Чехов, Бунин, Куприн — герои новой выставки в Литературном музее
0
32
Исполнилось 150 лет со дня рождения Ивана Бунина. Президент Владимир Путин направил приветствие участникам и гостям юбилейных мероприятий. Одно из главных проходит в Литературном музее — там открылась выставка «Чехов, Бунин, Куприн. Судьбы скрещенья».
Сам Бунин свой день рождения не любил. Судя по сохранившимся свидетельствам, до начала 1920 года этот праздник писатель никак не отмечал. В записях в дневниках, которые Бунин вел подробно и регулярно, встречается лишь скромное упоминание: «52 и уже не особенно сильно чувствую ужас этого. Стал привыкать, притупился»... Однако автор «Темных аллей» в тени оставаться не любил, признания жаждал. Юбилей писателя отметят по всей России, в США, Франции и даже Египте. В программе — более ста мероприятий.
«Меня особенно порадовали какие-то мелкие совершенно события, которые сделаны можно сказать „вручную“. В Воронеже вышла однодневная газета — мы уже забыли, что это такое жанр однодневной газеты — силами местного литературоведа Ласунского. Кто-то делал рукописные книжки, кто-то проводил встречи в библиотеках со школьниками, с читателями», — рассказал руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский.
Юбилей писателя в кругу близких ему людей — Куприна и Чехова. История дружбы и признания, ревности и поединков, в которых победителей не было. Антон Павлович — старший товарищ. Разница в возрасте 11 лет, учитель и покровитель. Бунина называл «Господин Букишон», за то, что тот похож на маркиза, звал гостить на даче в Ялте. По воспоминаниям Станиславского, «никто так не умел смешить Чехова как Бунин». Но сближало писателей не только чувство юмора, но и чувство слова. Чехов понимал, Бунин — художник, сознательно идущий против течения всей своей эпохи.
«Бунин, действительно, очень тонко и хорошо чувствует слово, очень тонко чувствует литературу. Потому, кстати, он даже в 40-е годы, когда все уже давно перешли во всех издательствах на новую орфографию, а в советской России после 18 г., он отстаивает эти буквы ушедшие, упраздненные. Он в письменной речи продолжает писать все равно с «ятями и ерами», — поделился куратор выставки Эрнест Орлов.
Бунин и Куприн — ровесники. Познакомились в Одессе уже известными писателями, сошлись сразу. Придумали друг другу смешные имена: Петруша, Купришка, Ричард, Альберт... Их объединяла общая литературная школа — преклонение перед Чеховым и Толстым. Но несмотря на крепкую дружбу, они всегда оставались соперниками.
Состязались даже в том, кто определит более точно, чем пахнет цирковая арена или ближайший трактир. Бунин писал — их отношения были неровными: то бывал он со мной нежен, то озлобленно кричал: «Ненавижу, как ты пишешь, у меня от твоей изобразительности в глазах рябит!»
«Большая популярность Бунина, с которым он, и по сути вместе, в одно время начинали, хотя это не совсем так. Бунин, конечно, раньше вошел в литературу, ну, не могла не вызывать ревность, не могла. И само поведение Ивана Алексеевича, сама его поза, сама его кажущуюся вот эта холодность. Он может написать довольно резкие строки Бунину о том, что он — не Фет, а всего лишь Иван, да и дурак к тому же», — рассказал куратор выставки Эрнест Орлов.
Их не смущало взаимное соперничество, они даже как-то разделили на двоих Пушкинскую премию. Писатели эмигрировали из России во Францию практически в одно время, поселились на одной лестничной клетке. Куприн часто оставлял Бунину записки — «моему собутыльнику и состольнику».
«Последние могиканы» — финал выставки. Бунин остается один, тяжело переживая уход друзей. Перед смертью, единственное, что он просит у жены — почитать ему вслух письма Чехова.
Алия Шарифуллина
Новости культуры