Мы в Telegram
Добавить новость
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011
Ноябрь 2011
Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014 Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014
Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015
Май 2015
Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015
Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016
Май 2016
Июнь 2016
Июль 2016
Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017
Февраль 2017
Март 2017
Апрель 2017
Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017
Сентябрь 2017
Октябрь 2017
Ноябрь 2017
Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018
Июль 2018
Август 2018
Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024 Май 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

Узорочье русской набойки

0 493

Ежегодным местом встречи мастеров и почитателей старинного ремесла с недавних пор стал Павловский Посад.
В былые времена этим ремеслом занимались мужчины. В наши дни его возрождают в основном хрупкие женщины. 
Мастерицы из разных уголков России засучив рукава постигают тайны только на первый взгляд простого искусства русской ручной набойки.
Чтобы овладеть этим ремеслом, нужно разобраться в красящих свойствах растений и научиться правильно смешивать краски и составы, закрепляющие их на ткани. 
А также быть художником, под рукой которого расцветают на холсте нарядные узоры, корнями уходящие в русское народное искусство.Фото: Александр Бурый
Мастер ручной набойки из Санкт-Петербурга Катерина Кондратьева рассказывает о традиционных узорах на примере старинного набивного платка из личной коллекции

РОДИНА НАБИВНОГО ДЕЛА

Искусство украшения текстиля орнаментом насчитывает не одну тысячу лет.
"Искусство украшать ткани, — отмечал профессор Николай Николаевич Соболев в своем труде по истории набойки, — очевидно, пришло на смену искусству украшать себя.
Татуирование тела сменилось раскрашиванием от руки одежды".

В различных регионах Древнего мира применялись разные технологии декорирования текстиля: ручная роспись, печать на ткани, вышивка, узорное ткачество. Роспись ткани перьями, палочками, кистями считается самым ранним из них. 
Постепенно она трансформировалась в печать на ткани, позволявшую быстрее воспроизводить рисунок. Один из ее видов получил название "ручная набивка" или "набойка".
Именно ткань, по выражению знаменитого российского книговеда Евгения Львовича Немировского, стала "первым материалом, на котором люди научились оттискивать красочные изображения".
Тем самым печать на ткани стала предтечей книгопечатания.
Фото: Александр Бурый
Для самой простой набойки современные мастера могут самостоятельно не смешивать пигменты, а применять готовые краски для ткани

Деревянная доска с вырезанным орнаментом покрывалась краской, плотно прижималась к полотну, а затем мастер простукивал ее киянкой, набивая рисунок на ткань. Это и есть самый ранний и наиболее простой метод набойки. Неслучайно тех, кто занимался "наведением узоров", на Руси называли набойщиками, а порой — "колотильщиками". Полученные таким способом узорчатые ткани тоже получили название "набойка", иногда "выбойка", что зависело от вида используемой деревянной формы и ткани: по льну — набойка, по хлопчатобумажной ткани — выбойка.
С глубокой древности искусство набивать узоры на ткань было широко распространено на Востоке. 
Большинство историков считают, что "раскрашивание тканей, достигшее высокой степени совершенства в Индии", "изобилие красящих веществ и высокая культура хлопка" "заставляют предполагать в этой стране родину набивного дела". 
О пестрой одежде из тонких материй, которую носили древние индийцы, писали многие древнегреческие и древнеримские историки и географы.Фото: Александр Бурый
Способ набивания узоров на ткань мало изменился за прошедшие тысячелетия

Из Индии умение украшать ткань красочными узорами распространилось в другие страны Азии и Африки.
Геродот упоминал о жителях каспийского побережья, которые в VI веке до н.э. наносили столь прочные изображения различных животных на свою одежду с помощью краски из растения синильный красильник (современная вайда. — Прим. авт.), что "узоры эти не смываются, а истираются только вместе с шерстяной [материей, на которую их наносят], как будто бы они были вотканы в материю с самого начала".
В Древнем Китае орнаменты набивали на струящемся шелке, а в Египте эпохи римского правления — на тончайшем льняном полотне. 
В Византии, требовавшей роскоши и великолепия, "ткани набивались не только одними красками, но и растворами золота и серебра".Фото: Александр Бурый
И в ранней льняной набойке, и в более поздней на ситцах мастера черпали вдохновение для узоров в родной природе. Платок "Товарищества мануфактуры бр. Рубачевых". Шуя. ХIX век. Музей истории русского платка и шали

БОГОУГОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

На Руси появление печатных материй относят к Х—XI векам. Именно этим временем датируют кусочки шерстяной домоткани с набивными узорами, обнаруженные в XIX веке археологом Дмитрием Яковлевичем Самоквасовым в курганах у села Левенка Стародубского уезда (современная Брянская область. — Прим. авт.).
Большие круги с крестами внутри нанесены черной краской на ткань, бывшую когда-то красной. Прибыла ли она из Византии или только повторяет византийские тканые узоры на шелке, ученые выясняют до сих пор. 
Как и то, пришло ли искусство набивать ткани на Русь напрямую с Востока через Волжский торговый путь или же из Византии, славившейся искусными красильщиками тканей.Фото: Александр Бурый
Платки с ручной и механической набойкой из собрания Музея истории русского платка и шали. XIX — начало ХХ века

На заре Древнерусского государства набивное дело впервые было освоено в монастырских и княжеских мастерских. Одними из первых специалистов, работавших по украшению тканей, считаются иконописцы-травщики, знавшие секреты составления красок и умевшие писать "травы", то есть растительные узоры, на иконах и стенах церквей.
В обителях набивными узорами покрывали ткани для богослужебной утвари: "покрывала, пелены и воздух выбойчатые", "пелена выбойчатая, обложена крашениною травчатою".
Набивные материи шли и на переплеты церковных книг: "да на престоле евангелие облачено выбойкою, а на нем крест медян". 
Из них также шили облачения священников: "двои ризы крашенинных, травчатых", стихари и фелони с цветочным узором. В дальнейшем так и закрепилась за набивным делом слава богоугодного занятия.
В княжеских мастерских мастера-красильщики пестрили узорами льняные полотна, иногда шерстяные материи или привозные шелка.
"В древней Руси набойка была распространена в высшем классе общества, — считал большой знаток декоративного искусства того периода Алексей Иванович Некрасов, — так как узорчатые тканые материи Востока и Запада, бархатные, шелковые, парчовые, были очень дороги и шли на исключительные предметы одежды и быта". 
С XVII века мастера начнут набивать узоры и на привозных хлопчатобумажных тканях — ситцах.Фото: Александр Бурый
Скатерть с кубовой набойкой, в узорах которой переплелись традиция и современность. Работа современного автора — Веры Голубевой

Довольно скоро мастерством красочного узорочья овладели и городские ремесленники. "С появлением городов, — замечала исследователь старинных набивных тканей из собрания Государственного исторического музея Лидия Якунина, — ткани стали предметом торговли, и мастера-красильщики, заинтересованные в наибольшем сбыте товара, наводили вручную узоры на тканях, заменяя этим способом медленные и трудоемкие процессы вышивания или узорного ткачества".
По словам Якуниной, к XVI–XVII векам "набивные ткани, благодаря их красочности и сравнительной дешевизне, широко применялись в быту русского народа".
Они стали, говоря современным языком, продукцией масс-маркета. Об этом свидетельствуют и иностранцы, посещавшие в то время нашу страну.
Так, Иоганн Кильбургер, участник шведского посольства в Москву в 1674 году, описывая в своем трактате русскую торговлю льняным полотном, заметил, что русские "умеют давать ему прекрасный глянец и много этого полотна набивается в Москве большими и малыми цветами разных красок и продается по сходной цене".Фото: Александр Бурый
Старинный сарафан из Музея истории русского платка и шали сшит из льняной ткани с кубовой набойкой

Узоры изначально копировались с дорогих привозных тканых материй Востока и Запада. Миндалевидный восточный огурец, цветы мелких гвоздик, плоды граната, тюльпаны и ирисы, маки и чертополох, перевитые вьющимися стеблями и богатой листвой, стали прекрасными образцами, на которых воспитывались отечественные мастера.
Однако довольно скоро они научились придавать самобытную оригинальность печатным рисункам.
"Главным руководителем был вкус народа, — писал Николай Соболев, — избегавший слепого подражания иностранцам, но перерабатывающий и усваивающий новые формы, сообразно с пониманием народного творчества".
Яркий пример — сохранившийся в Оружейной палате Кремля верх походного шатра царя Алексея Михайловича второй половины ХVII века, подбитый великолепной живописной набойкой, узор которой состоит из таких знакомых и родных цветов подсолнуха, васильков и ягод ежевики.Фото: Александр Бурый
Современные манеры с узором из тонких металлических гвоздиков. Автор — Валерий Голубев

И В ПИР, И В МИР, И В ДОБРЫЕ ЛЮДИ

XVII — первая половина ХIX века — это время расцвета набоечного дела в России. 
Городское ремесло очень быстро проникло в крестьянскую среду и на несколько веков стало излюбленным народным способом оживлять ткань узорами. Из набивных тканей шили женские сарафаны — "пестрядильники", "набоешники", "набивальники", "печатники".
Набойка шла на головные платки, мужские рубахи и порты. Ею подбивали кафтаны, душегреи, кокошники.
Узорными холстами украшали стены домов, делали занавеси, столешники, полавочники и даже знамена. Крытые выбойкой одеяла входили в состав приданого. Разузоренные ткани годились "и в пир, и в мир".
Набивным промыслом занимались в основном в центральных и северных губерниях России, что было обусловлено трудностями с ведением сельского хозяйства, близостью главных торговых путей и знаменитыми ярмарками.
Пальму первенства держали Московская и Владимирская губернии — старейшие текстильные регионы страны.
Позднее эта роль перешла к отдаленным губерниям Русского Севера, куда во второй половине XIX века искусство русской ручной набойки было вытеснено производством ярких и дешевых фабричных ситцев.Фото: Александр Бурый
Набивные ткани покоряли наших прапрабабушек ярким, праздничным колоритом. Шарф из коллекции Музея истории русского платка и шали

Мастера-красильщики, они же набоешники, синильщики, пестрядильники, набивали холсты в собственных избах или мастерских. Затем продавали их в крашенинных торговых рядах и на ярмарках.
Некоторые занимались отхожим промыслом, переходя из деревни в деревню, от дома к дому и громко вопрошая: "Хозяюшка-матушка, есть-ли пряжу красить, холсты синить, новины бить?" "Новинами" в Вятской и Костромской губерниях называли тонкую льняную домотканину.
Перехожие мастера брали с собой длинный рулон ткани с отпечатанными на нем рисунками — манерник, или заказник, своего рода узорный каталог.
По нему деревенские модницы могли выбрать понравившийся рисунок и заказать его набивку на собственной домоткани.Фото: Александр Бурый
Вырезание сложных, витиеватых узоров требовало от резчика манер и цветок особого мастерства

Главными по "пестрению холстов" были, как правило, мужчины. "Мы мужики по званью и художники по призванью.
Искони втянулись в ремесло и достигаем мастерства", — говорил красильщик-набойщик Фатьян из рассказа "Дождь" сказителя историй поморов Бориса Шергина.
Такая работа требовала сильных рук, зоркого глаза, художественного чутья. 
Сила была нужна, чтобы справиться с массивными и тяжелыми набойными досками — манерами.
Их размер чаще всего соотносился с шириной домотканого холста и составлял 30–40 сантиметров.
В паре с ними использовались узорные доски поменьше — цве́тки. Их количество соответствовало используемым при набойке рисунка краскам: для каждого цвета была своя цветка — такая вот игра слов.
Резали манеры специальные мастера — манерщики. Особенно славились этим искусством Рязанская и Тверская губернии. 
Узорные доски тамошней работы разлетались на ярмарках по всей России.
За годы работы у каждого набойщика собиралась целая коллекция манер и цветок.
Неслучайно поговорка "всяк на свой манер" относилась и к резчикам манер с набойщиками, ведь у каждого из них были свои излюбленные узоры.Фото: Александр Бурый
Современная скатерть кубового крашения с цветочно-травными узорами легким движением превращается в шаль. Автор — Катерина Кондратьева

С конца XVIII века манеры начали уменьшаться в размерах. 
"Самые доски, на которых печатались холсты, из больших, с энергичным крупным резным узором, превратились в миниатюрные с узором накладным медным, — отмечал художник Иван Билибин после своих путешествий в 1904 году по Русскому Северу и знакомства с историей народного промысла. — Эти доски старого образца теперь догнивают в деревнях, и бабы прикрывают ими горшки со сметаной".
Однако те из них, и старого и нового образца, что сохранились до наших дней, сегодня ценятся наравне с узорными тканями и красуются на экспозициях в музеях как самостоятельные произведения декоративно-прикладного искусства.
Трудились набойщики не за страх, а за совесть, ведь "русский мастер у работы радоваться хочет", — говаривал все тот же Фатьян. 
Деревенских девок да баб, покупавших у него узорную красу, он напутствовал: "Желаю всем эти обновки сто лет носить, на другую сторону переворотить да опять носить!"
Целый век прошел с того времени, как почил набойный промысел, а набивные сарафаны и платки, поселившиеся теперь в музеях, все также впечатляюще прочны и ярки. 
В них хоть сейчас "в добрые люди" выходи!Фото: Александр Бурый
Яркие оранжевые "оживки" наносили на уже окрашенную ткань при помощи штампов и масляной краски

СЕКРЕТЫ МАСТЕРОВ

Яркость узоров на ткани напрямую зависела от применяемых в работе красок. 
В ранней набойке использовали пигменты, разведенные на олифе, поэтому она называлась масляной. Самым древним и распространенным красителем был черный, получаемый из древесной сажи, а также красный, добываемый из растения марены и насекомого червеца. Набойщик Фатьян сказывал о том, откуда получали краски: "Вот полотно: под песню прядено, под сказку ткано, на мартовском снегу белено. 
Мы к ткачихину художеству свое приложили. Краски натуральные: от матушки сырой земли, и от коры березовой, осиновой, от дерева сандала, от ягод, от цветущих трав".
Русские умельцы владели также премудростью сложного кубового крашения, позволявшего окрашивать лен в стойкие и яркие оттенки синего цвета. 
Для этого использовали местное растение вайду или заморский краситель индиго. Нарядные белые узоры, проявлявшиеся на синем фоне в процессе крашения, часто расцвечивали от руки яркими "рябинками" или "оживками" красного, желтого, зеленого цветов, которые добавляли еще большей праздничности рисунку. 
Этим, как правило, занимались женщины. Лучше других синить холсты умели на Русском Севере — в Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Новгородской губерниях.Фото: Александр Бурый
Ситцевый платок "Чертополох". Механическая печать. Начало ХХ века. Музей истории русского платка и шали

Придумывая узоры, талантливые резчики манер и набойщики черпали вдохновение в травах, цветах, плодах деревьев. 
Не чужды им были и геометрические формы: круги, треугольники, кресты, звезды. Многие рисунки перекликались с узорами традиционной вышивки, кружева, деревянной резьбы, росписи. Однако, как подметил художник Иван Билибин, "содержание набоечного узора подчас еще богаче, чем вышивочного, так как самый материал (резьба по дереву) менее связывает творца его, чем ткань холста".
Как и в других ремеслах, в набивном деле существовала преемственность. Мастерство передавалось от отца к сыну, а мотивы рисунков и сами набоечные доски переходили из поколения в поколение. 
Николай Соболев отмечал, что в XVII веке, "когда иконописцы и те поддаются западному влиянию, несмотря на особо строгое отношение к их мастерству, пестрядильники живут, как в заколдованном круге, их "цветки", т.е. печатныя формы, отражают эпоху Иоанна Грозного в пышности и богатстве своих композиций и великолепном сочетании красок".Фото: Александр Бурый
Современные дети с огромным удовольствием набивают узоры на ткань, придумывая собственные композиции

XVIII век привнес в народную набойку невероятные сюжетные композиции. Перекочевали на холст и прижившийся в русском народном искусстве грифон, и сладкоголосая птица-дева Сирин, и доблестный, но сегодня мало кому известный, "пречюдный" богатырь Бова-королевич, и даже Александр Македонский, схватившийся в битве с царем "индейским" Пором. 
В Государственном историческом музее на набойке галантного века можно увидеть даму в пышном платье по европейской моде и кавалера, дарящего ей цветок. Сцену венчает фраза "Каво люблю, того и цветиком подарую". 
Все эти рисунки перешли в крестьянскую набойку с популярных лубочных картинок и книжных иллюстраций. 
Из тканей с такими рисунками, конечно, не шили одежду. В основном они применялись для занавесей, отделявших в избе кухонный угол от красного.Фото: Александр Бурый
Оригинальные штампы для набойки из коллекции Катерины Кондратьевой

С середины XVIII столетия ручная ремесленная набойка стала интенсивно заменяться мануфактурным производством, а льняные холсты — фабричными ситцами, сначала дорогими привозными, а затем — отечественными. 
Узоры на хлопковых тканях печатали более прогрессивными заварными красками, рецепты которых каждая мануфактура держала в строжайшем секрете. 
Первая русская ситценабивная фабрика возникла в 1753 году в Красном Селе под Петербургом. Ее устроителями были англичане Вильям Чемберлен и Ричард Козенс. О последнем Мануфактур-коллегия позднее писала, что он "всю Россию без недостатка удовольствовал своими изделиями". 
Успеху предприятия во многом способствовала господдержка, оказанная императрицей Елизаветой Петровной.
В XIX веке востребованность изделий ручной ремесленной набойки заметно снизилась. 
К концу столетия большинство крестьян пользовались дешевыми фабричными материями, выпускаемыми многочисленными ситценабивными мануфактурами страны. 
Самобытное и красочное искусство набивного узорочья долее всего продержалось на Русском Севере, ставшем своеобразным хранителем этого ремесла.Фото: Александр Бурый
Современный мастер Вера Голубева, обращаясь к традиционной набойке и крою, создает модные образы

ИСЧЕЗАВШИЙ, НО НЕ ИСЧЕЗНУВШИЙ

В 1904 году Иван Билибин с грустью отмечал, что "набойка тоже почти вывелась. 
Узор измельчился и часто из народного превратился в подражание ситцам". Годом позже ему вторил автор одного этнографического очерка народного быта, констатировавший, что набойщики "встречаются теперь в селах очень редко и не в большем числе, как последние могиканы исчезающего промысла". 
Почти на сто лет ручная набойка исчезла из обихода. 
Лишь изредка для создания единичных, практически эксклюзивных, изделий применялся этот способ украшения ткани в советское время, например для набивания знаменитых павловопосадских платков.
Фото: Александр Бурый
Современная коллекция с набивными узорами. Мастерская Катерины Кондратьевой

В наши дни интерес к вещам, созданным вручную неуклонно растет. Слишком много стало вокруг всего искусственного, пластикового, однодневного. Уже не просит — требует душа натуральных тканей изо льна, выращенного, собранного и спряденного трудолюбивыми мастерами, да сотканного из него холста, изукрашенного дивными набойными узорами.
В разных уголках страны — Москве и Санкт-Петербурге, Челябинске и Тюмени, Иванове, Каргополе и Архангельске — энтузиасты начинают "наводить вручную узоры на тканях".
С многолетнего исследовательского труда Галины Александровны Федоровой из Владимира началось возрождение в России сначала масляной, а затем и кубовой ручной набойки.
В Калужской области уже признанный мастер Вера Голубева в домашней мастерской-красильне воспроизводит способом кубового крашения многовековые набивные узоры, для которых виртуозно создает манеры ее муж Валерий.
Такие серьезные творческие коллективы, как "Русские начала", реконструируя традиционные русские костюмы, обращаются к Голубевым за набивными тканями с подлинно старинными рисунками.
А Катерина Кондратьева из Санкт-Петербурга создала целую "Мастерскую набойки" в центре Северной столицы, активно приобщая и просвещая всех интересующихся.Фото: Александр Бурый
Современный мастер Вера Голубева, обращаясь к традиционной набойке и крою, создает модные образы

Ежегодным местом встречи мастеров и почитателей старинного ремесла с недавних пор стал Павловский Посад. 
С 2019 года Музеем истории русского платка и шали здесь проводится День русской набойки. 
В окружении подлинных произведений самобытного народного искусства, завораживающих богатством красочных набивных узоров и мастерством их исполнения, проводятся мастер-классы для детей и взрослых по верховой набойке и даже сложному кубовому крашению. 
Специалисты на круглых столах обсуждают не только историю набойного промысла в нашей стране, но и то, как сделать набойку вновь любимой и модной, особенно у молодежи. 
Проходят показы стильных коллекций одежды и аксессуаров, в которых набойка так удивляет свежестью современного прочтения, что хочется непременно обзавестись предметом одежды цвета синего неба с облаками кипенно-белых узоров.
Почти 150 лет назад "могучий борец за самобытное искусство", прославленный историк искусств Владимир Стасов сформулировал послание творцам, которое не утратило актуальности и сегодня. 
"Если взглянуть на русские народные узоры со стороны чисто-художественной, эстетической, то нельзя не найти здесь любопытные и полные вкуса образцы такой игры линий, такой мастерской распорядительности с самим узором и с промежуточными его фонами, которые свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности, и должны оказаться драгоценным руководством и советом современному нашему художнику, когда он пожелает творить в области и в характере национального искусства".Фото: Александр Бурый
Вера Голубева — известный мастер кубовой набойки, коллекционер традиционных народных тканей и костюмов, художник-модельер

Обширное наследство узорочья старинной русской ручной набойки, бережно сохраненное в музеях, — то самое "драгоценное руководство", которое сегодня вдохновляет уже новых творцов. 
Поэтому, вторя словам Ивана Билибина, "будемте же копаться в старых тряпках, на которых истлевшими нитками начертаны старинные узоры, в полусгнивших набоечных досках, во всем старом, обратившемся в прах и пепел и попробуем поверить, что из этого пепла вылетит обновленная птица Феникс".
Автор статьи Татьяна Нагорских 

https://rusmir.media/2022/12/05/naboika




Владимир

На выставке «Россия» подвели итоги первого Всероссийского свадебного фестиваля


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Бухалово и Париж: откуда появились необычные и смешные названия населенных пунктов в России

На выставке «Россия» подвели итоги первого Всероссийского свадебного фестиваля

Названы города с самыми недорогими гостиничными номерами

Цены на новостройки в крупных городах Центральной России выросли быстрее, чем в Москве

Новости Владимира

Владимирские аграрии закупают специальную технику для борьбы с борщевиком

12 семей представляют Орловщину в полуфинале конкурса «Это у нас семейное»

Во Владимире со второй попытки завершается отопительный сезон

Особым детям Владимирской области помогут освоиться и выбрать профессию в «Школе добрых мастеров»


Во Владимире за гипермаркетом «Глобус» кто-то поджёг траву

Мотоболисты «Колоса» в Ипатово разгромили гостей из староминской «Зари»

Оружие с клинками двойного изгиба

Утверждены розничные цены на сжиженный газ для бытовых нужд во Владимирской области


Во Владимире тушат пожар в Свято-Рождественском монастыре

В Санкт-Петербурге открылась выставка Ольги Розановой, на которой экспонируются картины с владимирскими пейзажами

Нюансы российской истории по-владимирски

На выставке «Россия» подвели итоги первого Всероссийского свадебного фестиваля


Губернатор Владимирской области Александр Авдеев
Владимирская область

Александр Авдеев в составе российской делегации прибыл с Президентом в Китайскую Народную Республику


Частные объявления во Владимире



Загрузка...
Ria.city
Персональные новости
Андреа Бочелли

Андреа Бочелли про скудетто «Интера»: «Огромное удовольствие – и не потому, что обыграли «Милан». Меня интересовала только победа в Серии А»



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Владимир на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Бен Аффлек переехал из дома, в котором жил с Дженнифер Лопес. Развлечение

Певец Shaman посетил Рязань и рассказал, что не носит трусы

Певец Филипп Киркоров проиграл Денису Дорохову 20 млн рублей на шоу "Звезды"

Рэпер ST записал совместные песни с Долиной и Шуфутинским


Соболенко — Коллинз: белоруска выиграла первый сет в полуфинале Рима

Теннисист Медведев потеряет место в рейтинге ATP

Экс‑теннисистка Джорджи обвиняется в краже мебели и ковров на €100 тысяч — СМИ

Соболенко вышла в финал турнира WTA-1000 в Риме, в двух сетах обыграв Коллинз


Gunmen open fire and kill 4 people, including 3 foreigners, in Afghanistan's central Bamyan province

Ballroom culture coming to the Long Beach Pride Festival

AML check crypto

Glen Powell’s parents crash Texas movie screening to troll him