Ко дню рождения Сергея Дягилева.
31 марта 1872 года, в Новгородской губернии, родился человек, благодаря которому мир узнал и полюбил русскую культуру - Сергей Павлович Дягилев - русский театральный и художественный деятель, писатель, меценат, первый балетный импресарио XX века, один из основоположников группы «Мир Искусства».
В начале XX века на Западе царил настоящий бум русской культуры: интеллектуалы зачитывались Толстым и Чеховым, европейские танцоры балета брали себе русские псевдонимы, а супруга британского наследника престола выходила замуж в платье, вдохновлённом русскими фольклорными мотивами. Во многом всё это – заслуга одного человека: антрепренёра Сергея Дягилева. Выступая как талантливый организатор, он внёс огромный вклад в популяризацию русской культуры за рубежом.
В 1906 году он устроил выставку русского искусства в Париже. А ещё через год Дягилев организовал "Русские сезоны" – проект, который вывел российское искусство на совершенно новый уровень.
В труппу вошли молодые исполнители, которые впоследствии прославились именно благодаря участию в "Русских сезонах": Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Михаил Фокин, Тамара Карсавина. К созданию декораций для балетов Дягилев привлекал модных художников: Николая Рериха, Александра Бенуа, Льва Бакста.
1908 году Дягилев привёз в Париж оперу "Борис Годунов". В 1909 году в рамках "Русских сезонов" в Европе выступил русский балет. Он имел такой огромный успех, что отныне Дягилев решил сосредоточить свою деятельность именно на нём. Специально для зарубежных гастролей он создал труппу "Русские балеты", которая будет собирать полные залы по всей Европе вплоть до 1929 года.
Балет "Жар-птица", 1910 год.
Основным композитором для новых балетных постановок выступал Игорь Стравинский, который был мало кому известен на момент прихода в "Русские сезоны": по сути, его талант был открыт миру именно Дягилевым. Постановщики не стеснялись экспериментировать и привносить в классический балет неожиданные, порой дерзкие идеи. Вдохновением для новых балетов служили и русский фольклор, и античная культура, и восточные легенды.
Тамара Карсавина, балет "Жар-птица", 1910 год.
Русский балет" Дягилева стал громким явлением в культуре начала XX века. Выступления с успехом шли во Франции, Великобритании, Германии, Италии и США. С прославленной труппой стремились сотрудничать знаменитые европейские музыканты и танцоры. Среди иностранных композиторов, которые писали музыку для дягилевских постановок, были Клод Дебюсси и Рихард Штраус. Также в труппу взяли троих британских танцоров балета, которые в итоге вошли в историю под русскими псевдонимами: Антон Долин (Сидни Хили-Кей), Алисия Маркова (Лилиан Элис Маркс) и Лидия Соколова (Хильда Маннингс). Благодаря Дягилеву балет стал популярен даже в странах, где до этого он был совсем неразвит. Кроме того, успех дягилевской труппы породил моду на всё русское. Британский писатель Сомерсет Моэм писал про начало XX века:
"Именно в этот период Европа открыла для себя Россию. Все читали русских прозаиков, русские танцоры покорили цивилизованный мир, русские композиторы затронули душевные струны людей, начинающих уставать от Вагнера. Русское искусство обрушилось на Европу, как эпидемия гриппа. В моду входили новые фразы, новые цвета, новые эмоции, и высоколобые без малейшей запинки называли себя представителями Intelligentsia".
1923 год. Свадьба британского принца Альберта (будущего короля Георга VI) и Елизаветы Боуз-Лайон (матери нынешней британской королевы Елизаветы II). На невесте – платье, "перефразирующее русские фольклорные традиции".
Деятельность "Русского балета" прекратилась в 1929 году – сразу после смерти Сергея Дягилева. Он скончался от заражения крови и был похоронен в Венеции.