Нужны лифты "вниз"
Нужны лифты "вниз"
Макогоненко АКА korwin1957
Крокодил, крокожу и буду крокодить!
Понятие социального лифта — явление, которое существует в полной зависимости от типа социума и цивилизации.
Социальный лифт — это только одна из многих из форм социальной мобильности.
Сама по себе социальная мобильность может иметь любую направленность — вниз, вверх, вбок, ксикось-накость. То есть иметь хаотический характер хаотической смены румбов движения.
Социальная мобильность вообще — это как температура.
Она отражает только то, насколько энергично происходит общее движение молекул в газе, жидкости, твердом теле.
Чем больше движения — пусть и хаотического — тем выше температура тела.
Физическая аналогия с температурой позволяет наглядно представить, как при чрезмерно высокой социальной мобильности общество (социум) начинает плавиться, а то и испаряться.
Высокая соц. мобильность слишком нарушает структуры социума, оно становится аморфным, рыхлым, текучим — или вовсе улетучивается «в пар».
Излишне низкая мобильность — это трупное окостенений, заморозка. Твердый, но хрупкий социум.
Оптимум является довольно узкий диапазон температур (по аналогии - социальных мобильностей).
Живое тело общества существует только в среднем диапазоне температур. Ниже — холодовая смерть, выше — таяние, растекание, испарение.
Известны такие каналы социальной мобильности ("лифты")
Но наиболее популярной в XX веке была схеме Питирима Сорокина *.
По его мнению, существует три социальных лифта: армия, семья и церковь.
Армия.
В любую эпоху находились представители низших классов, которые с помощью армии получали возможность занять высокие посты и присоединиться к высшему сословию.
На сегодняшний момент ситуация в России с армией как социальным лифтом потеряла былую актуальность.
Паркетные генералы, министры обороны без военного образования — такое положение дел не ускоряет, а замораживает социальные армейские лифты.
Семья
Практическая реализация социального лифта возможно только тогда, когда у супругов разный социальный статус.
В РФ особенно это проявилось в «охоте» профессиональных невест-авантюристок на олигархов.
Этот социальный лифт получает громкий светский резонанс, но в целом утратил свои позиции в обществе.
Церковь.
Этот социальный лифт был актуален в средние века и до первой половины XX века.
Следует отметить, что семья, армия и церковь (впрочем, как и политика) в РФ находятся под сильнейшим влиянием традиций непотизма и семейственности.
Исключение вероятности формирования «потомственной олигархии или чиновничества» ускоряют вертикальную мобильность.
Непотизм же, семейственность замораживают, сводят на нет вертикальную мобильность.
Вообще ситуация с остановкой социальных лифтов и возможности любой социальной карьеры приводит к расслоению общества на два изолированных множества — "право имеющих" или «тварей дрожащих».
Однако основной проблемой не только для РФ, но и всей планеты в целом — в 21 веке станет отсутствие нетравматических, безопасных «лифтов вниз».
В самом деле, потеря звания в армии — почти всегда разжалование и утрата пенсионных привилегий, развод в семье олигарха или бизнесмена — это всегда дележка капитала, лифта вниз в чиновничестве и у клира вообще практически нет.
Для чиновника ещё возможен номенклатурный горизонтальный лифт.
То в церкви — где вы видели вчера архимандрита, а ныне — протоиерея?
Отсутствие безопасных, не травматичных и не токсичных лифтов вниз намертво цементирует и омертвляет общество, превращает его в кастовую мумию.
До некоторого предела, да, такой социум прочен.
Зато потом — сразу! - «Голова — прочь!
Правая нога — хрусть, пополам! Левая — хрусть, пополам! ... клюнул носом в стену рядом с зеркалом и стал содрогаться в рыданиях» /Булгаков М.А., «Мастер и Маргарита»/
Социуму 21 века нужны безопасные лифты "вниз", а не золотые парашюты для топ-менеджеров.
====================================================
* Питирим Александрович Сорокин родился 4 февраля 1889 года в Турье, небольшой деревне в Яренском уезде, Вологодской губернии, Российская империя (ныне Княжпогостский район, Республика Коми, Россия). Отец Сорокина, Александр Прокопьевич Сорокин, был родом из Великого Устюга и странствующим ремесленником, специализировавшимся на зо¬лоте и серебре. В начале 1900-х годов, зарабатывая на жизнь ремеслом и клерком, Сорокин поступил в Санкт-Петербургский императорский университет в Санкт-Петербурге, где полу¬чил степень магистра по криминологии и стал профессором.
Сорокин был антикоммунистом. Во время Русской революции он был эсером (членом партии социалистов-революционеров), депутатом Российского Учредительного собрания, сторонником Белого движения и секретарем премьер-министра Александра Керенского. После Октябрьской революции Сорокин продолжал бороться с коммунистическими лидерами и несколько раз подвергался арестам нового режима, прежде чем в конечном итоге был при¬говорен к смертной казни. После шести недель тюремного заключения Сорокин был освобожден и вернулся к преподаванию в Университете Санкт-Петербурга, став основателем факультета социологии в университете.
После отъезда из России он эмигрировал в Соединенные Штаты, где стал натурализованным гражданином в 1930 году. Сорокин был профессором социологии в Университете Миннесоты с 1924 по 1929 год, затем он принял предложение президента Гарвардского университета присоединиться к преподавательскому составу и занять должность зав.кафедры социологии в Гарвардском университете, где он продолжал работать до 1959 года.
Сорокин написал 37 книг и более 400 статей. Его противоречивые теории социального процесса и исторической типологии культур изложены в "Социальной и культурной динами¬ке" (4 тома, 1937-41; перераб. и сокращенное издание 1957) и многих других работах. Со¬рокин также интересовался социальной стратификацией, историей социологической теории и альтруистическим поведением.
Одна из его работ "Россия и Соединенные Штаты" (1944) считается пропагандой военного времени в пользу мира. Сорокин утверждает, что американская и российская культуры имеют так много общего, что у этих двух наций, которым суждено стать ведущими послевоенными центрами силы, будет надежная основа для дружбы. Обе нации являются примером единства в многообразии. Их культуры поощряют широту кругозора, космополитизм и здоровую само¬оценку, сочетающуюся с терпимостью к другим обществам.
В целом его работы охватывали широкий спектр тем из сельской социологии, войны, революции, социальной мобильности и социальных изменений. Тем не менее, он остался верен своим работам, и одной из причин, по которой он смог бороться за столь значительные перемены и реформы, была его приверженность своей религии. Он был коми по происхождению, а они считались одними из самых трудолюбивых и религиозных людей в Европе.
•
Подписаться
Макогоненко АКА korwin1957
Крокодил, крокожу и буду крокодить!