальных подруг, готовых исполнить самые сокровенные желания. Дома ждет семья, в присутствии которой нет возможности получить особые ощущения. Таинственную незнакомку, ради которой Вадим на многое готов, сыграла Джордан Роуз Фрай — американская актриса, учившаяся в России, а теперь вернувшаяся в Нью-Йорк. Внешность у нее инопланетная. Девушка в Сети развлекает клиентов, занимается с ним сексом на расстоянии, и это совсем не то, что лежать в постели с женой из плоти и крови. И русские мужики теряют головы. Картину снимал оператор Михаил Кричман, умеющий создавать тревожное ощущение русской жизни, что хорошо известно по его совместным работам с Андреем Звягинцевым. Отличный эпизод сыграла Надежда Маркина, знакомая киноманам мира по «Елене» Звягинцева. Ее героиня — разумная мать — решает разом покончить с бесами, вселившимися в сына. Она прямо спросит сына: «Тебя к батюшке или к доктору?» — и приведет священника, чтобы освятил автомастерскую ее взрослого отпрыска. Этот смешной и виртуозно сделанный эпизод вызвал смех зала. А слухами о странном состоянии Вадима полнится городок. И вот его уже спрашивает приятель: «Как там в Интернете? Чего нового? А старого чего?». Российская картина вошла в главный конкурс Роттердама спустя пять лет после участия «Комбината «Надежда» Натальи Мещаниновой, который так и не дошел до российского зрителя по цензурным соображениям. Теперь здесь представлены вне конкурса ее картина «Сердце мира», а также «Лето» Кирилла Серебренникова, «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова, 26‑минутная «Корова» Томы Селивановой. В одной из программ показывают отреставрированную версию российско-армянской картины «Маяк» Марии Саакян, снятой в 2006 году. Ее премьера состоялась в Роттердаме, и одну из ролей сыграла советско-грузинская актриса Софико Чиаурели. И поскольку нынешний Роттердам проходит под именем Сергея Параджанова, которому 9 января исполнилось бы 95 и который в 1988‑м побывал в Роттердаме, своей первой загранице, особо оговаривается, что Софико — актриса Параджанова. Мария Саакян, а для многих просто Маша, закончила ВГИК, жила в Москве, а потом вернулась в Ереван, где растила своих пятерых детей, снимала кино. Много шума наделала ее «Энтропия», где снимались Ксения Собчак и Валерия Гай Германика, а «Это не я» стала самой совершенной ее картиной с очень по-мужски нежной работой Евгения Цыганова. Потом Маша тяжело заболела. 28 января 2018 года ее не стало, и было ей всего 37 лет. В ретроспективной программе «Шпионские дела» участвуют картины со всего мира: от Болгарии до Южной Кореи. Здесь имена Фрица Ланга, Альфреда Хичкока, Эрнста Любича, Билли Уайдера и нашего Григория Александрова — режиссера фильмов «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» и, что существенно для иностранной публики, одного из создателей легендарного «Броненосца «Потемкин» Эйзенштейна. В шпионской ретроспективе представлена его картина «Скворец и Лира» 1974 года с Любовью Орловой и Петром Вельяминовым в главных ролях — семейной пары разведчиков времен Второй мировой войны. В этом году 30 лет отмечает фонд Hubert Bals, поддерживающий независимые проекты начинающих режиссеров. Россию давно уже исключили из его списков, и это не связано с санкциями: просто посчитали, что наша киноиндустрия вполне самостоятельна и сильна, чтобы заботиться о молодых. Среди тех, кто получал поддержку фонда, были ныне сорокалетние Алексей Герман-младший и Илья Хржановский. Среди конкурсных картин в рейтинге зрителей четвертое место занимает политический триллер «Сыновья Дании» Улаа Салима о радикальной мусульманской организации и политиках высшего звена, искореняющих как класс выходцев из других стран по национальным и религиозным соображениям. А на первом месте — «Капернаум» ливанского режиссера Надин Лабаки, где снимались найденные на улице малолетние сирийские дети, о которых после съемок режиссер позаботилась, дав им возможности благополучной жизни.