Грани Газданова
Собственно, до 120-летия ещё более года, но масштаб художественной личности этого русского писателя осетинского происхождения, его уникальный талант становится со временем всё очевиднее и привлекает всё больше внимания. Форум был организован совместными усилиями Правительства РСО-Алания, Осетинского землячества Петербурга, Общества друзей Гайто Газданова (Москва), Российского университета дружбы народов и Северо-Осетинского государственного университета имени К.Х.Хетагурова, в помещении которого (зал ЮНЕСКО) и прошли заседания.
Участников и гостей форума (от имени Главы Северной Осетии Сергея Меняйло и от себя лично) приветствовал Председатель Правительства Республики Северная Осетия-Алания Борис Джанаев. Он же вручил республиканские награды видным ученым-газдановедам и популяризаторам творчества писателя. «Уже в следующем году мы будем отмечать 120-летие со дня рождения нашего великого писателя – Гайто Газданова. И сегодня открываем череду мероприятий, посвященных знаменательной дате. Важно, что впервые газдановцы со всей страны собрались именно на родине предков великого Гайто. Осетия всегда рада разворачивать такие авторитетные культурные площадки», - отметил Борис Джанаев. Утреннее заседание вели председатель Оргкомитета форума профессор Валерий Дзантемирович Таказов, председатель Общества друзей Гайто Газданова Юрий Дмитриевич Нечипоренко и ученый секретарь дома русского зарубежья имени А.Солженицына Мария Анатольевна Васильева. Приветственное послание форуму ректора Литинститута имени Горького Алексея Варламова зачитал заместитель ректора Сергей Федорович Дмитренко.
Выступавший первым заведующий научно-исследовательским отделом "Центр скифо-аланских исследований" ВНЦ РАН Тамерлан Казбекович Салбиев, назвав Газданова писателем "камерным, интимным", говорил о том, что временная дистанция увеличивается, и поэтому он видит задачу удержать Газданова в культурном пространстве, которое близко каждому человеку, посмотреть на него со стороны семьи и рода. Салбиев также рассказал эпизод из детства Газданова (со слов троюродной сестры писателя) о том, как тот мальчиком пытался оседлать необъезженную лошадь. В заключение он выразил надежду на создание музея Гайто Газданова. Далее выступала Мария Анатольевна Васильева (один из крупнейших современных газдановедов, инициатор первой конференции (1998г), посвященной творчеству Газданова): в ее докладе речь шла о месте романа "Пробуждение" в творческой биографии писателя, о "среднем человеке" и о нравственном преображении человека на примере этого романа и рассказов "Нищий" и "Бистро". ""Пробуждение", - утверждает Мария Васильева, - роман в высшей степени диалогический, а его сюжет полемично адресован западноевропейской философской традиции (в том числе утопической), а также традиции русской философии и русской классической литературы". Сергей Акимович Кибальник, ведущий научный сотрудник Пушкинского Дома, увлекательно описал литературную дуэль Гайто Газданова с Владимиром Набоковым (искусство скрытой литературной полемики) и показал, в частности, что в образе Вольфа в романе "Призрак Александра Вольфа" Газданов присутствуют черты Набокова, а пародию на Газданова можно обнаружить в одном из второстепенных образов романа "Лолита". Секретарь Союза писателей Москвы, академик РАЕН Лола Уткировна Звонарева (выступление совместно с Павлом Григорьевичем Кренёвым, секретарем Союза писателей России) развивала тему о зооморфном коде и зооморфной метафоре, анализируя образы лошади ("любимое животное для осетина Газданова"), грифа, орла, собаки, обезьяны и других животных в произведениях писателя. В завершение первой части Юрий Дмитриевич Нечипоренко продемонстрировал видео-презентацию десятков обложек книг Газданова, изданных на разных языках.
Вторую часть форума после кофе-брейка открыл своим докладом Вячеслав Анатольевич Боярский (исследователь из Новосибирска): он рассказал о параллелях, обнаруженных им в произведениях Газданова и Гамсуна - на примере рассказа "Великий музыкант" ("Алексей Шувалов") и "Пан" - речь шла о сходных мотивах свободы, бедности, эротики, охоты, скандала и других. Профессор Уральского федерального университета Юлия Владимировна Матвеева прочла доклад, написанный в соавторстве со старшим преподавателем того же университета Александрой Юрьевной Кириенко, о Газданове как журналисте и медийной фигуре 1950-60г - о Георгии Черкасове как медийном воплощении Газданова в радиоэфире. Она привела многие свидетельства современников о профессиональных и личностных качествах Георгия Ивановича, подчеркивала его гуманистические настроения ("людей надо жалеть…"). Юрий Нечипоренко сделал доклад, подготовленный совместно с сербским переводчиком Газданова и литературным критиком Зориславом Паунковичем, - речь шла о преображающей силе любви в творчестве Газданова, точнее, о движении из ничтожества существования «среднего человека» к полноте жизни через преображение, которое даёт ему любовь и самопожертвование (на примере романа «Пробуждение» и повести «На французской земле»). Елена Николаевна Проскурина, главный научный сотрудник Института филологии Сибирского отделения РАН (Новосибирск) в своем выступлении говорила о Париже как центре произведений Газданова и авторов «незамеченного поколения», проведя параллели с образом Петербурга в произведениях русской классической литературы. Очень любопытным оказался доклад Алексея Борисовича Мокроусова: о некоторых ошибках, допущенных в пятитомном издании Газданова, а также об авторстве алтаря в рассказе "Нищий" (Газданов почему-то не назвал Рогира ван дер Вейдена).
После изобильного национального обеда (со знаменитыми осетинскими пирогами) форум продолжил работу в виде круглого стола, на котором выступали писатели, поэты, критики и публицисты. Писатель из Петербурга Даниэль Всеволодович Орлов рассказывал о связях своей семьи с историей Осетии. Главный редактор радио "Книга" Егор Юрьевич Серов говорил о популяризации творчества Газданова и прочел свой рассказ о Газданове "Хочу домой". Критик Алена Сергеевна Бондарева (портал "Открытая критика"), ученица известного газдановеда С.Р.Федякина, рассуждала о женских образах в произведениях Газданова, в частности об образе Саломеи. Литературный критик Татьяна Анатольевна Веретенова поведала о своей "влюбленности с первой страницы" в художественный мир Газданова, говорила о тематике любви и счастья в его произведениях и рассказала о том, как три месяца назад довелось побывать на могиле Газданова в Сент-Женевьев-де-Буа (показала фотографии надгробия). Кстати, автор надгробия известный скульптор Владимир Соскиев присутствовал на форуме. Молодой критик Алана Аслановна Зассеева (из Цхинвала) провела анализ малоизвестного рассказа Газданова "Дракон". Далее выступал поэт и переводчик Александр Закуренко: он перечислил новые элементы поэтики Газданова, позволяющие описать специфический тип поведения героя (зеркальность, скольжение, эхологичность), которые позволили газдановским персонажам перенести исторические катастрофы. Московский поэт, эссеист, переводчик Андрей Пустогаров поделился оригинальными наблюдениями о философских и экономических мотивах (упоминались Фейербах, Достоевский, Маркс, Энгельс, Аристотель и другие философы) в романе "Пробуждение" и своим видением того, как Газданов предлагает на примере образа Пьера Форэ "преодолеть отчуждение" от общества, впрочем, такое преодоление, по его мнению, возможно лишь на некоторое время. Любопытными в плане описания исторического контекста творчества Газданова стали выступления профессора А А.Колесникова и преподавателя З.В.Зокоевой (Петербургский Государственный университет).
Наиболее ярким и запоминающимся оказалось выступление Кирилла Сторчака (Санкт-Петербург, информационное агентство "Ореанда-Новости"), который, говоря о современном прочтении романа "Призрак Александра Вольфа", выделил его ключевые мысли и привёл яркие примеры из области спортивной журналистики, которые оттеняли образ главного героя романа (в завязке он присутствует на матче по боксу как журналист).
Приятно порадовала не только безупречно организация мероприятия и внимание прессы, но и обилие в зале ЮНЕСКО гостей и слушателей: ученых и студентов университета, сотрудников библиотек и других культурных организаций Владикавказа, дальних родственники писателя. В качестве подарков участники форума получили не только издание четырех романов Газданова с послесловием Руслана Тотрова ("Ир", Владикавказ, 2022), но и интересную экскурсию в Куртатинское ущелье с посещением самого высокогорного монастыря в России - Аланского Свято-Успенского и возможностью увидеть село, откуда происходил род Газданова. В дни форума у участников также была возможность побывать около дома деда Газданова (дом описан в романе "Вечер у Клэр", сейчас на нем есть памятная доска), куда Гайто неоднократно приезжал в детстве в летние месяцы. Участники посетили исторический музей и выставку икон современного иконописца Владимира Турусова, посвященную 1100-летию крещения Алании, в Государственном Центре Современного Искусства.
Материалы форума опубликованы в подготовленном к его открытию сборнике "Гайто Газданов. Грани личности и таланта" (изд-во РУДН, составители Юрий Нечипоренко, Валерий Таказов), включающем, помимо текстов выступающих, статьи и тех газдановедов, кто не смог лично принять участие в форуме: С.Федякина "Газданов. Искусство прозы", В.Отрошенко "Призрак Александра Вольфа", М.Сосницкой "Голое поле" как художественное осмысление трагедии русских белогвардейцев в прозе И.С.Лукаша и Г.И.Газданова".
Ближайшее мероприятие - ежегодная встреча Общества друзей Гайто Газданова в честь дня рождения писателя. В этом году встреча состоится в Москве 7 декабря в малом зале ЦДЛ в 18.30.
Татьяна Веретёнова