Один из десяти спектаклей театрального фестиваля «Царь-сказка» рассказал о греческих богинях, живущих в холодном Петербурге
Фестиваль, площадками которого в этом году стали театр «Малый» и Новгородская филармония, проходил в Великом Новгороде с 21 по 25 апреля. Одной из самых ярких постановок программы стали «Мойры Петроградского района» Московского областного государственного театра кукол – волшебная и трогательная история, где античность переплетается с современностью, юг с севером, человеческое с божественным.
Действие в постановке Александры Ловянниковой происходит в Петербурге, и Петербург уменьшается до игрушечных размеров: роль сцены выполняет стол, на котором постоянно вырастают, перемещаются и трансформируются макеты зданий, мостов, оград. Многие декорации, к слову, повторяют облик настоящих домов Петроградского района.
В этом маленьком мире обитают персонажи – перевёрнутые куклы-перчатки с ногами-пальцами. Главные героини – мойры, древние греческие богини судьбы, которые уже много лет проживают в неприметном доме на Петроградке. Ходят в магазины, как простые смертные, пьют чай со сладостями перед сном, подкармливают белку, за полвека выросшую до пугающих размеров… И прядут нити человеческих судеб, и обрезают их, когда истекает время. И мечтают однажды вернуться домой, в тёплую Грецию, на заслуженный отдых.
На мосту зажигаются фонари, и город накрывает метель. Ночью в снегу одна из сестёр-мойр теряет волшебные ножницы – единственные, которыми можно пресечь нить. И те, кому было суждено умереть в этот день, остаются живы.
Кто-то благодаря этому получает шанс изменить свою жизнь – как чудом не погибший в автокатастрофе бизнесмен, который случайно знакомится с мальчиком-вундеркиндом из детского дома. Другим просто даётся немного больше времени – и одинокий уставший старик, которому до сих пор снится страшное блокадное детство, проживёт ещё несколько дней, неожиданно найдя последнего друга – бездомную собаку. Все нити запутались, все времена смешались. С тёмных небес над игрушечной сценой постоянно летит снег.
Роковые ножницы, кстати, попадают в руки человека – и он решает пользоваться ими по назначению. Из этого растут совсем уже недетские вопросы: вправе ли мы решать, кому жить, а кому умереть? гуманно ли избавить страждущего от боли, перерезав нить? и есть ли другой способ сделать так, чтобы люди перестали быть несчастными?
Всё будет к лучшему в итоге – и для старика, который, покинув тело, станет душой – рукой без перчатки – и спокойным, молодым голосом скажет сёстрам: «Спасибо». И для мальчика, и для собаки, которые обретут новую семью. И даже для пожилой белки: её мойры заберут с собой, когда их наконец позовут на родину. Вчетвером они будут лежать под солнцем у моря, есть оливки и слушать греческую музыку. И не будет больше ни тревог, ни сырых сквозняков, только тёплый песок и ласковый ветер.
А в Петербурге продолжит идти снег.
Всего в программу «Царь-Сказки» вошли 10 спектаклей из пяти стран мира. Две постановки – из Бразилии и Китая – транслировались в онлайн-формате, остальные были доступны новгородцам вживую. Параллельно со сценической программой проходили и другие мероприятия: лекции, обсуждения в дискуссионном клубе «Фестивальный Ток», выставка театрального плаката.
Дарья Перевай
Фото из открытых источников