Добавить новость
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017 Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018 Апрель 2018 Май 2018 Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024 Июль 2024 Август 2024 Сентябрь 2024 Октябрь 2024 Ноябрь 2024 Декабрь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Россия XVI века, или Как Средневековье продолжало жить

0 196

XVI век для Московского государства — это время перемен, новых завоеваний, взлетов и падений. Однако разве можно, глядя на парочку успешных реформ, сказать, что в России наступило Новое время? Ответ на этот вопрос пытается найти историк Илья Агафонов.

Вопрос о хронологическом делении российской истории беспокоит ученых уже давно. С того момента, как отечественные любители прошлого превратились из простых энтузиастов в настоящих исследователей, споры о том, где проходит граница Средневековья, не утихают. Во многом такой сложный и неприменимый к реальности вопрос остается на страницах больших монографий и статей. Ведь все понятия, к которым мы привыкли: Античность, Средневековье, Новое время, — не что иное, как выдумки историков. Они использовали эти слова, чтобы отделить один период прошлого от другого, придав каждому определенный смысл. А мы, спустя многие сотни лет, не собираемся отбрасывать этот конструкт ввиду отсутствия альтернатив.

Сейчас понятие «Средневековье» само по себе не несет ни положительных, ни отрицательных оценок. Однако для ученых, впервые использовавших термины вроде «темные века», «среднее время» или «средний век», промежуточность этого состояния была очевидна.

Средневековье находилось между Античностью и Новым временем — эпохами, когда человек творил великое искусство, а его разум постигал всё новые грани неизвестного. Реальность подсказывает, что всё было намного проще. И люди даже в Средние века не чувствовали себя меж двух огней. Они просто жили, работали и развивались в меру собственных сил. Однако для гуманистов XV века, было лишь великое античное «до» и не менее великое ренессансное «после». Всё, что оказалось между античным идеалом и его воскресшим наследником, — это и есть темные века — Средневековье.

Мозаика из базилики Святого Климента, Рим. Источник

В реалиях XXI века мифы о заблудших людях Средневековья давно разбиты и похоронены под кучей научных работ. Человек Средневековья не забывал античного прошлого, не разучился читать и писать, а также не стал глупее просто ввиду своей природы, как утверждали просветители XVII–XVIII веков. Реальность подтолкнула жителей Европы меняться, и потребность в античном идеале пропала. Сохранением же великого прошлого, переводом книг и составлением новых умных работ стали заниматься немногочисленные интеллектуалы в лице служителей церкви. Говоря о Средних веках, мы можем выявить ряд признаков, позволяющих составить своеобразное досье, чтобы отметить наиболее важные вехи в развитии той или иной страны.

Читайте также

Россия XVI века, или Как началось Новое время?

В случае с общими представлениями о Средневековье сложно привести четкий список признаков, которые определяют средневековое государство. Тем более что в западной историографии давно сложилось деление этого периода на Средневековье Раннее, Высокое и Позднее. Но даже так, исходя из некого набора ассоциаций, можно выделить:

  • рассредоточенность политической власти;
  • натуральное хозяйство и малый уровень урбанизации;
  • особые формы землепользования, применимые как к угнетенным, так и к угнетающим;
  • религиозное сознание людей, что определяло их образ жизни;
  • наличие церковной власти, влезающей в светские дела.

В зависимости от века или региона эти отношения могли меняться, а потому у каждой страны Средневековье кончается по-своему. Однако в случае с историей России уже ясно, что в споре о Новом времени чаще всего обращаются к событиям XVIII века, связывая их с деятельностью Петра I.

Спор о том, началось ли Новое время в России с Петра Великого, столь же древний, как и сама российская историческая наука. В связи с этой дискуссией раз за разом всплывают имена Николая Михайловича Карамзина, Сергея Михайловича Соловьева и Василия Осиповича Ключевского, которые по-разному смотрели на процессы изменения страны. Однако никто из них не заглядывал во времена правления Ивана IV.

В прошлый раз нам удалось показать, что даже в столь далекие времена — в XVI столетии — можно найти черты Нового времени, которое победоносно шагало по Европе, неся с собой рационализацию сознания, сильную власть монарха и новые формы управления.

Однако на каждое действие есть равное ему противодействие. И сколько бы мы ни нашли свидетельств в пользу пересмотра устоявшихся концепций, столько же будет аргументов в пользу уже сложившихся представлений о прошлом.

Такова, к сожалению, историческая наука — найти компромисс тут оказывается очень и очень не просто.

Дионисий, «Видение блаженного Евлогия», 1502–1503 годы, церковь Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Источник

Централизация

Долгие годы XVI век и правление Ивана IV рассматривались многими историками как завершение процесса централизации — построения системы, в которой нет альтернатив верховной власти государя. Всё, что ассоциировалось с времена политической раздробленности, ушло в прошлое вместе с независимыми князьями и дроблением страны на уделы. Вроде как…

Отчасти так и было. Проблем с уходом власти государя в какой-то совсем «левый» боярский род к XVI веку не было, уверенность в своих силах у государей таки появилась, да и передача власти от отца к сыну вроде как наметилась еще со времен великого князя Василия II (1425–1462).

Однако старая добрая традиция делить государство между детьми, принесшая серьезные проблемы русским князьям, никуда исчезать не собиралась.

Казалось бы, опыт страшнейшей усобицы 1425–1453 годов должен был намекнуть правителям Москвы, что надо что-то менять. Однако ни сам Василий II, ни Иван III, ни Иван IV не стали стучать по столу, отказывая своим сыновьям в собственных владениях.

Правители России второй половины XV–XVI века и их «удельные дети»

Сыновья Василия II:

  • Юрий — Дмитров;
  • Андрей — Углич и Можайск;
  • Борис — Волоколамск;
  • Андрей — Вологда.

Сыновья Ивана III:

  • Юрий — Дмитров;
  • Дмитрий — Углич;
  • Семен — Калуга;
  • Андрей — Старица.

Сыновья Ивана IV:

  • Дмитрий — Углич.

Конечно, единое государство не дробилось на части в полном смысле слова. Ни одно из пожалований не превращалось в самостоятельное и независимое княжество. Однако сам факт наличия уделов ставил под вопрос стабильность власти.

Не то чтобы к концу XVI века можно говорить о реальной угрозе масштабной междоусобицы. Другое дело, что уделы сами по себе создавали опасность, от которой смогли избавиться лишь в XVII веке, когда удельные князья наконец исчезли и последние отголоски Средневековья стихли. И проблема эта напрямую связана с тем, как именно передавалась власть в Московском государстве и что могло этому помешать.

Лествичная система наследования и основная причина появления уделов на Руси. Источник

Наследование и право на власть

Хотя XVI век и стал для России временем укрепления внутренних рубежей и окончанием долго периода «собирания русских земель», чтобы войти в Новое время с гордо поднятой головой, нужно было что-то менять в организации власти. А с этим русские князья и цари особо не торопились, стараясь действовать «по старине» — в соответствии с традицией.

Традиция, или же «старина», — некое представление политической и интеллектуальной элиты России о временах, когда всё было хорошо и правильно. Любые преобразования и нововведения было необходимо согласовывать со «стариной», или же объявлять возвращение к ней путем исправления текущих недостатков.

Несмотря на то, что, начиная с великого князя Московского Ивана III (1462–1505), не приходится говорить об угрозе распада страны на отдельные независимые государства, проблемы наследования и бесконфликтной передачи власти сохранялись. В XVI веке никому из правителей России не пришлось столкнуться с полноценной войной за престол, и это хорошо. Однако сам факт передачи власти от отца к сыну оставался в новинку, из-за чего периодически возникала неустойчивость.

Беда была в том, что Россия, в отличие от ряда европейских государств, так и не зафиксировала на бумаге порядок наследования престола. Всё строилось на установленном обычае, где только на смертном одре умирающий правитель мог объявить нового правителя.

Конечно, так было не всегда, и в целом представление о том, что наследовать будет именно старший сын, вполне устаканилось уже ко второй половине XV века.

Показательным исключением из общего порядка является венчание на великое княжение внука великого князя Ивана III — Дмитрия — в 1498 году. Спустя несколько лет Иван решит, что Дмитрия на престол он ставить не хочет, и сделает выбор в пользу старшего сына от брака с Софьей Палеолог Василия.

Венчание на великое княжение Дмитрия Ивановича Внука в 1498 году. Миниатюра Лицевого летописного свода. Источник

Но даже если представить, что сложностей с переходом власти не возникло и на великое княжение уселся нужный сын, не очень понятно, что делать, если правитель слишком мал, чтобы править?

Наиболее остро эта проблема встала во время малолетства великого князя Ивана IV, будущего Грозного.

Вскоре после смерти Василия III (1505–1533) его вдова Елена Глинская, не имея на то никаких реальных прав, стала править от имени своего сына, прикрываясь традицией и статусом «матери великого князя». Назначенный покойным отцом Ивана опекунский совет был разогнан, а в России впервые появился хоть сколько-то признаваемый официальный регент.

Другое дело, что реального понимания института регентства в России не существовало, как не было и оформления прав Елены Глинской. А тот факт, что в 1534–1538 годах у престола великого князя сидела именно она, объясняется исключительно смекалкой самой Елены и опорой на широкую сеть сторонников.

Период 1533–1538 годов интересен также тем, что всего за пять лет будто бы сами собой умерли два великокняжеских дяди — Юрий Дмитровский и Андрей Старицкий. Не то чтобы эти двое представляли реальную угрозу Ивану IV и замышляли захват престола. Однако именно неуверенность стоящих у престола временщиков и самой Елены Глинской привела к тому, что два государевых родственника скоропостижно скончались в «железах» (то есть в тюрьме). Что как бы намекает.

И даже после того, как усобицы и взаимная грызня улягутся, беда с наследованием не исчезнет. Поэтому, когда в 1553 году сам Иван IV сляжет с непонятной болезнью, большинство бояр не захочет «целовать крест» — присягать — его малолетнему сыну Дмитрию. Изрядная куча уважаемых людей, включая членов близкого к царю круга «Избранной рады», сделает выбор в пользу его кузена — Владимира Андреевича Старицкого. Традиция в данном случае оказалась сильнее верности династии и стране, благополучие которых при малолетнем правителе могло пошатнуться. Для большинства приближенных царя логичным было следовать установленному порядку передачи власти к старшему в роду — более опытному и стабильному.

«Знает Бог и ты, государь: тебе, государю, и сыну твоему царевичу князю Дмитрию крест целуем, а Захарьиным, Даниле с братьями, нам не служивать; сын твой, государь наш, еще в пеленках, и станут нами владеть Захарьины [родственники царской жены Анастасии Захарьиной-Юрьевой], Данила с братьями. А мы уж видели от бояр, до того как ты вырос, бед много».

Из рассказа о болезни царской 1553 года в приписке к Лицевому летописному своду

Все эти проблемы — не что иное, как свидетельство Средневековья, времени, когда главенствует традиция. С наступлением Нового времени вопрос престолонаследия обычно решается гораздо проще, особенно если порядок наследования и полномочия регентов наконец-то прописывают в каком-нибудь законе.

Однако Россия XVI века опыта решения подобных проблем не имела. И именно проблемы передачи власти станут одним из кусочков пазла, который в конце столетия сложится в единую картину Смутного времени — эпохи, когда царя придется выбирать.

Призвание на царство Михаила Федоровича Романова. Источник

Церковь и государство

Долгое время на просторах Древнерусского государства всё было хорошо. В отличие от Византии и Западной Европы, митрополиты Киевские и всея Руси старались не лезть политику и предпочитали роль наблюдателей «от Бога». Где-то примирить, где-то надавить, где-то отстоять интересы Константинополя, которому нужны лишь регулярные поступления в виде десятины.

Конечно, выдающиеся митрополиты и христианские иерархи рангом пониже в истории России были. Кому-то удавалось стать провозвестником мира для враждующих князей, кто-то становился временным управителем княжества в период малолетства правителя. Однако между светской и церковной властью на Руси всегда существовало перемирие. Ни одна из сторон не лезла в чужие дела, стараясь поддерживать взаимовыгодное сотрудничество. А все конфликты, которые возникали, обычно решались путем раздачи очередной пачки привилегий. Однако так продолжалось лишь до Ивана IV.

Именно Иван Васильевич считается правителем, который смог сломить могущество церкви, начав поставлять митрополитов буквально из рукава.

Связаны эти мероприятия были, конечно, с его опричной политикой 1565–1572 годов. А начались они из-за того, что митрополит Филипп Колычев не одобрил царские казни неугодных, слишком рьяно отмаливая «предателей» и «изменников». В итоге в 1568 году, после постановочного церковного собора, Филиппа свели с кафедры, а вскоре он умер в далеком Отроч Успенском монастыре недалеко от Твери. Судя по народной молве, от рук Малюты Скуратова.

Александр Новоскольцев, «Последние минуты жизни митрополита Филиппа», 1880-е годы. Источник

Такое поведение в отношении церковных иерархов сложно назвать удобоваримым. Да и сам Иван, действуя таким образом, шел наперекор традиции и всему установленному порядку. Не то чтобы царя это сильно волновало. Опричнина сама по себе была большим исключением из правил, и ничего подобного в России тогда не видали.

Однако, даже с учетом государевых претензий на контроль над церковью, стоило царю раскаяться, всё вернулось на круги своя. Отнятые земли возвращались, отосланные иерархи получали свои епархии и посты обратно, а роль церкви не стала меньше, особенно если заглядывать вперед на следующую сотню лет. Пусть даже Иван IV смог на время обеспечить себе послушную церковь, само отношение к церкви не изменилось. Она продолжала рассматриваться как важный инструмент влияния, как один из богатейших землевладельцев и институт, без которого нельзя представить себе жизнь средневекового человека.

Для того что повернуть церковные жернова на службу государству, России придется устроить настоящий раскол, что поставит под сомнение безусловный авторитет патриархов в религиозной сфере, а после окончательно разрушить церковную структуру подчинения, поставив во главе нее самого царя с подотчетными ему чиновниками.

Однако это уже дела последующих веков, когда на престоле утвердится династия Романовых. А для XVI века, когда синергия властей часто достигалась всё же путем общих интересов царя и церкви, такой серьезный поворот в сторону светских преобразований был невозможен ввиду очень важного фактора — религиозного сознания, которое не покидало жителей России в те времена.

Иван IV и митрополит Макарий. Миниатюра Лицевого летописного свода. Источник

Культура

Казалось бы, клеймо «религиозное сознание» само собой означает некоторую отсталость. Это, конечно, не так. Пренебрежительное отношение к церкви и людям, которые ее чтут, уходит корнями во времена Реформации, а в полной мере обозначилось уже во времена Просвещения. Философы-рационалисты смотрели на Средневековье как на время полной зашоренности, когда люди уповали на Бога вместо холодного разума и рассудка.

Люди Средневековья дураками не были, а потому для них Бог, апокалипсис и чудеса являлись такой же объективной реальностью, как для нас достижения технологического прогресса. Просто подход к пониманию мира был другой. Человек, воспитанный в среде, пропитанной религиозными смыслами и символизмом, способен осознать нереальность происходящего или меньшую зависимость себя самого от этих реалий лишь благодаря серьезным переменам. В России XVI века толчок к развитию более светского и рационального сознания был-таки дан, однако все, включая самого царя, продолжали ждать второго пришествия, учились по церковным книгам и не отвергали сверхъестественное в повседневной жизни.

Куда дольше Средневековье задержалось в России в области искусства. Архитектура, живопись, книжная культура — всё это на Руси подчинялось церковному канону, который пришел к нам из Византийской империи. Как правильно писать иконы, как правильно строить соборы, как правильно писать летописи — все эти установки бытовали на Руси веками, а потому одномоментно «сбросить оковы старого мира» было нереально.

Именно поэтому большинство нововведений, которые могли появиться в России, будь русские интеллектуалы не такими строгими ортодоксами, были погребены под церковной критикой. И речь даже не про книгопечатание, которое всё же успешно прижилось. Речь про авторское начало в литературе, чуть большую человечность в иконах и новые стили в зодчестве.

И пусть даже в ряде произведений XV–XVI веков ученые всё же находят отголоски «предренессансной культуры», реальные изменения — как в умах, так и в творчестве — начинаются в России лишь во времена Смуты.

Пророки Иеремия и Аввакум. Начало XVI века. Источник

Историография

Как бы ни было грустно признавать, однако в исторической науке балом правят те, кто ее пишут. Именно поэтому наши представления о хронологическом делении истории России можно опровергнуть хоть десять, хоть сто раз, но они останутся нерушимыми столпами академической науки, на основании которой и строятся национальный миф и политика памяти. Так будет до тех пор, пока не сменится подход к истории, политический режим и господствующая идеология.

Из хороших новостей — российская историческая наука уже давно встала на путь переосмысления не самых очевидных страниц нашего прошлого. Однако, как справедливо заметил историк Михаил Маркович Кром, Россия XVI века — это страна, в которой заметны лишь ростки Нового времени, хотя ее суть, начиная с самого правителя и кончая самым последним из подданных, всё еще подчинена системе управления, в которой нет понятий «государство», «нация» или «государственный интерес».

Именно появление абстрактных сложных понятий без привязки к божественному началу или «старине» является важнейшим признаком Нового времени.

Традиция может оставаться, как и религия, однако ценностное понимание государства и процесса управления им должно измениться в угоду более осмысленных и рациональных начал. И тут историки в большинстве своем солидарны: ни при Иване III, ни при сыне или внуке в России эти свидетельства Нового времени не проявились.

А. М. Васнецов, «Новгородский торг XVII века», 1908–1909 годы. Источник

Всё перечисленное выше не является истиной в последней инстанции. В попытке оправдать наличие в России XVI века того самого Средневековья, не стоит забывать, что каждому историку хочется обнаружить нечто особенное в тех временах, где этого «особенного» быть не должно. Многие исследователи в попытке обозначить особенность России даже говорят о том, что у нас не было Средневековья. Ведь то, что вкладывают в это понятие, обычно относится исключительно к Западной Европе. А мерять всё по одной линейке — такая себе идея.

С чем трудно поспорить, так это с тем, что XVI век для России стал поворотным во многих сюжетах, связанных с устройством страны, ее управлением, культурой и образом мыслей.

Однако именно строгость России, ее каноничность и приверженность старым порядкам и традициям определили отношение к ней как к стране неумирающего Средневековья. И пусть ученые дальше спорят о хронологических рамках и способах дробления нашего прошлого. Для каждого из периодов можно найти что-то свое, и XVI столетие было одним из самых необычных и противоречивых в истории нашей страны.


Что почитать

  1. Михаил Кром, Людмила Пименова. Феномен реформ в Европе раннего Нового времени. М., 2013.
    Сборник, посвященный проблематике реформ и реформаторов в Европе и России Нового времени. И пусть в самой России Новое время начинается лишь в XVII веке, с тем, что она часть Европы, никто не спорит. Что как бы намекает.
  2. Виктор Захаров. Когда в России началось Новое время? // Российская история. 2014. № 4. С. 29–31.
    Рецензия на сборник статей из предыдущего пункта с попыткой дать комментарий к каждому из «горячих тейков», что были высказаны участниками круглого стола.
  3. Жан Боден. Метод легкого познания истории / пер. с лат. Марины Бобковой. М., 2000.
    Та самая работа французского ученого Жана Бодена, с которой началось привычное нам хронологическое деление истории на Древний мир, Античность, Средневековье и Новое время. Несмотря на кажущуюся нудность и странный подход к хронологии, в ней довольно просто найти знакомые нам веховые точки, отделяющие одну эпоху от другой.



Волоколамск

Синергия смыслов: определился «Лучший проект Подмосковья»


Все города России от А до Я

Загрузка...

Волоколамск на Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Воробьев: в 2025 году в Подмосковье заработают 7 новых поликлиник

"Фонтанка": в Ленобласти неизвестные ограбили дачу пенсионера на 5 млн рублей

С днём рождения, товарищ Рокоссовский. Отрывок из мемуаров Маршала Победы

Синергия смыслов: определился «Лучший проект Подмосковья»

Новости Московской области

Обвиняемый по уголовному делу съел вещдоки в подмосковном СИЗО

В Теряево Волоколамского округа отметили 83-ю годовщину освобождения села от немецко-фашистских захватчиков

Молодой самец альпаки появился в столичном зоопарке

Отрезавший собственный язык рецидивист съел уголовное дело во время допроса


Обвиняемый по уголовному делу съел вещдоки в подмосковном СИЗО

Синоптик Леус: похолодание до минус 15 ожидается в Москве в ночь 19 декабря

Пробки в Подмосковье оценили в 6 баллов утром 18 декабря

83-ю годовщину освобождения села Шестаково отметили в Волоколамском округе


Синоптик Леус: похолодание до минус 15 ожидается в Москве в ночь 19 декабря

«С интересом обнюхали»: в столичном зоопарке появился новый дружелюбный житель

Пробки в Подмосковье оценили в 6 баллов утром 18 декабря

В Московском зоопарке произошло радостное событие — прибытие молодого самца альпаки


Губернатор Московской области Андрей Воробьёв
Московская область

Воробьев поблагодарил силовой блок за вовлеченность в повестку Подмосковья


Частные объявления в Волоколамске



Загрузка...
Персональные новости
Мишель Легран

Как Мишель Легран сделал сентиментальную музыку интернациональной



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Волоколамск на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

«Как два пазла склеились»: Валя Карнавал об отношениях Самойловой и Джигана

Певец Сергей Шнуров признался, что никогда не получал комплименты от женщин

Рилсмейкер. Услуги Рилсмейкера. Рилсмейкер в Москве.

Оксана Самойлова показала, как питается похудевший на 40 килограммов Джиган: «Если бы так кушали, все были бы грустными»


Двукратного чемпиона «Больших шлемов» в паре Перселла временно отстранили за употребление допинга

За 37 минут решилась судьба матча Рыбакиной против второй ракетки мира

Андрей Рублёв оценил Елену Рыбакину

По стопам Синнера и Алькараса: молодёжный Итоговый турнир ATP выиграл 18-летний бразилец


'Ashwin retirement start of team's transition, next 3 weeks...'

Anmolpreet Singh smashes fastest List A hundred by an Indian

Pujara's game plan: How to counter India's 'headache' - Travis Head?

'Not sending Gukesh to school was tough call': Mother