«Кавказская пленница» в кривом зеркале традиций. Как бороться с домашним насилием?
Убийство 22-летней Регины Гагиевой во Владикавказе бывшим мужем заставило общественность Северного Кавказа вернуться к обсуждению нелюбимой здесь темы домашнего насилия. В Северной Осетии местные депутаты даже выступили с инициативой внести изменения в законодательство, а в республике после убийства девушки организовали женское общественное движение «Сестры».
Почему в регионе не принято говорить о происходящем в семье, и почему жертву домашнего насилия скорее осудят, чем помогут?
Об этом – в интервью с международным юристом, адвокатом и специалистом по семейным спорам Алиной ЦИЦКИЕВОЙ.
Домашнее насилие – это преступление
– Убийство во Владикавказе сразу же вышло из разряда бытовых преступлений и наделало много шума, прежде всего, именно как печальный итог домашнего насилия. Насколько такой случай характерен для Северного Кавказа? Или это, скорее, исключение из правил?
– Ситуация связанная с убийством Регины Гагиевой, это уже не домашнее насилие, а насильственное лишение жизни человека. В этом случае большое значение имеет, знали ли правоохранительные органы о том, что такая угроза для жизни и безопасности девушки существует, и принимались ли в этом случаи адекватные меры, которые предотвратили бы такие последствия. Я убеждена, что именно эти обстоятельства, прежде всего, имеют значение для любого региона России, где действует одно и то же законодательство, а люди наделены одними и теми же правами.
Насколько я знаю, бывший супруг ранее привлекался к административной ответственности за причинение побоев и его оштрафовали на 5 тысяч рублей (80 дол.). Заметьте, бывший супруг, то есть, человек, который даже морального права не имел на то, чтобы требовать что-то от девушки.
А при рассмотрении ситуации, совершенно не имеет значения расположение региона, где преступление совершено. Имеет значение, какие меры борьбы принимаются государством для борьбы с такой формой нарушения прав человека как домашнее насилие, потому как у такой формы преступления имеются свои особенные черты.
Преступления, которые мы обобщенно именуем домашним насилием, происходят и в других странах. Как пример, решения ЕСПЧ по делу «Опуз против Турции», «А (А) против Хорватии», «Bevacqua и S. против Болгарии»). Есть дела и в России, в том числе и на Северном Кавказе. Например по жалобе «Володина против РФ». А громкое дело Марем Алиевой, которая бесследно пропала в Ингушетии? (Дело до сих пор не раскрыто – Прим. ред.). Или нашумевшая история Маргариты Грачевой из Серпухова Московской области, которой муж отрубил кисти рук, или решение ЕСПЧ по жалобе «Бопхоева против России», в которой жертвой о домашнем насилии стала девушка из Ингушетии.
Конечно, в различных регионах России различный менталитет. Но я считаю, что традиции или вероисповедание не оправдывают никакую форму преступлений и не могут оправдывать такую форму преступлений, как насилие по гендерному признаку, как домашнее насилие. Другими словами, оправданий в применении насилия нет.
У нас так принято?
– Тем не менее, ментальность здесь играет едва ли не главную роль. Вряд ли женщина на Кавказе может позволить себе защищать свои права так, как, к примеру, женщина из центральной России, которая и сама может руку приложить.
–К так называемым «национальному» или «региональному» признакам, полагаю, можно отнести ситуации, связанные с похищением невест на Северном Кавказе. Причем, в тех случаях, когда это происходит против воли девушки, кстати, часто не достигшей совершеннолетия, когда ее удерживают в доме похитителя, и в конечном итоге «кавказская пленница» вынуждена выйти за него замуж, опасаясь осуждений или позора для ее семьи. Только из-за того, что ее «непорочность» в таких случаях вызовет сомнения, а этого, как правило, и добивается похититель.
Существует давняя традиция в Чечне, Ингушетии и Дагестане, в соответствии с которой, дети в случаи развода остаются с отцом, вне зависимости от их возраста, привязанности к матери и так далее.
К особенным признакам проявления домашнего насилия на Северном Кавказе, как мне кажется, можно отнести и так называемые «оправдания» применения домашнего насилия. Например, это может быть очевидное, традиционно сложившееся главенство мужчины в семье. Изначально традиция красива, так как мужчина всегда защищал свою семью, свой род, родную землю. Но в самом принципе главенства мужчины стали размываться рамки, в том числе и морально-этические. В итоге мужчины «получили» право не только защищать, но и поучать свою супругу, в том числе и кулаками.
При этом важно понимать, что такой подход «оправдания» применения насилия, как отдельно, так и во взаимосвязи с национальными традициями или с принципом не вмешиваться в «семейные дела», характерен не только для Северного Кавказа.
Если домашнее насилие сегодня является преступлением, а живем мы все-таки в светском государстве, мы не можем и не должны разделять его по национальному признаку. Степень боли и страданий, которые испытывают жертвы домашнего насилия, тоже не могут быть различны по национальному или региональному признаку. Никакие отговорки, типа, «у нас так принято», не должны приниматься обществом.
«Сырой» закон лучше беззакония
– В Северной Осетии, как и в ряде других регионов, планируют принять местные законы о домашнем насилии, поскольку федеральное законодательство не может защитить женщин и детей. Имеет ли смысл принимать законы на региональном уровне?
– Полагаю, принятие закона по борьбе с домашнем насилием сможет защитить жертв домашнего насилия. В любом случаи защита будет более эффективной, чем в условиях его отсутствия. Другими словами, даже «сырой» закон лучше беззакония.
По моему мнению, принятие такого закона давно назрело. Очевидно ведь, что проблема существует, от насилия не только страдают, но и погибают женщины и дети. Если государство официально «выскажет» запрет «мужьям избивать жен», предусмотрит за это адекватное наказание, надлежащие и эффективные меры профилактики, а также меры защиты жертв от обидчика, я убеждена, что это даст положительные результаты.
А что такое штраф в 5 тысяч рублей, предусмотренный в качестве административного наказания за побои? Не может быть достаточно эффективной мерой борьбы с насилием, если считать такое преступление незначительным и приравнивать, судя по размеру штрафа, к появлению в общественном месте в нетрезвом виде.
Надеюсь принятие специального закона, который обсуждается в настоящее время, поможет изменить, в первую очередь, общественное мнение к такой форме насилия. От равнодушия или одобрения, «понимания» действий обидчика – к осуждению таких действий. А для этого требуется, в том числе, качественная социальная пропаганда. Но говорят о проблеме по-прежнему мало. Разве что после того, как произойдет трагедия.
С момента, когда применяется насилие или существует угроза его применения, эти события перестают быть семейными делами – есть традиции или нет традиций. И с момента, когда государство в лице правоохранительных органов, гарантирующее действующими законодательством защиту от насилия и охрану права человеку на жизнь, узнало об этом, оно уже должно принимать меры защиты от насилия. Кроме того, каждый подобный случай должен стать поводом для надлежащего и эффективного расследования.
Если подобный закон не будет принят на федеральном уровне, у регионов действительно есть право принять его в субъекте РФ. Вполне возможно, что именно региональные заксобрания и парламенты учтут и национальное «традиции» проблемы.
Строгость обходится без насилия
– Мы так или иначе возвращаемся к Северному Кавказу, где, помимо мужского главенства вообще не принято открыто жаловаться. К тому же велика роль родственных связей. А «плохое поведение» может лишить женщину уважения.
– Согласна, есть такая черта «не оговаривать мужа» или «не позорить семью», когда потенциальная жертва предполагает что, скорее всего, будет осуждена обществом: «сама виновата», «значит, было за что» и так далее. Увы, но это по-прежнему актуально для регионов Северного Кавказа. Но жизнь меняется. Да и северокавказские республики тоже разные –в Адыгее или Карачаево-Черкесии, к слову, дети после разводов чаще остаются с матерью.
Уважая традиции, не стоит забывать о времени, в котором мы живем. Вот мы говорим с вами, а ни разу не вспомнили о главной кавказской традиции – нет ничего позорнее, чем ударить женщину. И на Северном Кавказе масса семей, в которых никогда не применялось насилие, которое я бы не стала ставить в один ряд со строгим кавказским воспитанием.
Без закона не обойтись
– Помимо законодательных решений вопроса, какие еще вы видите возможности?
– Я уже говорила, что важна организация качественной социальной пропаганды в обществе. Убеждена, что это окажет положительное влияние на имеющий место в обществе, «привычный», «традиционный» подход к тому, что бить жену, детей можно, потому что это «семейное дело». Равнодушное или одобрительное отношение к этому должно меняться на осуждающее. Конечно, на это понабиться время, но это будет началом изменений.
–А чем сейчас можно помочь женщине, обратившейся с проблемой семейного насилия?
– Обращаться в полицию, в прокуратуру с заявлением о совершении преступления или об угрозе его совершения, невзирая на условности. Речь, возможно, идет о вашей жизни и жизни ваших детей. Подавать заявление – и точка. Сделать это можно и устно, и письменно. Это то, что можно предпринять первоначально. Кстати, заявление в полицию сегодня можно подать и на сайтах региональных главков полиции или прокуратуры.
А можно обратиться в Центр защиты пострадавших от домашнего насилия – такой тоже есть. Здесь помогут вне зависимости от региона проживания.
И последнее. Решить проблему можно только принятием специального закона, который будет защищать от домашнего насилия.