Гармония, враг и сосиска в тесте: апрельская выставочная волна в НЦСИ затронула несколько противоборствующих тенденций
Открытие очередной выставочной волны в Великом Новгороде символично выпало на Всемирный день искусства. В этот раз Новгородский центр современного искусства приглашает публику на четыре выставки, каждая из которых не только побуждает чувствовать, рефлексировать, мыслить, но и на свой лад раскрывает суть понятия «человеческое». В числе авторов «академисты» и неформалы, едва оперившиеся мастера и давно состоявшиеся творцы.
Мастерство vs идея
Разнообразие и удивление – так можно было бы обозначить то, что ждёт неравнодушного к изобразительному искусству гостя апрельской выставочной волны. И если за разнообразием стоит количество авторов и их видение мира, то удивление обеспечат столкнувшиеся противоположности.
«Здесь мы показываем молодую «академию» – выпускников и старших студентов (Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств и Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица – прим. авт.). Их работы – это традиция, так сказать, сегодняшняя панорама искусств. В другом зале мы демонстрируем молодёжь, которая иной раз не имеет художественного образования и подготовки, но зато имеет идею», – рассказывает руководитель НЦСИ, искусствовед Сергей Пухачёв.
В рамках одной волны – конфликт взглядов и стилей, мастерство будто противопоставляется идее, а творческая смелость – академической традиции. Но конкуренции за публику ни в одном из залов Центра не наблюдается, – на торжественном открытии зрители и гости с интересом исследователей изучали представленные на их суд творения.
Человек как мера ресурсов
Говоря о названии одной из выставок, её куратор и автор нескольких работ Александра Щёголева отмечает:
«Каждое произведение взывает к диалогу со зрителем. Мы поставили себе задачу – показать всю амплитуду человеческого».
И действительно – «Ресурсы человеческого», объединившие работы 18 молодых художников из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Иркутска, Ростова-на-Дону и Китая, – это попытки на свой лад ответить на вопросы, что есть пресловутое «человеческое» и где сокрыт его ресурс.
В двух залах Центра академизм, кажется, совершенно непримиримо соседствует с концептуализмом. Живопись и графика, скульптура и текстиль, фотография и видео-арт – вот те выразительные средства, к которым прибегают авторы. Художник Даниил Обманец признаётся: его работа «Ex Nihilo», представленная на выставке, – своего рода эксперимент: здесь, акцент не только на девяти портретах-личинах, но и на оформлении, над которым автор трудился сам.
«Вдохновение я черпал в историях близких. Представленные работы – это портреты моих знакомых, так или иначе связанных с искусством. Прообразом послужили имперские шлемы, использовавшиеся римскими легионерами. А мысль была такова: маска – зачастую тот образ, в каком себя видит или хочет видеть тот или иной человек. Но со временем и она, эта личина претерпевает всевозможные изменения. И можно гадать, как при этом меняется сам человек», – объясняет креативную задумку Даниил.
Автор другой выставки – «Гармония и доброта коснулись линии резца» – преподаватель класса скульптуры петербургской художественной школы имени М. И. Глинки Ирина Расковская о своих произведениях говорит так:
«Это – синтез двух моих предшествовавших персональных выставок – «Не гармония» и «Добрая глина». Что до резца, то им делаются линогравюры. А они – это начало моих скульптур. Многие видят линию плоской, для меня же линия – это объём, движение в пространстве».
В этом убеждаешься сам, познакомившись с работами Ирины Сергеевны: только линия, – детали и мелочи второстепенны. Что на плоскости, что в объёме мастер создаёт лаконичные образы, которые не требуют пояснений. И как в её гравюрах не найти лишних штрихов, так и в представленных скульптурах материал буквально движется и создаёт определённое настроение. В таких техниках, отмечает Ирина Расковская, в большей мере прослеживается законченность, – не остаётся недосказанности.
Без дат, формализма и творческих оков
А вот где полёт творческой мысли предельно неформален и достигает пика свободы – так это в нижнем зале Центра, где собрано порядка 50 работ, посвящённых 150-летию сосиски в тесте.
Отвечая на вопрос «Как столь бесхитростное кулинарное новшество изменило путь развития человечества?» куратор арт-сообщества «БезДатые» Фридрих Михельсон с улыбкой рассуждает:
«Есть такая избитая фраза, что художник должен быть голодным. Я с ней не согласен – все люди должны быть сытые, ведь от голодного человека мало что хорошего можно ожидать. И для того, чтобы как можно большее число людей имели возможность сиюминутно утолить голод – на ходу, перед работой, после учёбы, – более века назад было сделано немало открытий. В их числе и всем нам знакомый продукт».
Название объединения «БезДатые», говорит Фридрих, родилось совершенно спонтанно: молодые мастера искали ёмкое слово, которое отражало бы суть – выставки посвящаются неформальным юбилеям: изобретений, продуктов, вещей или каких-то событий. Так, с 2019 года «БезДатые» творчески прославили плавленый сырок «Дружба», дверной глазок, пробку от шампанского.
В представленной экспозиции работы 17 авторов. Главная идея, по словам Фридриха Михельсона: большое кроется в малом.
«Есть общепринятые юбилеи и праздники, на которые все обращают внимание. А вот за такими вещами, как сосиска в тесте, кроется огромное количество личных историй. В конце концов, многие люди ездили в зарубежные командировки, изучали опыт других стран, как там развивается пищевое производство, опыт перенимался, многое переосмыслялось. Так что наша выставка носит ещё и элемент исследования. Ну и ко всему, просто хотелось добавить нотку доброты, а для кого-то и ностальгии», – подытоживает куратор.
Четвёртая выставка апрельской волны «В тылу врага», предоставленная музеем политической истории Санкт-Петербурга, посвящена партизанскому движению в годы Великой Отечественной войны.
Добавим, ознакомиться с каждой выставкой можно до 15 мая.
Фото: Людмила Степико