Новости Воронежа
Мы в Telegram
Добавить новость
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016
Апрель 2016
Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018 Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Андрей Платонов

0 70

1

Андрей Платонов был, может быть, единственный гений в русской прозе 20-го века, если понимать под гением не просто создателя нового жанра или стиля, не просто открывателя новых изобразительных средств, но человека, сказавшего нечто новое о человеческой природе. На этом фоне стилистические особенности платоновской прозы не то чтобы меркнут — без них он не высказал бы эту свою новую правду о народе, — но представляются вторичными. Платонов изобразил нового героя. Чтобы не затягивать с главным — он открыл, что главным героем 20-го века (и, возможно, последующих) будет масса, что главное в человеке — его духовное и, главное, физическое тяготение к слиянию с другими; Платонов описывает, как эта масса формируется, действует, ссорится, распадается и срастается. Срастание массы, утрата личности, собственно, и есть главный его сюжет. При его жизни, думаю, это было не до конца понятно, и сам он не вполне это сознавал, — но сейчас проступило.

Главный сюжет истории, как мне представляется, это постепенное обнажение — и выход на первый план — тех сил, которые движут миром; люди для этих сил — не более чем опилки, располагающиеся в силовом поле магнита и обозначающие его линии. Платонов писал об этих силах, о главном действующем лице русской истории —толпе — и о законах её поведения; всю жизнь, в любых исторических обстоятельствах, русские ищут шанса стать этой массой, слиться в неё, и только в этом качестве достигают грандиозных прорывов. Можно спорить о том, хорошо это или плохо; может быть, где-то в мире это не так, но подозреваю, что в России законы природы просто очевидней, беспримесней. Есть одиночки, готовые этим законам противостоять; как правило, у них ничего не выходит, хотя им удаётся пережить яркие ощущения и создать заметные тексты. Но как газ надо ионизировать, чтобы получить плазму, так и народ стремится к ионизации, чтобы впасть в наиболее эффективное и, вероятно, самое приятное состояние.

1.jpg
1922 г. (Pinterest)

Главная тема Платонова — само превращение людей в народ, поводы, этапы, стартовые условия этого превращения. Бродский применительно к Платонову сформулировал одну из замечательнейших своих максим: «Трагедия — это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор»; но хор у Платонова не гибнет, вот в чем штука. Он превращается, переходит в иное состояние — которое, может быть, и не способствует появлению великого искусства, но является искусством само по себе.

В этом состоянии народ был, например, несколько раз во время войны; иногда бывал во время грандиозных государственных кампаний вроде индустриализации либо освоения космоса; во время коллективной травли тоже иногда ионизировался. Штука в том, что ионизация необязательно происходит по самому позитивному сценарию — то есть в результате коллективного вдохновения; чаще всего это как раз негативные влияния — например, тоталитаризм или рабский труд. Но сам по себе переход в плазму (в состояние народа), по-видимому, несёт в себе ощущения столь приятные, прямо гипнотические, что люди готовы опьяняться чем угодно, в том числе и ложью, и рабством. Последняя попытка впадания в этот коллективный гипноз была отмечена в Новороссии, но там уже не получилось, хотя, по сути, там наблюдался самый что ни на есть типичный Чевенгур; однако то ли давления были недостаточны, то ли цель оказалась недостаточно масштабна.

Нет никакого злодейского Цахеса во главе режима (то есть он есть, но не в нем дело). Есть коллективное тело народа, жаждущее ионизации, коллективный Чевенгур, жаждущий осуществиться. Без очередной дозы Чевенгура страна впадает в отчаянную ломку, но никогда не успевает слезть с иглы.

2

Он родился в 1899 году, старшим из одиннадцати детей слесаря Воронежских мастерских Платона Климентова (Платонов — псевдоним). Почему-то у многих о Платонове — возможно, по последним фотографиям, на которых он выглядит измождённым, прежде времени постаревшим, — представление как о малорослом и чуть ли не тщедушном; это не так, он был высокого роста, широкоплечий, говорил глубоким басом, был физически крепок, немногословен, производил впечатление скрытности, мощи, тяжести. Никакого законченного образования — ни гуманитарного, ни технического — он не получил, но был способен к любому ремеслу и понимал, как что работает, — черта прирождённого инженера, позволяющая ему быть хоть электриком, хоть мелиоратором. Многие герои Платонова обладают такой же способностью ко всякому, как говорится по-русски, «рукомеслу». «Любое изделие, от сковородки до будильника, не миновало на своём веку рук этого человека». Он был мелиоратором, помощником машиниста, корреспондентом фронтовой газеты — во время Гражданской и Великой Отечественной войн, и в литературе точно так же умел все, как и в механике: от критики до обработки народных сказок, от заказной драматургии до производственных очерков. Начинал со стихов, с книги «Голубая глубина». Это период увлечения Федоровым, Циолковским, космистскими теориями и утопическими идеями всеобщего радикального преобразования. Более или менее традиционны — в том числе по языку, пока вполне нейтральному — его рассказы и повести второй половины двадцатых, и лучшая из этих повестей — «Епифанские шлюзы», формально историческая. Стилистически она погранична — в ней узнается уже платоновский голос, но есть влияние Тынянова и отчасти Шкловского, с которым Платонов познакомился в 1925 году; Тынянов первым понял (и обосновал в статье «Промежуток»), что 20-й век будет чаще оглядываться на позапрошлый, чем на прошлый. Восемнадцатый был веком разрывов (как, добавим, и все чётные века в России), а девятнадцатый — веком эволюций, смещений. Тынянов писал «Кюхлю» языком конца восемнадцатого века — языком, так сказать, революционной архаики, каким писал и сам Кюхельбеккер: его стихи сочетают седую древность с абсолютно авангардными прозрениями. Вот таким языком написаны «Шлюзы», где мир петровской России увиден глазами британского инженера; он говорит и думает на странной смеси нейтрального европейского слога и языка русского официоза (который в это время тоже полон заимствований и на глазах ломается). На этой смеси галлицизмов, фольклора и сентиментальной европейской лирики — любовной, пейзажной — написана вся вещь: языковой сдвиг, типичный для Платонова, тут уже есть, но мотивирован он происхождением повествователя и отсылкой к бурному ломкому языку Петрова века. Все три языковых слоя иногда встречаются в пяти соседних строчках:

«На планшетах в Санкт-Петербурге было ясно и сподручно, а здесь, на полуденном переходе до Танаида, оказалось лукаво, трудно и могущественно. Перри видел океаны, но столь же таинственны, великолепны и грандиозны возлежали пред ним эти сухие, косные земли.

— На Сакму! — крикнул передовой ямщик. — Ухватывай её в укос! Штоб к ночёвке на Идовском большаке быть беспременно!

Овсяные кони схватили и понесли полной мочью, в соучастие нетерпеливым людям».

2.jpg
1938 г. (Wikimedia Commons)

Главный конфликт дан буквально двумя короткими фразами:

«Казалось, что люди здесь живут с великой скорбью и мучительной скукой. А на самом деле — ничего себе».

Вот это «ничего себе» и есть та русская жизнь, которую пытаются изменить англичане и немцы — но изменить не могут; все, что им удаётся, — это пробить глину, которая держит воду в озере, и в результате спустить всю воду в «жадные пески», поглощающие все, включая любые заглушки. В России все держится глиняным, органическим, таинственным слоем — перед которым бессильна всяческая рационализация; насилием и принуждением тут не возьмёшь, химия тут органическая, и неорганические законы не действуют. Эта русская жизнь по-своему даже уютна, «ничего себе», но притом и страшна, и есть в ней непостижимое, иррациональное зверство: «У палача сияли диким чувством и каким-то шумящим счастьем голубые, а теперь почерневшие глаза». Про это дикое чувство и щемящее счастье Платонов будет писать в следующих своих периодах, (анти) утопических — потому что в России разницы нет, — и безумных. Сама казнь Перри — садомазохистская, «без топора», «в объятиях воющего палача» — самое страшное, что есть в этой повести; восходит это, конечно, к Блоку, к больному стихотворению «Скифы», в котором отрицается собственное блоковское «Поле Куликово»: татарщина провозглашается не врагом Руси, а сутью её. «Виновны ль мы, что хрустнет ваш скелет в тяжёлых, нежных наших лапах?». Россия может либо дать иностранцу денег, либо залюбить до смерти. Про то, как выглядит идеальное состояние этого народа и собственная, не-английская и не-петровская его утопия, написан будет «Чевенгур»; про то, что сделала с ним революция, — «Котлован». «Котлован», в сущности, фантастическая, более зрелая и творчески свободная версия «Шлюзов» — повести про то, как революция пробила водоносный слой, приведя к роковой убыли населения, а великого водного пути не построив. Дело в том, что эту глину трогать нельзя: пробьёшь, и все засосут пески. Мы, в сущности, живём сегодня в песках. Они все засасывают, засосали и Платонова.

3

«Чевенгур» — главный роман Платонова и, видимо, главный, наряду с «Тихим Доном», русский роман 20-го века; это книга без сюжета, без начала и конца, без автора, собственно. Там происходит все и ничего. Пересказывать бессмысленно, да я и не собираюсь. В самом общем виде это история затерянного в степях города, в котором кратковременно победил коммунизм.

Это и «История одного города», и «Кому на Руси жить хорошо», и все романы-странствия Серебряного века. Все герои этих текстов стремятся в буквальном смысле выйти из себя и смешаться с толпой, превратиться в часть коллективного государства, где все будут друг другу братья; это не секс, Платонов вообще отвергает эротическую утопию — не зря в Чевенгуре с женщинами спят, «как с матерями»: секс — лишь подмена истинной общности. Чевенгур — общность иного порядка, потому что человек здесь преображается физически, он становится принципиально иным, и мир ему нужен иной, с другими физическими законами. Чевенгур — страна блаженных, в классическом русском смысле: юродивых, идиотов. С точки зрения здравого смысла эту книгу читать нельзя — получится гротеск, абсурд, насмешка; так пытались прочесть «Впрок» — и увидели издевательство там, где была апология. Платонов тогда просил Горького, чтобы тот вступился, и объяснял ему: я не классовый враг, я не могу жить вне класса! «Чевенгур» — как раз про это: про радость абсолютного и полного слияния с классом. О том, что это не получилось, написан «Котлован», — но потому и не получилось, что русскую природу стали насиловать. А «Чевенгур» — про русскую концепцию счастья. Во-первых, не надо работать: труд ненавистен самой человеческой природе, особенно русской. Платонов повторяет Толстого, говоря, что истинная цель всякой работы — душа: о ней надо заботиться, а трудиться за нас будут машины. (Дванов пытается сделать такую машину, но она не работает.) Во-вторых, нет традиционной семьи — все со всеми. И в-третьих, все время надо кого-то убивать — буржуев или полубуржуев, — потому что без этого нет настоящего счастья: коммунизм без горя не бывает, без крови вообще ничего не делается.

Если вглядимся, мы увидим эту матрицу во всем русском коммунизме: презрение к труду, отказ от традиционной семьи во имя коммуны, презрение к сексу, предпочтение интеллектуальной и классовой близости — и сверх того вера в связующую и творческую силу крови. Убивать вообще интересней, чем строить. При этом отношения жертвы с палачом сами больше всего напоминают любовный акт — как, собственно, было в финале «Епифанских шлюзов».


Читать «Чевенгур» довольно-таки невыносимо, как и жить в России времён Гражданской войны: время не движется, сюжет стоит, вообще очень быстро возникает чувство, что ты попал в тифозный бред русского мастерового (и очень возможно, что все это Дванову действительно привиделось). Но если какая-то проза и способна адекватно отразить русскую мечту, то — вот:

«Кирей знал, что ему доверено хранить Чевенгур и весь коммунизм в нем — целыми; для этого он немедленно установил пулемёт, чтобы держать в городе пролетарскую власть, а сам лёг возле и стал приглядываться вокруг. Полежав сколько мог, Кирей захотел съесть курицу, которую он видел вчера на улице, однако бросить пулемёт без призора недопустимо — это все равно что передать вооружение коммунизма в руки белого противника, — и Кирей полежал ещё некоторое время, чтобы успеть выдумать такую охрану Чевенгура, при которой можно уйти на охоту за курицей.

«Хоть бы курица сама ко мне пришла, — думал Кирей. — Все равно я её ведь съем… И верно Прошка говорит — жизнь кругом не организована. Хотя у нас теперь коммунизм: курица сама должна прийти…»

Кирей поглядел вдоль улицы — не идёт ли к нему курица. Курица не шла, а брела собака; она скучала и не знала, кого ей уважать в безлюдном Чевенгуре; люди думали, что она охраняла имущество, но собака покинула имущество, раз ушли из дома люди, и вот теперь брела вдаль — без заботы, но и без чувства счастья. Кирей подозвал ту собаку и обобрал её шерсть от репьёв. Собака молча ожидала своей дальнейшей участи, глядя на Кирея пригорюнившимися глазами. Кирей привязал собаку ремнём к пулемёту и спокойно ушёл охотиться за курицей, потому что в Чевенгуре никаких звуков нет — и Кирей всюду услышит голос собаки, когда в степи покажется враг или неизвестный человек. Собака села у пулемёта и пошевелила хвостом, обещая этим свою бдительность и усердие.

Кирей до полудня искал свою курицу, и собака все время молчала перед пустой степью. В полдень из ближнего дома вышел Чепурный и сменил собаку у пулемёта, пока не пришёл Кирей с курицей».

И так триста страниц, вне времени и пространства.

4

Языковой феномен Платонова объясняли многие, потому что он первое, что бросается в глаза и делает платоновскую прозу столь узнаваемой. Юрий Левин, замечательный структуралист, писал, что отличительные черты платоновского стиля — избыточность («отворил дверь в пространство» — хотя достаточно просто «отворил»), обобщённость лексики («природа», «вещество жизни»), неправильные конструкции типа «глагол плюс обстоятельство места» («думать в голову») и т. д.: все это изложено в знаменитой работе «От синтаксиса к смыслу и далее. «Котлован» Андрея Платонова». Евгения Вигилянская показала, что Платонов мысленно берет стилистически нейтральную фразу и все слова в ней заменяет на предельно удалённые друг от друга по стилю: представим, например, предложение «Инженер уселся за стол и принялся ужинать». В платоновской версии это будет «Устроитель механики воссел за четырёхногий прибор для работы и пищи и приступил насыщаться». При этом Платонов действительно предпочитает предельно обобщённые термины — прибор, насыщение вместо конкретного «стол» и «ужинать»; так нужно для остранения, как называл это Шкловский, — то есть для рассмотрения предмета впервые, без флёра привычных ассоциаций. Читать такую прозу всегда немного смешно, но и страшно, потому что все слова стоят друг к другу под углом, и язык как бы сошёл с ума. Этот слог одинаково годится и для сатиры, и для оды — почему, собственно, «бедняцкая хроника» под названием «Впрок» и показалась Сталину циничной сатирой; Зощенко тоже ему казался циником, глумящимся над святынями, и по «Голубой книге» в самом деле можно так подумать, хотя на самом деле это просто такой язык; ему хотелось, чтобы его понимал этот новый читатель, только и всего. У Платонова схема другая — он показывает, как язык сдвигается под действием канцелярита, страхов, репрессий, смешения классов, насильственного внедрения марксистской или квазинаучной терминологии, но это не язык сбрендившего обывателя или замученного политучёбой пролетария; это язык утопии, потому что обобщённость терминов проистекает от масштабности сдвигов. «Здесь были невыдержанные люди, предававшиеся забвению своего несчастья, и Вощеву стало глуше и легче среди них» — это смешно, но это не издевательство; сдвиг порождает мысли не только о смешении стилей, об утрате критериев, но и о размахе перемен. Как сказано в «Шлюзах», вещи пророческой и уже содержащей в себе все его будущие тексты, — «Пятипалая рука тогда имела мощный мах в пальцах и мерным работам не способствовала». Мерным — не способствовала, они тонки, но убивать, перемешивать, строить — это запросто.

4.jpg
1948 г. (Pinterest)

Платонов по складу своего дарования как раз не сатирик, он скорее одописец — хотя в этом жанре русской дистопии так сразу и не различишь: это утопия для всех русских и антиутопия для остального мира, или ещё, пожалуй, утопия сначала и антиутопия потом.

Платонов, конечно, от души измывается над попытками регулировать русскую жизнь — в «Ювенильном море», скажем, — но и сам масштаб советской бюрократии, сама её искренняя вера в творящую (или запретительскую) власть своих печатей и закорючек вызывает у него нечто вроде восторга; у Щедрина ведь тоже не всегда понятно — где восторг, где ужас, а где их изумительный синтез. Именно поэтому трудно понять и «Счастливую Москву» — текст, где в самом деле сквозит безумие; из крупных платоновских сочинений этот недописанный роман был опубликован последним, в 1991 году. «Ее большие руки, годные для смелой деятельности, стали обниматься; сердце, искавшее героизма, стало любить лишь одного хитрого человека, вцепившегося в Москву, как в своё непременное достояние». Что кажется нам безумием? Отсутствие иерархий, размытое понятие о добре и зле; так вот в «Счастливой Москве» оно уже окончательно размыто.

Безумие в том, что никакого критерия нет, здравого смысла — тем более: есть безмозглый расцвет и попытка его воспеть. Ведь какая-никакая, а это все же была исполненная мечта миллионов, осуществившийся утопический проект. Не это ли коллективное тело мечталось жителям Чевенгура? Почему эта Москва такая счастливая? Потому что она такая телесная, физиологичная, здоровая; поди пойми, любит Платонов это хоровое слияние или ненавидит? Оно и в «Чевенгуре», кажется, отпугивало его — но что поделать, если его народ к этому слиянию все время стремится, все время хочет избавиться от сознания и начать мыслить коллективным телом? И он почти полюбил это — полюбил с тем же неискоренимым ужасом, с каким Щедрин описывает глуповский пожар или глуповский апокалипсис.

5

Его рассказы, а тем более сказки — литература заведомо проходимая, а потому разбавленная, концентрация здесь далеко не такова, как в «Усомнившемся Макаре» или в «Котловане».

И тут выясняется вещь поразительная: мы можем полюбить и адекватно воспринимать только такого Платонова. Мы больше всего — говорю о подавляющем большинстве читателей — любим рассказы «В прекрасном и яростном мире», «Фро», «Возвращение», сказки «Цветок на земле» и «Разноцветная бабочка». С Платоновым, как с советской властью: мы готовы любить её в разведённом, разбавленном, розовом варианте — в духе семидесятых, когда она похожа на дряхлого хищника — ещё воняет, но зубы уже шатаются. Мы любим Платонова публикабельного, того, которого похвалил Хемингуэй; а вот когда в нашу реальность пахнуло настоящей платоновщиной — той самой Епифанью, которая засосала Перри, — той самой русской утопией, которая и породила Октябрь и Гражданскую войну, явления глубоко русские, — тут нам и поплохело.

«Разноцветная бабочка» — сказка невероятной грусти, какая возможна только во сне. Слова, которыми мать зовёт Тимошу: «Ты опять заигрался, ты опять забегался и забыл про меня», — рефрен этой сказки, — до сих пор заставляют меня — ну не плакать, конечно, но в носу-то щиплет. Я прочёл этот текст в сборнике «Десять сказок», когда мне было шесть лет. И из всех сказок, которые там были, на меня произвела впечатление только эта: я так над ней ревел! В ней такая грусть, такая тоска по матери, такая невозможная к ней любовь, которой в России почему-то принято стыдиться; взрослые уж точно стыдятся. Он сам, конечно, придумал эту легенду. Там мальчик за разноцветной бабочкой убежал в гору и не нашёл пути назад, и всю жизнь шёл обратно на голос матери, и рушил гору, и пока рушил — постарел. Нет, этого и пересказать нельзя.

5.jpg
Памятник в Воронеже. (Wikimedia Commons)

«Сын обрушил последние камни в горе и вышел на свет к матери. Но он не увидел её, потому что ослеп внутри каменной горы. Старая Анисья поднялась к сыну и увидела перед собой старика. Она обняла его и сказала:

— Родила я тебя, а ты ушёл. Не вырастила я тебя, не попитала и поласкать не успела…

Тимоша припал к маленькой, слабой матери и услышал, как бьётся её сердце.

— Мама, я теперь всегда с тобой буду!

— Да ведь старая я стала, полтора века прожила, чтоб тебя дождаться, и ты уже старый. Умру я скоро и не полюбуюсь тобой.

Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание её жизни перешло к сыну и чтобы любовь её стала его силой и жизнью.

И она почувствовала, что Тимоша её стал лёгким. Она увидела, что держит его на руках, и он был теперь опять маленьким, каким был тогда, когда убежал за разноцветной бабочкой».

Непонятно, про что это, и не надо понимать. Каждый ребёнок убегает за разноцветной бабочкой, и почти каждого она уводит в каменную гору. А что ж ему, возле матери сидеть? Нет, конечно. Это просто так устроено. Платонов — вообще про то, что все так устроено, и проза его поэтому жестока, а не сентиментальна. Ведь тяготение сына к матери — это часть всеобщего органического тяготения, про которое он писал всю жизнь, тяготение к праху, к толпе, к массе, тяготение жертвы к палачу, о чем есть в «Чевенгуре»; тяга слиться, слипнуться. И это довольно страшное чувство — почти такое же страшное, как закон всемирного тяготения. Но частные, разбавленные случаи — любовь Фро к Федору, Тимоши к матери, брата к сестре в «Июньской грозе», — они порождают великую и, главное, читабельную прозу.

Мы готовы читать и даже любить тексты про любовь к матери и сыну, и любить даже Платонова-человека за безумную любовь к жене и сыну Тотке. (Я не буду тут рассказывать об ужасной его судьбе — все есть в открытом доступе; вкратце — сын Платонова был арестован за идиотскую шалость и вышел из тюрьмы через два года, был уже безнадёжно болен туберкулёзом, Платонов, ухаживая за ним, заразился — кажется, вполне сознательно, — и тоже умер от туберкулёза 7 лет спустя.) Мы не готовы, кажется, только понять, что вся эта любовь — лишь частный случай всеобщего тяготения к переходу в иное, нечеловеческое состояние: может быть, и над-человеческое, а может быть, и до-человеческое, тут сразу не разберёшься. Но в любом случае «Третий сын» и «Река Потудань» — частный случай «Чевенгура», вот что надо помнить; любовь к человеку — всегда частный случай ионизации, которая в подлинном, высшем своём смысле всегда убийственна для личности, для смысла, логики, для добра и зла.

Вот про что Платонов.

Вот почему единственный настоящий гений русской литературы 20-го века остаётся самым непрочитанным. Мы боимся себя, боимся себя понимать, — и хорошо, что ему дали прожить хоть эти пятьдесят мучительных лет.




Воронеж

Власти Белова опубликовали график отключения света на две короткие недели


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

В Самаре заработает пункт отбора на программу «Время героев»

Куда поехать на майские праздники в России: топ-7 направлений

Два якутских кинофильма — в топ-10 российского проката

Футбольный матч "Сочи" - "Факел" завершился со счетом 0:0

Новости Воронежа

Футбольный матч "Сочи" - "Факел" завершился со счетом 0:0

Куда поехать на майские праздники в России: топ-7 направлений

Команда Орловской области стала победителем хоккейного турнира среди команд Черноземья

В Орле определился победитель Чемпионата Черноземья по хоккею с шайбой


Внедорожник влетел в опору ЛЭП в Воронежской области

Стали известны составы петербургских команд, которые примут участие в шахматном чемпионате в Сочи, начинающемся 1 мая

В Воронежской области ввели желтый уровень пожарной опасности

«Никто нас не посылал», – воронежский бизнесмен о коммуникации с немецкими поставщиками оборудования после начала СВО


Десятилетняя история добра: в Воронеже вручили юбилейную премию «Добронежец»

Долгожданную реконструкцию начали в воронежском цирке

Двух подозреваемых в убийстве у «Галереи Чижова» в Воронеже отправили в СИЗО

Губернатор Рязанской области сообщил об атаке беспилотника


Губернатор Воронежской области Александр Гусев
Москва

Сергей Собянин обнародовал программу развития столичного туризма


Частные объявления в Воронеже



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Сергей Брановицкий

Актерское агентство Киноактер. Актерское агентство в Москве.



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Воронеж на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Леонардо ДиКаприо споет голосом Фрэнка Синатры

Певица Любовь Успенская назвала дурной композицию Пугачевой «Балалайка»

Екатеринбуржец исполнил хит Shaman’а в метро и получил тростью от бабушки

Регистрация Авторского права. Регистрация объекта авторского права. Регистрация Авторского права на книгу. Регистрация Авторского права на музыку.


Мирра Андреева обыграла Вондроушову в третьем круге турнира WTA в Мадриде

WTA предвкушает дуэль Елена Рыбакина — Юлия Путинцева на турнире в Мадриде

Андреева обыграла Паолини и вышла в 1/4 финала турнира WTA в Мадриде

Теннисист Надаль навестил в больнице 16-летнюю российскую теннисистку Корнееву


China’s Huawei launches new software brand for intelligent driving

Tyson Fury vs Oleksandr Usyk undercard: Who is fighting on huge Saudi bill?

Fans slam ‘worst thing I’ve ever seen from EFL ref’ as John Eustace sent off after heated touchline bust-up

Chat log from R7 of 2024: Gold Coast vs West Coast