Огонь, алхимия, цвет. О чем расскажет выставка Ольги Лысенковой
0
1202
«Полет к Солнцу», «Влюбленный тореро», «Ангел небесных сфер», «Ключи от счастья», «Аромат арбуза», «Ожидание лета»… Притягательность и некая тайна есть уже в самих названиях работ Ольги Лысенковой. Она работает в разных творческих амплуа, любимое из которых - живопись огнем по металлу - горячая эмаль. Еще в середине 90-х я впервые побывала на выставке художницы, которая тогда работала в Ульяновске. И была совершенно очарована этим удивительным, так непохожим на все виденное искусство художественного эмалирования. На днях в Музее изобразительного искусства XX - XXI вв. открылась персональная выставка Ольги Лысенковой «Избранное. Эмаль, текстиль». Для меня совершенно непостижимо, как из тонкого стекловидного покрытия на поверхности металла после обработки огнем получаются такие роскошные произведения. Не буду вдаваться в технические детали. А вот немного истории не помешает. Долгоиграющая история Принято считать, что искусство художественного эмалирования имеет более чем трехтысячелетнюю историю. Древнейшие из известных предметов с наплавлением стекла на металл в художественных целях найдены в Микенах и на острове Кипр (15 - 14 в. до н. э.). Эмальерное дело начиналось в Древнем Египте и Византии и только к началу XII века пришло в Европу через Германию. Но вскоре из-за технической и технологической трудоемкости пришло в упадок и лишь в XIX веке возродилось в эпоху господства стиля модерн в Париже, Брюсселе, Вене. Первое упоминание о русских перегородчатых эмалях встречается в московской Ипатьевской летописи 1175 года. В те времена в Московии все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке старинное название «финифть» сменилось на новый термин «эмаль». В России развитие эмальерного дела относится к XVI - XVII векам. С XVIII века это ремесло получило развитие в Ростове Великом (ростовская финифть), где изготовлялись иконы и другие изделия в технике эмали уже на основе эмалевых красок из отечественных материалов, разработанных Ломоносовым. Был учрежден эмальерный класс в Императорской Академии художеств (впервые упомянут в 1781 году). После революции 1917 года в России спал интерес к эмальерному искусству. Но впоследствии центром возрождения эмали становится и остается по настоящее время Ростов Великий, где есть собственная школа художников. Сюрпризы от бога огня Как говорят специалисты, высокотемпературная технология эмали требует от художника подвижного творческого мышления. Творчество Ольги Лысенковой - поиск собственной манеры эмальерной живописи и материалов для нетривиального оформления работ. Это может быть обветренное или вымоченное в воде дерево, оригинальные деревянные бытовые предметы с историей. Художница обращается к православному искусству, классическим античным сюжетам, образам эпохи Возрождения. Путешествие в Испанию вдохновило ее на цикл работ о тореадорах - насыщенных, эмоциональных, притягивающих, темпераментных. Впрочем, описывать эмали Лысенковой - дело неблагодарное. Надо увидеть и прочувствовать мир художника, полный ярких фантазий, необычных идей, ассоциаций и образов. И вы уйдете очарованными. Несколько строк из биографии. Ольга Лысенкова живет и работает в Санкт-Петербурге. Признанный мастер высокотемпературной эмали на металле, художественного текстиля - росписи ткани (холодный батик), ручного ткачества (гобелен), коллажа. Участник более 80, в том числе 20 персональных международных (Нидерланды, Германия, Италия, Венгрия, Эстония) и республиканских выставок (Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск, Ярославль, Уфа, Новгород, Новокузнецк). Произведения представлены в Государственном музее истории Санкт-Петербурга, Ульяновском областном художественном музее, Тюменском музее изобразительного искусства, Государственном музее эмали в Венгрии, Государственном музее стекла и эмали в Нидерландах, Музее горячей эмали в Италии. - Ольга Олеговна, помните, как увидели первую в своей жизни эмаль? - Первое знакомство? У нас дома были такие небольшие, я бы сказала, фрагменты перегородчатой эмали фирмы Овчинникова середины XIX века (фирма «П. А. Овчинников» по мере значимости и стоимостным оценкам входит в первую категорию ювелиров и предприятий золотого и серебряного дела дореволюционной России, поставщик двора Его Императорского Величества. - Прим. О. С.). Меня эти вещи поражали, хотя, конечно, я тогда не понимала, насколько все это сложно делать. - Долго ли шли от знакомства до творческого процесса? - Заниматься эмалью начала не сразу, а после окончания Ленинградского высшего художественно-промышленного училища имени Веры Мухиной, где училась на кафедре текстиля. В 1989 году я распределилась в ульяновские художественные мастерские. В 90-е годы была возможность ездить на творческие дачи. Там, в Минеральных Водах, повстречалась с человеком, который набирал молодых художников-эмальеров, - народным художником России Николаем Вдовкиным. У него была своя школа - не такая, как сегодня, где хотят просто собрать деньги, а не научить. Он именно учил. Я тогда была довольно серьезным гобеленщиком, немного занималась батиком. А у Николая Вдовкина начала работать с эмалью. - Много ли молодых художников, желающих заниматься эмалированием? - Немного. Почему? Надо иметь специальные печи, специальные краски, которые не купите в художественных салонах - только в специальных магазинах за большие деньги. Работа с материалом - это всегда большой и сложный процесс, даже в текстиле. А когда это связано с многочисленными обжигами в печи при температуре 850 градусов, то для молодого художника сейчас это практически нереально. Эмаль - это пятьдесят процентов технического процесса и пятьдесят - творчества. Но это завораживающий процесс. - Когда возникает идея очередного произведения, вы понимаете, насколько сложно ее будет воплотить? - В общих чертах понимаю. Но бог огня всегда преподносит сюрпризы. И ты до конца не уверен, что тот замысел, который родился у тебя в голове, из печи выйдет один в один. Потом ты выстраиваешь диалог с материалом. При этом надо материал не ломать, а идти с ним в русле. Можно, конечно, в этом диалоге идти и против течения, но лучше все-таки по течению. То есть иногда материал ведет художника, подсказывает интересные решения, к которым ты даже не был готов. К сожалению, у меня сейчас не так много времени на творчество, как в юности, когда я работала в Ульяновске. Я доцент Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени барона Штиглица, преподаю на кафедре текстиля, театрально-декорационном отделении. Учим театральных художников, у нас своя интересная интерпретация спектаклей - оформление сценических декораций через арт-объекты из тканей, текстиля. - Наверняка те, кто придут на выставку, захотят узнать, много ли времени уходит на каждую работу? - По-разному. Можно все сделать за три обжига - это день работы. Некоторые работы я пережигаю и возвращаюсь к ним через несколько лет. Некоторые делаю за 30 - 40 обжигов, есть коллеги, считающие, что это много. Тут получается алхимия: можно из белого цвета сделать зеленый, из красного - черный. Нужно обладать достаточно большим опытом, чтобы понимать, какой цвет получится после нескольких обжигов. - В ваших работах - удивительный, шикарный красный цвет. Просто дыхание перехватывает… - Да, это мой любимый цвет. Он очень жизнеутверждающий. Это праздник. Вообще, русский цвет в русском народном искусстве тонизирует, возбуждает. Искусство должно бодрить людей, потому что в жизни много проблем, уныния. И если в работах все писать через серый цвет… - Серость нашей действительности не мешает вам творить? - Стараюсь, чтобы не мешала. Вы представляете себе Питер в ноябре? Самое время сесть за работу, самое время сопротивляться холоду, темной ночи. - В процессе творчества думаете только о будущем образе или возникают какие-то размышления, ассоциации? - Декоративно-прикладное искусство - искусство ассоциативное. Каждое произведение готово к диалогу со зрителем. Его восприятие зависит от готовности зрителя, его умения прочитать образ. Для меня эмаль - всегда послание к человеку, потому что этот материал очень долговечен, его моль не ест. Нам трудно предположить, что будет через столетия, а эмаль живет несколько тысячелетий. Это долгоиграющая история, и делать ее кое-как, не думая, что делаешь, - не мой профиль. Потому я всегда ассоциативна. - В какой из представленных на выставке работ можно разглядеть вашу душу? - Знаете, есть скромные, интимные работы. Например, «Красный Пегас». Пегас для меня - это творчество. Здесь он в деревенском домике, продуваемом ветрами, - вот моя душа. - Что вас вдохновляет в творчестве? - Просто жизнь. Люди. Общение - я человек общительный. Люблю ходить по выставкам. Когда что-то нравится, ты не то чтобы завидуешь автору, а начинаешь переживать, что ты мало занимаешься творчеством. И это является стимулом, и появляются идеи, и ты садишься работать. Ольга САВЕЛЬЕВА