Вологодские рукодельницы бережно хранят традиции узорного ткачества
0
8
С древнейших времен люди на Вологодской земле занимаются украшением
тканей. Среди видов тканья были особенно распространены пестрядь, ремизное и
браное ткачество.браной техникой, дающей узор как с лицевой, так и с изнаночной
стороны ткани. Бранину применяли для украшения многих предметов одежды и
домашнего обихода.
Большинство сохранившихся вышивок датируются XIX-XX веками. Но орнамент
их гораздо древнее вещей, на которых он исполнен. Вышитые предметы также играли
важную роль в народных обрядах и сохранили узоры разного времени. Среди узоров
вологодской вышивки есть всетипы
орнамента: геометрические, растительные, сюжетные, изображения зверей и
птиц. К числу древнейших мотивов относятся многие геометрические орнаменты и
трехчастные композиции с вышитыми человеческими фигурами в центре и конями,
всадниками или птицами по сторонам. Они исполнялись на концах полотенец, краях
передников, подзорах и подолах рубах. Величественные и торжественные, такие
композиции вышивок донесли до нас отголоски языческой мифологии древних славян.
Ученые полагают, что женские фигуры, образы всадников и птиц были символами
природы и подчиненных ей стихий огня, воды и воздуха. Вышивки этого круга
всегда исполнены старинным двусторонним швом – одинаковым с лица и изнанки –
красными нитями по льняному полотну. Их рисунок четок, изображения
геометризованы и пронизаны линейным ритмом.
В разных районах Вологодской земли сложились местные разновидности
шитья. Их оригинальность проявлялась в сюжетах и характере орнамента,
своеобразии техники вышивки и приемах ее исполнения, размерах узоров, их цвете
вообще и даже оттенках красного цвета нитей. В Великоустюжском уезде вышивали
свадебные ширинки, украшенные крупным геометрическим орнаментом. Настланные
белыми льняными нитями по белой сквозной сетке мотивы крючковатых крестов со
сложными отростками, возможно, когда-то были символами плодородия и несли с
собой пожелание счастья и благополучия.
Композиции с человеческими фигурами и птицами особенно типичны для
вышивок из района Чарозера и Устюжны. Они украшали главным образом полотенца,
на длинных узорных концах которых нередко вышивка сочеталась с ткаными
проставками, полосами кумача, плетеным и вязаным кружевом. В вышивках этих
местностей часто встречаются изображения птицы-павы с длинным хвостом и
особенно женской фигуры. Расположенная в центре трехчастной сцены или
повторяясь в ряду, в одних произведениях она схематична и геометризована,
вместо головы – цветок-розетка, а поднятые крючья-руки оканчиваются
гребнями-пальцами; в других случаях изображение более конкретно, руки на поясе,
а голова подобна человеческой. Иногда такие фигуры держат в руках птиц. Если
устюженская вышивка исполнялась целиком крупными стежками двустороннего шва, то
в чарозерских в дополнение к нему применялась еще техника «набора» с
характерными вертикалями прямых линий.
Мелкая и дробная узорчатость фигур с более строгими крестовидно-ромбическими
заполнениями отличает вышивки из Тотемского уезда. Здесь часто вышивали
изображения птицы с пышным павлиньим хвостом. На одном из полотенец орнамент
воспроизводит сценку на крестьянском дворе, где вокруг павы расхаживают простые
птички, и словно от удивления всплеснув руками стоят геометризованные
человечки. В XIX – начале XX века подобный «бытовой жанр» все больше привлекал
внимание народных мастеров и находил выражение даже в таких приверженных
старине видах искусства как крестьянская вышивка.
Сегодня в текстильных искусствах Вологодской области произошли
существенные перемены. Тем не менее, текстильные народные искусства продолжают
жить.Узорное ткачество сохраняется в ряде районов Вологодской области руками
старейших мастериц. В тканье половиков и лоскутном шитье находят выражение
современные формы древнего геометрического орнамента. Сообщает ИА «СеверИнфо».