Кусок эфира: Ирина Прохорова: А мужчина, который живет вне брака – это нормально?
Кусок эфира: Ирина Прохорова: А мужчина, который живет вне брака – это нормально?
Станислав Крючков: Мы тут услышали об извинениях, прозвучавших в лице митрополита Волоколамского Илариона по поводу неоднозначных, как всегда высказываниях протоирея Дмитрия Смирнова.
Ирина Прохорова, главный редактор "Нового литературного обозрения": Хотя однозначных, по-моему.
С.Крючков: Да. Тут, к слову, о бесплатной проституции и пасторском слове. Тут и Легойда сказал…
И.Прохорова: Понимаете, а потом удивляются, почему церковь становится все более и более непопулярной. Потому что большего хамства со стороны священника трудно себе представить. Если они считают, что гражданские браки – это ужасно, почему только женщину оскорбляют? А мужчина, который живет вне брака – это нормально? То есть проститутка – женщина. А мужчина, который живет, не расписываясь, в гражданском браке и детей имеют, и все нормально и считается браком? Вполне это нормальная история.
Это классика женоненавистничества, вот это страшно криминальное сознание (другого слова не найдете), – таким образом, хотят привлечь внимание к социальной проблеме. Вообще, есть ли здесь проблема социальная? Если люди живут, просто не оформляя, живут как муж и жена, и во всем мире сейчас так довольно долго живут. В чем проблема, собственно говоря? Да нет никакой проблемы. Здесь проблема не в гражданских браках, а проблема в людях, которые носят рясы, которые дали обет богу, а ведут себя как просто низкопробные хулиганы. И благие намерения… ничего себе, привлек внимание. Вот это поразительно.
С.Крючков: Там даже говорится о мотивации, о логике его рассуждения. Он говорит: «Ты просто бесплатно оказываешь услуги». То есть он воспринимает это как некую систему таких торговых взаимоотношений, что ли.
И.Прохорова: Слушайте, знаете, это как вам сказать… как пел Высоцкий, «Я сегодня очень-очень сексуально озабочен». Это, вообще, реакция – я не знаю, наверное, не молодой человек – вот реакция людей уже такого возраста… так себя ведут старые развратники, которые бесконечно дают советы и учат народ моральной жизни. Что это такое, вообще?
Взрослые люди, которые вместе живут, и если они штамп не поставили, а спокойно живут, счастливо имеют детей, кому какое дело, в конце концов? Это влезание в частную жизнь, навязывание каких-то убогих представлений о нравственности. Ребята, вы за своей нравственностью сначала посмотрите. После таких речей, я считаю, человека надо от сана отстранять. А еще говорят, что он из благих побуждений. Это называется… как там названо? Слово было «эпатажное», что-то еще такое… А, значит, учителя, который прочитал детям с выражением «Исповедь хулигана» Есенина, его уволили. За что?
Марина Максимова: «За использование грубого нецензурного слова», которое на «ж» начинается.
И.Прохорова: Нет, простите, вот на «ж» которое начинается, не считается нецензурным. Вполне себе почти литературное слово. И потом, простите, не сам он сказал, это классик наш написал. И вот за это учитель… А то дети не знают этих слов. Просто, действительно, только от учителя узнали. Значит, этого несчастного человека увольняют, лишают работы, а у нас церковный иерарх произносит подобные вещи. Ну, извинились. Спасибо, что хоть извинились. Могли бы сказать – и правильно.
А я просто считаю, вот какой пример он подает всем остальным? У нас политики, помню, обзывали некоторых кандидатов на букву «б» по всей стране, причем с повторениями. И тоже ничего не произошло. Вот это мне очень нравится – двойная мораль. Это что, вообще, такое?
С.Крючков: А эти люди в своих высказываниях, поступках каким-то образом участвуют в формировании нормы социальной допустимости, или это просто пена?
И.Прохорова: Я не знаю. Понимаете, практика есть практика. Просто в очередной раз идет такая волна женоненавистничества, унижения женщин. Как декриминализация домашнего насилия. Таким образом, это и есть полукриминальное сознание. Мужчинам дается возможность, когда социальные лифты сужаются, и возможность карьеры уменьшается, и унижение есть, – дает возможность разрядки над слабейшим: ну, бейте своих баб, по крайней мере, не выходите на улицы, не возмущайтесь, вот вам есть выпуск пара, что называется.
И это, ко всему прочему, отношение к женщине как к полурабыне, не знаю, к чему.
М.Максимова: Это даже не церковное, это какое-то дремучее, что мужчине можно, а если это женщина…
И.Прохорова: Это криминальное сознание. В криминальном мире отношение к женщине понятно, какое, какие функции она выполняет. А, простите, принять сан, надеть рясу – это еще не значит, что вы из Савла стали Павлом. Это, простите, просто люди, носители такого советского криминального сознания, пытаются еще нам что-то объяснять и говорить о морали. Да само это выражение… То есть если бы он, извините, сказал, что у женщины, которая официально не замужем, возникает много рисков, связанных с собственностью, опекой над детьми и так далее, я бы, может быть, даже с ним согласилась. Да, действительно, здесь должно быть какое-то законодательство, которое гражданские браки – я не знаю, тонкостей этого законодательство – может усовершенствовать. Что он вообще говорит?