Аким Салбиев: "Хочу мира и единую Осетию"
0
57
Сегодня свой 60-й день рождения отмечает кинорежиссер, Заслуженный деятель искусств России, Народный артист Северной и Южной Осетий Аким Салбиев. Признанный далеко за пределами Осетии кинорежиссер рассказал в интервью Sputnik о кинематографе Осетии, своих кумирах, о встречах с Васо Абаевым, и об ожидании мира и единой Осетии. – Аким Алимбекович, расскажите, как творческий человек проживает такой возрастной порог? – Я даже не задумывался… Я учился на филологическом факультете и четко запомнил: юбилей – это возраст, который делится на 25, 50, когда-нибудь отмечу и 75, 100. Все остальное круглая дата. Я как-то легко воспринимаю все, что касается цифр. Многое успел сделать, не удалось реализовать то, о чем я мечтаю со студенческой скамьи. Еще учась во ВГИКе я показывал отрывки из большого театрализованного представления "Хаджи-Мурат" по повести Льва Николаевича Толстого, и вот еще мечтаю об этом. Может в этом году получится. Жизнь похожа на зебру – есть черные и белые полосы, в последнее время черного было больше. Аким Салбиев - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.06.2021 Радио Публичная личность должна уметь многое. Салбиев о сегодняшних реалиях 17 июня 2021, 12:49 – За свой творческий путь вы сделали немало – 20 фильмов со звездами мирового кино, а также с общественными деятелями культуры и науки Осетии и России. Благодаря вашим работам мы ближе познакомились с нашими соотечественниками. Кто из героев ваших документальных лент на вас оказал наибольшее впечатление, от кого вы остались в восторге? – Они мне все очень дороги. Но безусловно – это Василий Иванович Абаев. Я приехал в Москву в 1982-м поступать во ВГИК. Той же осенью я с ним познакомился на нашем великом празднике Джиуаргоба. С этой поры началась наша дружба, почти каждые выходные я приезжал в их гостеприимный дом. Я запомнил рассказы о языке, об этносе, об эпосе. Тогда же для меня стало очевидно, насколько просты гениальные люди. С тех пор я вынашивал мечту снять фильм про Василия Ивановича, она осуществилась, когда президентом Северной Осетии стал Ахсарбек Галазов. Об этом редко говорят, но Васо Абаев родился в 1899 году в декабре, в XIX веке. Он прожил весь XX век, шагнул в XXI. Сам он признавался, что его долголетие не его заслуга, а благодаря молитвам старших. "Бирæ нын цæр" – говорили ему гости семьи Абаевых. А пожелания добрых людей всегда сбываются. Я очень рад, что фильм о нем полюбился. Это один из фильмов, который я пересматриваю в год раз. Каждый раз, когда я бываю на юге, я всегда прихожу к его памятнику в центре города, во Владикавказе – это некрополь, где он лежит рядом с нашими великими соплеменниками. – Кто были вашими кумирами, на чьих фильмах вы воспитывались? – Безусловно, на фильмах великого кинорежиссера, педагога, профессора Герасимова. В начале 70-х у нас только появился телевизор, и смотрели "Тихий Дон". Собиралась вся семья, приходили соседи. Мне как самому младшему в семье не хватило и табуретки, поэтому я всегда смотрел стоя, прислонившись к стене. Три года я работал в кино, на телевидении. А когда он в 1982 году выпустил свой курс, тогда я поехал поступать во ВГИК, чтобы попасть к нему, к счастью, прошел с первого раза. Кадр из фильма Темур-Алсак - Sputnik Южная Осетия, 1920, 17.01.2019 "Удивительный фильм": Аким Салбиев завершил работу над "Темур-Алсак" 17 января 2019, 10:41 – Кого бы вы выделили из классиков зарубежной кинорежиссуры? – Мы смотрели их только во ВГИКе. В то время все было под запретом, они не шли в прокате. Это "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной" и "Амаркорд" Фредерико Феллини, семейно-психологические фильмы Ингмара Бергмана и другие. Нам, тогдашним студентам, повезло, с некоторыми из них я встречался. Часто говорю, что получил советское образование, я и сейчас работаю на батарейках этого образования, его заряда хватает и сегодня. – Аким Алимбекович, как возможно, на ваш взгляд, возродить кинематограф в Осетии, неважно на севере или на юге? – Для меня Осетия неделима. Надо снимать то, что есть. У нас великолепная проза у Арсена Коцоева, у Сека Гадиева. На севере была киностудия при телевидении, где каждый год снимали по две картины в течение 30 лет, но она снимала фильмы писателей всех северокавказских республик. А надо создавать свою. Насколько я знаю, решение принято президентом России В. Путиным отдать северокавказскую студию кинохроники Северной Осетии. Вот будет место, что-то можно будет возродить. Теперь кино снимается на цифру, все эти проявочные и монтажные цеха никому не нужны. Киностудии – это люди. 15 лет назад я снял "11 писем к Богу" и думал, что возродится кино. Но это никому не нужно. Главы республики менялись, но к культуре должного внимания никогда не было нигде. Вот сейчас мне стало известно, что снята новая картина "Простачок или бесконечный поединок" режиссера Блу Ариага, который учился до меня у тех же мастеров. – Слово "Осетия" прежде всего ассоциируется с конфликтами. Как, имея такую богатую культуру и историю, у нас не получается их продвигать? – Время такое, на культуру в бюджете выделяется меньше одного процента. Высокие места должны занимать люди с высокой культурой. – В свой день рождения какого чуда бы вы себе пожелали? – Человека можно убить, исполнив все его мечты. Но чуда бы хотел. Я хочу мира и Единую Осетию.