Стол, семья, счастье: в Новгородском театре драмы провожают год уютной комедией о сватовстве
Подходит к концу 2024-й год, объявленный президентом Годом семьи. Творческие сезоны театров, напротив, в самом разгаре, – ведь по большому счёту праздничное настроение создают именно деятели культуры. Так, Новгородский академический театр драмы имени Ф. М. Достоевского провожает календарный и «семейный» год застольной комедией по пьесе Катерины Антоновой «Сваты». Премьера состоится совсем скоро – 29 ноября в 19:00.
Для почти взрослых
Пожалуй, это один из тех спектаклей, который стоит посмотреть семьям с взрослыми или же почти взрослыми детьми. Вопреки созвучности пьесы с одноимённым комедийным сериалом, это самостоятельное произведение. В котором, впрочем, можно будет отыскать отсылки к фрагментам полюбившегося русскоязычной аудитории кинопроекта.
Что касается актёрского состава, в спектакле играют народная артистка России Лилия Сергеева, заслуженная артистка России Светлана Винокурова, Анна-Виктория Веневитинова, Елена Лукьяненко, Елизавета Назаркина, Светлана Сабаева, Юлия Фролова, Андрей Кирьян, Георгий Пепеляев, Павел Рудаков. Они новгородским любителям театра хорошо известны, а вот приглашённый режиссёр Юрий Ардашев ставит спектакль в Великом Новгороде впервые.
От еды – к душе
Смех – нередко защитная реакция на вовсе не весёлые события, позволяющая их пережить, принять. Так и комедия в своей основе имеет далеко не поверхностный посыл. Глубинный смысл, закладываемый в корень любых юмористических произведений, нередко весьма серьёзен и отражает какую-то массовую проблему, боль. Вместе с тем, комедия (если речь идёт, конечно, не о сатире) преподносит нешуточный вопрос достаточно мягко, исподволь, – и именно потому находит отклик у многих зрителей. И именно потому, как поделился режиссёр Юрий Ардашев, настоящую комедию поставить не так-то просто.
«Здесь есть момент определённой сериальности. Пьеса написана для широкой аудитории и рассказывает о понятных вещах, в то же время – здесь есть определённая глубина, – подтверждает режиссёр Юрий АРДАШЕВ. – Можно сказать, что мы повествуем о прекрасных людях, немного застрявших в прошлом. Ну, и почему комедия застольная, – я бы даже сказал, гастрономическая, – потому что конфликт семей с разным укладом здесь показан в том числе на фоне еды. Роллы или оливье, бургеры или сельдь под шубой? Еда вообще имеет сакральный смысл в нашей культуре, недаром говорят «я – это то, что я ем», – и в спектакле этот приём помогает очень выразительно показать героев».
Как также отметил режиссёр, взятая за основу пьеса – конечно, не столько о сватовстве, женитьбе, сколько о человеческом счастье, и о том, как далеко от этого счастья ложные посылы могут порой завести. И о том, что близких людей можно обрести в тех, с кем, на первый взгляд, не имеешь ничего общего.
«Когда не нужно играть»
В актёрской группе «Сватов», к слову, есть своя замечательная история обретения семейного счастья, причём одновременно в двух смыслах. Ею с журналистами интернет-газеты «Новгород» поделились самые младшие актёры спектакля, супруги Анна-Виктория Веневитинова и Георгий Пепеляев. Собственно, они и играют «молодых». Как шутят коллеги, молодым артистам впору собирать коллекцию постановок, где их герои женятся (или являются парой) по сюжету: «Сваты» стали третьим таким спектаклем.
«В мировой культуре довольно часто бывало, когда муж и жена появлялись как пара и на сцене. И это замечательно, потому что действительно чувства здесь – самые настоящие. Мне как зрителю всегда очень приятно смотреть на такие союзы в искусстве, это всегда цепляет. Думаю и надеюсь, что и наш спектакль зацепит зрителя своей искренностью. Актёрский состав здесь просто замечательный, для нас как для актёров это невероятный опыт и большое везение, очень многому научились у старших коллег», – поделилась Анна-Виктория ВЕНЕВИТИНОВА.
На вопрос, каково это – играть роль, которая совсем недавно была актуально в реальной жизни, Георгий Пепеляев без доли сомнения отвечает: «Легко! Не нужно ничего играть». Анна-Виктория подтверждает и добавляет, что это огромное удовольствие – играть любовь с тем, кого ты любишь на самом деле, потому что это единственное чувство, которое не только не нужно, но и, пожалуй, невозможно сыграть.
«На самом деле у нас все актёры сильные, но с составом этой работы за два месяца мы настолько сблизились, что в самом деле стали как будто одной семьёй. Так что ещё и поэтому спектакль будет действительно очень искренним. К тому же сама тема – вечный сюжет, актуальный во все времена. Те же «Ромео и Джульетта», конфликт на основе слияния двух семей, только в нашем случае счастливый финал», – добавляет Георгий ПЕПЕЛЯЕВ.
Искренность всё побеждает
Опять же, не секрет, что именно в искренности, в умении прожить на сцене чужую жизнь, а затем достоверно передать это чувство зрителю и заключается актёрское мастерство. Однако для этого нужно и самому достаточно погрузиться в роль, – и так как это очень творческий и глубоко личный процесс, на этот случай нет строгой инструкции. У Анны-Виктории есть свой уникальный, рукотворный способ.
«Мне очень нравится «копать вглубь», фантазировать и создавать полноценный образ не только героини, но и её окружения, обстановки. И здесь мне очень помогает моё увлечение рисованием. Для каждого спектакля, работая над ролью, я создаю подобный дневник, прописываю какие-то важные характеристики, приходящие мысли, ассоциации, а также иллюстрирую записи и делаю аппликации. Здесь, например, есть фотоальбом семьи моей героини Маринки: ряд женских портретов – в силу специфики этой семьи здесь именно женщины, мне кажется, двигатели прогресса, поэтому и отобразила я её именно так, как чувствую», – рассказывает актриса.
Семья Маринки и Димы в иллюстрации Анны-Виктории – уже совершенно другая. Картинка полна символов и деталей и создаёт впечатление уюта, идеального мира, который молодые супруги строят вместе: пока ещё без детей, но коляска на соседствующем изображении как бы намекает, что и до них недалеко. Словом, здесь – счастливое будущее, против которого в силу родительского эгоизма и нежелания признать сепарацию повзрослевшего ребёнка поначалу выступают родители обоих семей. Которое, конечно, в итоге они всё равно примут, как это происходит и в реальной жизни. И возможно, сами станут чуточку счастливее.
Фото Людмилы Степико
и автора