Добавить новость
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012 Март 2012 Апрель 2012 Май 2012 Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012 Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013 Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013 Июль 2013 Август 2013 Сентябрь 2013 Октябрь 2013 Ноябрь 2013 Декабрь 2013 Январь 2014 Февраль 2014 Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014 Октябрь 2014 Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015 Февраль 2015 Март 2015 Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015 Июль 2015 Август 2015 Сентябрь 2015 Октябрь 2015 Ноябрь 2015 Декабрь 2015 Январь 2016 Февраль 2016 Март 2016 Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016 Сентябрь 2016 Октябрь 2016 Ноябрь 2016 Декабрь 2016 Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024 Июнь 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26
27
28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Виктор Шалай, директор Музея Арсеньева: «Нужно понимать, каким будет завтрашний зритель»

О терапевтической функции музея, работе с молодой аудиторией и о сохранении Владивостокской крепости — в интервью «Культуре».

На недавно прошедшем Международном фестивале «Интермузей-2024» Государственный объединенный музей-заповедник истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева получил национальную премию имени Дмитрия Лихачева в номинации «Музей года». Учрежденный в 1884 году во Владивостоке как музей Общества изучения Амурского края, он за 140 лет вырос с мощную институцию с четырьмя площадками во Владивостоке и еще пятью в городах и селах Приморского края. В течение 13 лет музей возглавляет Виктор Шалай, с именем которого связывают многие изменения, позволившие краеведческому музею стать музеем-заповедником федерального уровня. «Культура» побеседовала с Виктором Алексеевичем.

— Музей истории Дальнего Востока стал «Музеем года». Как вы думаете, почему награда досталась именно вам?

— Откровенно говоря, для нас это был сюрприз, и вопрос, наверное, нужно адресовать коллегам-экспертам, которым я очень благодарен. Возможно, свою роль сыграл тот факт, что мы единственный федеральный музей-заповедник за Волгой, в восточной части России. Большинство музеев, подчиняющихся Министерству культуры, находятся в западной части нашей страны. А за Уралом раскинулись огромные пространства Сибири, Дальнего Востока с их обилием сюжетов и довольно обычной, если можно так выразиться, сетью музеев. Мы занимаемся не только музейными практиками, вроде экспозиций или научных исследований: недавно учредили Ассоциацию музеев Дальнего Востока — платформу для профессиональной коммуникации и развития музейного дела на Дальнем Востоке и, надеюсь, в Сибири. Возможно, отзвуки этой деятельности, которая уже вышла за пределы Владивостока, и привлекли внимание к нашему музею.

— Как музею удалось получить федеральный статус в 2019 году?

— Владивосток считается приоритетной территорией, об этом говорил глава государства, однако инструментов для развития музейного дела — с точки зрения взаимодействия с властью — здесь не хватало. Мы это понимали и хотели стать таким инструментом. А для этого нужно было чем-то выделиться из двух тысяч краеведческих музеев нашей страны, обратить на себя внимание. В итоге наша музейная команда взяла на себя ответственность за самый большой рукотворный памятник за Уралом — Владивостокскую крепость: по поручению президента ее нужно было спасать, музеефицировать. В знак признания этой ответственности нас «подняли» до музея-заповедника федерального уровня.

— Владивостокская крепость состоит из множества объектов. Сколько вам уже передали и как к этому отнеслись местные жители, которые привыкли считать территорию своей?

— Музеефикация Владивостокской крепости — наша первостепенная задача. Это огромный памятник, состоящий более чем из ста объектов: среди них есть казармы, люнеты, редуты, капониры, полукапониры, батареи. В общем, крупнейшая военно-морская крепость в мире. Надо потихоньку разбирать проблемы, накопившиеся за последние 30 лет: они касаются отсутствия документов или даже самих объектов на кадастровых картах. Было много фактов самозахвата, вандализма. Все это требовало скорейшего ввода крепости в нормативное поле. Наши юристы занимаются этим вопросом уже четыре года. На сегодняшний момент у нас на балансе 66 объектов и около двухсот гектаров исторических ландшафтов. За это время мы вместе с партнерами из органов власти смогли покрыть большинство объектов Владивостокской крепости утвержденными зонами охраны: теперь эти исторические ландшафты никогда не будут застроены.

— Долго ли будут передавать оставшиеся объекты и, главное, как музей планирует их содержать?

— Мы не спешим: готовы к тому, что некоторые вопросы будут решаться на протяжении десятилетий. Это же город, живой организм, у которого много субъектов деятельности. Но все необходимое для развития крепости на музейной платформе у нас есть. Далее нам нужно продемонстрировать результаты, в том числе людям, которые могут помочь с решением серьезных бюрократических вопросов, касающихся оставшихся объектов. А насчет содержания… Музей — это всегда сочетание бюджета и внебюджетных средств, например, полученных от попечителей, меценатов. Мы планируем жить так же, как и остальные институции мира. Главное, что крепость — больше не бесхозный объект. Будем делать там парки, рекреации — это нужно городу, и, уверен, отчасти поможет «прокормить» крепость.

— Расскажите о ситуации с музейной посещаемостью. Восстановился ли поток зарубежных туристов после пандемии?

— Пока нет. Корейцы и японцы к нам не едут из-за международной обстановки, а поток китайских туристов еще восстанавливается. Зато вырос внутренний туризм — люди начали ездить по стране, и мы этому рады.

— Вы не раз говорили о необходимости создания Морского музея. Дело сдвинулось с мертвой точки?

— Эта история вдолгую — Морской музей нужно не строить, а выращивать. Подобная работа неизбежно растянута во времени, и мы ее проводим: постепенно анализируем коллекции, связанные с этой темой, устраиваем мероприятия, посвященные морской тематике. Далее нужно будет решить вопрос с инфраструктурой — то есть зданием музея. В целом, мы исходим не из помещения, которое нужно чем-то заполнить, наша отправная точка другая: в городе есть незакрытая важнейшая тема, и нужно ее оформить в отдельный музейный рассказ. Насчет стен мы потом решим, это один из самых простых вопросов. А вот экспонаты — болезненная тема, поскольку в 90-е многие архивы были сожжены, выброшены, корабли распилены. И это зияющая дыра, которую нужно будет восполнить. Сейчас мы пытаемся понять, какими музейными технологиями это можно сделать.

— В одном интервью вы говорили, что главный музейный продукт — это переживание, а сам музей — терапевтический инструмент. Не могли вы пояснить эту мысль?

— С приходом интернета музей — особенно среднестатистический краеведческий, каким раньше был наш — перестал быть источником знаний. Я не говорю об искусствоведческих институциях, с ними немного другая ситуация: прежде всего, они хранят подлинники. Но у исторических и краеведческих музеев возникли проблемы: к ним теперь не идут за знаниями, поскольку они не в состоянии конкурировать с интернетом. Мы с коллегами в итоге встали на сторону тех, кто считает приоритетной функцией музея производство переживаний, впечатлений. Подобные переживания могут побудить зрителя добрать те или иные знания и что-то изменить в своей жизни. Если все правильно инсценировать, человек выйдет из музея другим, проработав болезненные аспекты своей личной памяти и примирившись с фактами, которые в обычной жизни не удается принять. В общем, музеи — это про внутренний мир: глубокий, интересный, сложный. Они ставят перед зрителем определенные вопросы и помогают на них ответить.

— А как правильно работать со сложными темами?

— Вопрос лежит в плоскости деликатности по отношению к аудитории и в то же время определенной строгости. Могу сказать, что мы не заигрываем со зрителем. Что такое сложная история? По большому счету она вся непростая. Возьмите XX век: он весь изувеченный, в шрамах — непонятно, как человечество выжило в этом безумии и даже умудрялось двигаться вперед. Поэтому я не вижу проблемы в том, чтобы говорить на сложные темы. Нейрофизиологи советуют читать сложные тексты, слушать сложную музыку — это заставляет наш мозг работать. Зачем человека держать за дурака и облегчать для него рассказ? Это все равно, что пригласить в секцию по волейболу и на первые два года обучения снять сетку. Умение соотнести с собой сложное явление или тяжелое событие — часть нашей «умной» жизни. Если мы идем по легкой дорожке и хотим бесконечного веселья, не стоит обращаться в музей, по крайней мере, в наш. Хочешь развлекаться — пожалуйста: конструируй свой мир, но мы к этому не будем иметь никакого отношения. Может быть, будем только наблюдать за тобой, потому что это важная часть нашей работы — анализировать, как меняется общество. Нужно не только чувствовать сегодняшнего зрителя, но и понимать, каким он будет завтра. А это задача со звездочкой.

— Как вы привлекаете молодых зрителей?

— Они, к счастью, сами приходят к нам. Я сам пришел в музей, когда мне было 19 лет, директором стал в 29. И на своем собственном опыте понял, что мир не рухнет, если музей перестанет быть башней из слоновой кости и осознает свою необходимость в сложные времена. Мы ведь по-прежнему живем в непростой ситуации: так или иначе ощущаются отголоски 90-х. И подобные институции, как музей, очень важны. А молодежь… Она абсолютно такая же, какой мы когда-то были. Почему мы решили, что она ленива, необразованна и вообще — совсем не похожа на нас? Конечно, они отличаются по техническим навыкам: я бегал звонить на остановку в ближайший телефон-автомат, а они родились, когда уже был смартфон. Иногда я не понимаю некоторые слова, которые они говорят, и это можно обсудить — как меняется язык. Однако душа у них есть, как и у нас, а музей работает именно в пространстве души. Среди последующих поколений тоже будет какое-то количество лентяев, балбесов, обаятельных двоечников, злодеев. Будет много людей, которые хотят жить интересную, безопасную и счастливую жизнь. И один процент буйных, мечтающих изменить мир вокруг себя и решивших ради этого пойти работать, например, в музей.

— А чем вас в 19 лет привлек музей?

— Мне кажется, это был какой-то Божий промысел. Представьте себе: конец 90-х, вокруг бессмыслица, все рухнуло… Музей тогда, по большому счету, меня спас. Он явил собой островок стабильности: я увидел людей, которые живут какую-то волшебную жизнь — непошлую и глубокую. Почувствовал, что это мое, и дальше вопросов себе уже не задавал — просто радовался, что не прошел мимо этой двери.

— Вы прошли в музее все ступени карьерной лестницы. Среди директоров это встречается нечасто.

— Я же не пришел в музей, чтобы стать директором. Мне было неважно, чем заниматься — чистить унитазы, подметать тротуары: все интересно. Просто та жизнь кардинально отличался от ужаса, которым мы дышали за пределами музея — в абсолютно покинутом, заброшенном, полном криминала и отчаяния городе, который еще вчера являл собой благополучный, сытый, красивый, форпост России на Тихом океане — с кораблями, крейсерами, моряками, рыбаками, своей философией, праздниками, даже мифами. Однако все бросили, разбили, растоптали, людей распустили, словно стадо, и одни богатели, другие беднели, третьи отчаивались, четвертые вешались. В общем, для меня как для подростка это было очень странное время, и мне хотелось изменить ракурс восприятия, потому что невозможно было все это наблюдать. Видимо, сказалось еще советское воспитание — я все-таки 10 лет прожил в Советском Союзе — а также воспоминания о былом благополучии. Люди, которых я видел с искаженными лицами, улыбающимися сквозь слезы — я же помнил их счастливыми… Поэтому музей был очень кстати — как своеобразная машина времени: можно зажмуриться и оказаться в любом счастливом моменте жизни. Без музея тоже можно путешествовать по прошлому, но музей — хороший медиатор и отличная компания.

— Сложно было руководить музеем в 29 лет?

— Тогда, в 2011 году, мое назначение стало прецедентом для нашей страны. Честно скажу, поначалу было тяжело — из-за собственного идеализма, растерянности, отсутствия управленческого опыта. Но Владивосток как-то быстро переварил эту ситуацию. Он вообще восприимчивый город: портовый, молодой, без печати консерватизма. Если не сдаваться, а также верить, что ты на своем месте, все будет нормально.

— Сложно ли в молодом городе рассказывать о прошлом — ведь здесь нет такого мощного исторического пласта, как в Центральной России?

— Не легко и не сложно. Прошлое, как известно, начинается с каждой следующей секунды, поэтому историческая глубина — это не только назад или налево: она всеобъемлющая, как реальность вокруг нас, ее можно измерять в разные стороны. Даже если вы приехали на пустое место и буквально вчера построили деревню, все равно она будет полна собственных сюжетов. Кроме того, есть соседние деревни, можно рассказать о них. И, конечно, есть макромир, где деревня — часть страны, а у той своя — история. Почему история Москвы не моя история? Не думаю, что москвичам жалко: скорее, это мы отсекаем себя, делим все на «ваше» и «наше». Но это не самая лучшая стратегия для такой большой страны, как Россия, вмещающей в себя девять часовых поясов. Нельзя распускать страну на маленькие веревочки, как канат, с которым играет кошка. Надо помнить, что история у нас — общая, и даже в самом молодом городе музею есть с чем работать.

— Как складывается межмузейное сотрудничество, особенно с зарубежными институциями?

—У нас было успешное сотрудничество с корейцами, японцами, но оно пока заморожено. Зато для «внутренних» проектов наступила хорошая пора. Мне вообще кажется, что мы живем в благословенные времена, как бы странно это ни звучало. Да, нам тяжело с международной точки зрения, но впервые за долгие годы — может быть, со времен БАМа и комсомольских строек — мы видим мощный интерес к собственной стране. Люди начали открывать для себя города, переживать встречу с собственным наследием и даже с собой, и в этой ситуации, мне кажется, музеям нужно активно обмениваться экспонатами — за исключением тех двух тысяч произведений, которые неэтично вывозить из места хранения. Мы сделали уже шестой проект с Музеями Московского Кремля: когда работали над первым, сами не верили, какие экспонаты принимаем во Владивостоке. Тогда, шесть лет назад, многие коллеги с удивлением смотрели на Елену Юрьевну Гагарину, директора Музеев Московского Кремля: зачем везти 150-200 экспонатов из царской сокровищницы на другой конец страны, пусть зрители сами едут в Москву. Но в итоге наше сотрудничество оказалось успешным. А сейчас, думаю, никому и в голову не придет задать подобный вопрос, поскольку столичные музеи поехали в регионы; Москва, в свою очередь, активно принимает региональные музеи на своих площадках. Пока была открыта Европа, выставка в Красноярске или Владивостоке почему-то проигрывала проекту в Вене или гастролям наших экспонатов в Лондоне. Теперь все иначе. Но никаких обид у меня нет: на самом деле мы рады, что дождались активного обмена между российскими музеями. Пусть это и результат некоторой вынужденной необходимости: стране в любом случае только лучше.

— Расскажите о планах музея.

— Мы сейчас делаем очень важный для себя шаг — готовимся показать коллекцию Фаберже из Оружейной палаты Музеев Московского Кремля. Шли к этому шесть лет: выставка откроется в конце августа. Для нас это огромный вызов: он станет своеобразным финалом большого этапа взаимодействия с Музеями Московского Кремля. Дальше будем думать. Может быть, сократим периодичность проектов, хотя они имеют большой успех — просто, потому что объем нашей деятельности превосходит возможности нашей же инфраструктуры. Мы стали заложниками собственной активности: по объему деятельности у нас огромный музей, а вот по инфраструктуре маленький. Двести гектаров исторических ландшафтов не в счет: я имею в виду выставочные залы и хранилище. Когда мы были краеведческим музеем, этого хватало, но сейчас нужно что-то решать. Иначе начнется обратный процесс, и мы перейдем в какое-нибудь несимпатичное состояние — как ножка китайской женщины, которую бинтовали, чтобы она не росла.

Поэтому мы, наверное, возьмем паузу и пропустим вперед другие институции, которые, глядя на нас, выразили желание работать с Владивостоком. Например, ГМИИ им. А.С. Пушкина: с ними, кстати, мы сделали в этом году фантастическую выставку «Древний Египет. Искусство бессмертия». Хотелось бы еще подготовить проекты о Древней Греции, Древнем Риме, так что в ближайшие годы нам с Пушкинским музеем будет что обсудить. Наверное, будут коллаборации с Третьяковской галерей — это наш партнерский музей, мы искренне дружим. Сейчас им строят во Владивостоке большие выставочные залы. Кроме того, в нашей коллекции хватает собственных тем, которые нужно развивать. Например, мечтаем сделать масштабный проект о Дальнем Востоке на площадке Государственного исторического музея: большой сводный рассказ, где все музеи Дальнего Востока могли бы поучаствовать экспонатами.

— Какие, на ваш взгляд, главные вызовы, стоящие перед российскими музеями?

— Мне кажется, нужно готовиться к непростой финансовой ситуации. Государство, я уверен, продолжит исполнять свои обязательства в полном объеме, но увеличивать их так же охотно, как раньше, уже не сможет. Поэтому музеям нужно искать альтернативы, развивать свои грантовые компетенции, тем более, число грантовых конкурсов в России за последние 20 лет сильно выросло. В общем, надо помогать государству и как-то уравновешивать бюджетную копейку заработанной или привлеченной самостоятельно.

Фотографии: Музей Арсеньева.

 




Владивосток

Сергей Собянин. Главное за день


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Мурино лидирует среди городов России по самой высокой концентрации студий

Три дальневосточных города борются за звание культурной столицы

"Хинди Руси бхай бхай": Россия и Индия готовят Западу "большой привет

Жителей региона приглашают проголосовать за признание Владимира культурной столицей 2026 года

Новости Владивостока

13 школьников из Пензы вышли в финал конкурса «Большая перемена»

Всероссийский фестиваль «Место силы – Владивосток» откроют выступления лучших уличных театров страны

«Восточница» Влада Ковальчук завоевала «бронзу» юношеской Спартакиады России

Во Владивостоке предприниматель оказался замешан в многомиллионной коррупционной схеме


Мигранты из Северной Кореи в России: сколько зарабатывают и как себя ведут

НСА: в Приморском крае, где паводок подтопил поля, застраховано не менее 78 тыс. га посевов

Безбилетный пассажир проехался почти что на капоте авто во Владивостоке

Сергей Собянин. Главное за день


Сергей Собянин. Главное за день

Путин присвоил звание Героя Труда Геннадию Зюганову

В Россию привезли новый кроссовер Toyota, который стоит почти как Lada

В Лобне пройдут мастер-классы по экстремальным видам спорта


Губернатор Приморского края Олег Кожемяко
Москва

Сергей Собянин. Главное за день


Частные объявления во Владивостоке



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Анастасия Волочкова

Прохор Шаляпин и Анастасия Волочкова устроили перформанс в бане



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Владивосток на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Всероссийский фестиваль под художественным руководством Надежды Бабкиной пройдет в Псковской области

Критик Соседов заявил, что Моргенштерну ничего не будет по возвращении в РФ

Литература: Почему Владимир Высоцкий всю жизнь мечтал познакомиться с Иосифом Бродским, а после встречи расплакался, как ребенок

Пианист Березовский даст пять концертов в рамках фестиваля «Безумные дни»


Россиянка Эрика Андреева вышла в финал квалификации Уимблдона

Появились новости о здоровье Елены Рыбакиной перед турниром в Англии

Уроженка Тамбова Арина Родионова вышла во второй круг квалификации Уимблдона

Даниил Медведев представил форму, в которой выступит на Уимблдоне


Rashan Gary Showed No Concern When Asked About Caleb Williams

Mets survive late barrage to beat Yankees in Subway Series opener

Who could England get next in Euro 2024 knockout stage after going through to last-16?

‘I’ll have to talk to my agent’ says Harry Kane as England star offered transfer from Bayern during press conference