Осетины – аланы Кавказа? Споры о связи с древним народом разгорелись вновь
0
33
В Северной Осетии вышла в свет книга профессора Владимира Кузнецова "Осетины – аланы Кавказа". Ставропольский учёный исследует республику на протяжении многих лет и уверен, что именно осетины – прямые потомки прославленных воинов-кочевников. Но с ним не согласны коллеги.
Детище Кузнецова вышло тиражом 1000 экземпляров при поддержке североосетинского министерства по вопросам национальных отношений. Пока что её держали в руках немногие.
"Книга продаваться не будет. Изначально задумка и автора, и инициатора Бориса Басаева состояла в том, чтобы сделать книгу максимально доступной", – сказал в эфире местного телевидения глава министерства Аслан Цуциев.
Как уточнил чиновник, ее распространением будет заниматься "Высший совет осетин" через свои районные отделения – в библиотеках, вузах. Кроме того, достигнута договоренность с издательством о создании электронной версии книги, чтобы сделать ее доступной в интернете.
Ответ на главный вопрос, заданный в книге, – о том, кто же такие аланы, – даётся уже в названии.
"Сам Владимир Александрович [Кузнецов] объясняет этот факт достаточно хорошо, он очень много лет говорит о том, что очень важная страница истории Кавказа упускается. Он имеет в виду древнейшее автохтонное местное кавказское население. Он упрекает ряд коллег из Карачаево-Черкесии, из Ингушетии в том, что они не занимаются исследованием собственной истории, а хотят пользоваться богатой и уже написанной историей кавказского народа", – отметил Цуциев.
В ответ на вопрос, кто из народов Кавказа – потомки алан, директор Владикавказского научного центра Российской академии наук Алексей Чибиров цитирует самого Кузнецова: "Осетины – народ двуприродный. Традиции и язык древнего иранства от скифов, сарматов и алан впитали в себя столько кавказских влияний и заимствований, что осетины стали иранцами Кавказа. В этом ваша уникальность. Вы на Кавказе уже 2000 лет, но вы сохранили свою иранскую, арийскую природу, став кавказским народом. В распрях за передел аланского наследия вы можете быть спокойны, ибо научная истина на вашей стороне".
Истина где-то рядом
"Те из исследователей, которые сегодня пытаются объявить алан либо тюрками, либо нахоязычным народом, не находят поддержки даже среди своих земляков, которые занимаются наукой серьезно, ответственно, академически", – подчёркивает Цуциев.
Его коллеги из других регионов придерживаются не столь принципиальной позиции.
"Эту книгу я не читала и не знаю её содержания, – говорит старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований РАН Наима Нефляшева. – Я не знаю, под каким грифом она вышла, кто был рецензентом, кто писал предисловие. Все эти академические маркеры имеют значение для меня лично в восприятии академического исследования. Как историк могу отметить: проблемы этногенеза и этнической истории – самые сложные в кавказоведении и требуют высочайшего уровня академической подготовки, знания иностранных языков".
По словам учёной, эти вопросы в идеале должны находиться внутри научного сообщества, где существует собственная система признания.
"Ещё в 1990-х годах на Северном Кавказе начались битвы и за аланское наследие, и за хеттское, и за шумерское, и за урартское, – напоминает историк. – Как правило, подобные войны за удревнение своей истории решают текущие политические задачи. Но это проблема не только северокавказских народов: во всемирной истории есть достаточно примеров, когда народы, находившиеся на периферии, пытались привлечь к себе внимание сопричастностью к важным историческим событиям. На самом деле игры в нации, наследующие как великим культурам, так и тем, у кого нет такого наследства, небезопасны. И часто они служат инструментом манипуляций общественным сознанием и способом переключения внимания с актуальных проблем".
Заведующий отделом этнологии Ингушского научно-исследовательского института им. Ч. Ахриева Борис Харсиев рассказывает, что хорошо знаком с творчеством профессора Кузнецова.
"С чем-то я согласен, что-то считаю научной натяжкой, – объясняет учёный. – Без сомнения, это один из выдающихся учёных Северной Осетии. К сожалению, так сложилось, что в республиках Северного Кавказа, разделённых не только административными границами, но и сиюминутными интересами, учёные мужи преследовали цели не осветить общее историческое прошлое народа, а искали факты исключительного прошлого того народа, на территории которого они работали. Правда, к ним не относятся такие учёные-кавказоведы, как Крупнов, Щебликин, Рабакидзе, Смирнова и другие. Эти учёные – другого масштаба, и их кругозор и научное творчество выходили далеко за рамки узких административно-территориальных границ кавказских республик".
Харсиев отмечает, что миф об аланах чем-то напоминает ему мифы о амазонках.
"Можем ли мы с научной достоверностью утверждать, что какой-то из народов Кавказа является потомками этих исторических мифов? – рассуждает учёный. – С точки зрения мифологии – да, все автохтоны Кавказа являются наследниками алан. С точки зрения науки – сегодня никто из отдельных народов не обладает исключительным правом на аланское наследство. Да и сами аланы, ранние и поздние, совершенно разные".
Разделяй и властвуй
По мнению Харсиева, все народы Кавказа, Кубани и донских степей в одинаковой степени могут говорить, что в них течёт кровь скифов, сарматов, аланов и других народов. Он ссылается на работу по антропологии и антропологическим типам Кавказа Малхаза Абдушелишвили, вышедшую ещё в 1960-е годы, и свои исследования.
"У народов Кавказа – общее историческое прошлое, и все попытки растягивать условное одеяло прошлых побед и поражений являются просто ненаучными. Культурные периоды свидетельствуют в пользу моих слов. Культурные процессы на Кавказе носили глобальный характер. Многоязычие при общей культурной матрице свидетельствует о частых миграционных процессах с одной стороны и передвижении людских потоков, ведь Кавказ – это перекрёсток торговых магистралей. За его обладание с древних времён воевали многие народы и племена. Кавказ – это торговые пути на все стороны горизонта. Горные руды и изготовление ремесленных изделий, хлебопашества и роскошные плоды – все эти богатства стоили многих войн. Это сегодня Кавказ – отсталая провинция России, поделённая на национальные округа и республики. А ещё 500–600 лет тому назад всё было по-другому".
Харсиев считает, что стремление однозначно утверждать что-то на тему отношения к аланам – это "скорее всего, попытка выдать желаемое за действительное": "Или ещё проще, политический заказ. Хорошо оплаченный заказ".
"Людей привлекает идея мнимого величия, мнимого превосходства. Вспомните, идея Гитлера, построенная на идее арийского превосходства, хорошо работала в фашистской Германии. "Divide et impera", или "Разделяй и властвуй". Жаль тех, кто ещё и сегодня прибегает к этому принципу. Миф об аланах не стоит тех копий, которые ломают на этом поприще. Сегодня многие готовы греть руки на сомнительных идеях, в том числе и научных. Наука должна объединять народы, а не разобщать. Если, конечно, это настоящая наука. Наука утверждает мир, ибо она должна быть истинной и созидательной".
Автор нескольких книг по истории алан Тина Дзокаева называет новую книгу Владимира Кузнецова и вовсе "сумасбродной".
"Это, можно сказать, научно-популярная трилогия, – объясняет учёная. – Но вы даже не представляете, насколько эта "популярность" примитивна. Если это художественная литература, то тогда нужно художественное оформление исторических событий. А здесь этого нет".
Алановед объясняет, почему все так стремятся получить звание потомков аланского народа.
"Это и психология, и политика. Все друг на друга глядят. А так, никто из них не является "потомками аланов". Аланы имеют собственное происхождение. Но это всё не маленький вопрос. Он вырос в огромное чудовище. В этой политике сейчас совершенно отсутствуют наука и реальность. Двести лет тому назад нормальным осетиноведом был академик Шёгрен. На нём наша "нормальность" закончилась. В пору Миллера началась политизация, как это ни прискорбно", – говорит Дзокаева.
Эксперт приводит в пример случаи, когда исследователи отстаивают одну позицию, а потом переключаются на другую.
"Но аланы – они сами по себе. И осетины – не аланы, и ингуши – не аланы. После всех строительств "аланских ворот" они отказались от своих идей. Я думаю, что сейчас это последние вздохи этой проблемы. При том состоянии, в котором сейчас находится наша страна, этой проблеме придёт естественный конец", – резюмирует Дзокаева.