Подарок закадычному другу
Жили-были два друга. Ну как друга… Скорее всего, они так никогда и не встретились лично. Но у них имелись общие интересы и цели, поэтому они помогали друг другу добрым словом, советом, возможно деньгами или другими ценностями. Подарки уж точно друг другу дарили и помощников нужных присылали. Один правил в далекой лесной стране и назывался князем. Другой – тоже в лесной стране, но назывался императором, хоть и власти у него не всегда было много. Андрей Боголюбский и Фридрих Барбаросса.
Два самых памятных знака их дружбы собирают толпы туристов в наше с вами время. И если Успенский собор во Владимире с тех пор не раз перестроили, то церковь Покрова на Нерли – почти такая же, как когда-то давно, в XII веке. Есть мнение, что их постройкой руководил присланный Барбароссой архитектор. Андрей Боголюбский попросил друга прислать мастера, разбирающегося в каменном строительстве, чтобы он в своем Боголюбове и близ него смог построить то, что останется в веках. Церковь Покрова на Нерли и осталась. Идеальной в своей простоте. Не убавить, не прибавить. Благодаря присланному Барбароссой мастеру и его русским ученикам.
А еще, как говорят, были армиллы. Пара накладок из меди с позолотой и рисунком, изображающим Распятие и Воскресение Христово. Эти наплечники совершенно точно изготовили в 1170-е годы, а значит, теоретически они могли быть подарком Андрею от Барбароссы. И вроде бы как наплечник с изображением Воскресения Христова даже положили в гробницу Андрея Боголюбского в Успенском соборе, но это неточно.
Второй же наплечник историк Филимонов нашел в куче хлама в подвале одного из монастырей в 1860-е годы. Ну да, в куче хлама. Это не я преувеличиваю, это так история обнаружения предмета, так сказать, провенанс, описан. И церковь Покрова на Нерли батюшки в свое время хотели разобрать, только оказалось, что ремонт дешевле обойдется. И икону Божьей Матери Боголюбской совсем недавно так хорошо в монастыре «сохранили», что потом много лет реставраторам пришлось ее по частичкам восстанавливать. Это мне что-то рублевская «Троица» вспомнилась…
Так вот. Наплечник с изображением Распятия Христова тоже старый, но учитывая то, как он был найден, нет никаких причин, кроме имеющейся легенды, связывать его именно с Андреем Боголюбским. Младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо, к примеру, подходит в качестве хозяина не меньше. Да и с наплечником с изображением Воскресения Христова, как мне кажется, вопросы имеются. Ведь если он находился в гробнице Боголюбского, то как он пережил, например, разграбление и пожар во время штурма Владимира войсками Батыя. И ладно бы только Батыя. Вспомните фильм «Андрей Рублев». Помните, там татары пытают церковного служку, сыгранного Никулиным, чтобы выдал, где сокровища. Это ведь тоже было во Владимире, в Успенском соборе. Кстати, реальный церковный служитель тогда так и не сломался, и места, где были спрятаны ценности, не выдал.
Так что, хотелось бы верить, что это так. Но на самом деле, также как и в случае с «шлемом Ярослава Всеволодовича» - это только легенда «потому что по датам подходит».
Сейчас оба наплечника находятся в европейских музеях. Один – в Германии, второй – во Франции. Почему не в России?! Потому что надо сказать спасибо большевикам. В начале тридцатых они решили, что два каких-то наплечника на церковную тему Советской власти совершенно точно не нужны и продали их за бесценок в частные коллекции. Потом новые владельцы продали наплечник «Распятие Христово» в 1978 году за 2 миллиона долларов Германскому национальному музею. Конечно, немцев этот предмет интересует не потому что он связан с русскими князьями, а потому что средневековое искусство, да еще и связанное с императором Фридрихом Барбароссой.
Вот такие переплеты выписывает судьба дорогих и занятных вещей, сохранившихся, несмотря на более чем 800 лет, прошедших с той далекой поры.