Новгородские исторические записки Виктора Смирнова. Записка сто девяносто вторая: «Ностальгия Мстислава Добужинского»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Ностальгия Мстислава Добужинского
Наш земляк, художник Мстислав Добужинский входит в плеяду выдающихся мастеров "серебряного века". Это был потрясающий взлет русской культуры, давший миру целую россыпь блестящих имен в изобразительном искусстве, литературе, музыке, балете.
Добужинский родился в Новгороде в 1875 году. Отец, генерал артиллерии, происходил из старинного обрусевшего литовского рода. Имя Мстислав он дал сыну в честь новгородского князя Мстислава Храброго, жившего в двенадцатом веке. Впоследствии Добужинский вспоминал о том, как его водили в Софийский собор приложиться к мощам его небесного покровителя. Мать будущего художника была оперной певицей и месяцами пропадала на гастролях, почти не занимаясь воспитанием сына. В конце концов, брак распался. Дед Добужинского был священником церкви Михаила Архангела на Прусской улице, рядом с которой находился его дом. Дом деда не сохранился, зато уцелело здание бывшей церкви Михаила Архангела, где сейчас разместилась библиотека для слабовидящих. Кстати, дед Добужинского приходился племянником знаменитому архимандриту Юрьева монастыря Фотию.
С Новгородом у Добужинского были связаны самые радостные воспоминания детства. Часто приезжал он сюда и потом уже взрослым. Рисовал Софию с голубем на кресте, Сенную площадь, Ярославов двор. Заглядывал на сонную Прусскую улицу, где в их старом доме теперь жили другие люди.
К этому времени Добужинский становится одним из самых известных и самых утонченных русских художников нового поколения, входивших в объединение под названием "Мир искусства". Он пишет городские пейзажи и исторические полотна, много иллюстрирует русскую классику, особенно Пушкина и Достоевского, оформляет спектакли МХАТа и БДТ, а также балетные постановки другого нашего знаменитого земляка Сергея Дягилева. В его декорациях спектаклей на русские темы также ощущаются новгородские мотивы.
Последний раз Добужинский побывал в Новгороде в 1914 году накануне Первой мировой войны. Тогда он еще не знал, что прощается с Новгородом навсегда. После революции художник сознательно не приезжал в этот город, который по его выражению был "точно разжалован". "Многовековая история, религия были лишены всякого уважения, -- писал Добужинский, -- Старинные, с детства знакомые названия улиц Легощая, Прусская, Десятинная, Разважа были упразднены и вместо этих имен оскорбительно и безобразно звучали в Новгороде имена Лассаля, Либкнехта, Бебеля, Розы Люксембург и других врагов старого мира. Не хотелось думать о страшной судьбе монашек Десятинного монастыря, где теперь водворилось Чека. И я предпочел сберечь в памяти Новгород таким, каким знал его в прежние годы".
В 1924 году Добужинский эмигрировал из Советского Союза. Жил и работал в Литве, в Англии, во Франции, в Италии, в Америке. Умер Мстислав Валерианович в ноябре 1957 года в Нью-Йорке, оставив после себя огромное количество работ, а также замечательные "Воспоминания", которые он писал в течение тридцати лет. Кстати, всем советую их почитать. В России мемуары не издавались, но они есть в интернете в открытом доступе. Вообще, об этих мемуарах стоит сказать особо. Не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Мстислав Валерианович был не только выдающимся художником, но и одаренным литератором. Дореволюционный Новгорода на страницах его "Воспоминаний" буквально оживает. Как и для другого нашего великого земляка, Сергея Рахманинова, эти воспоминания станут для Добужинского символом утраченной Родины.
" Со станции нас вез извозчик, сначала гремя по булыжной мостовой, а потом мы бесшумно катили по мягкой дороге, расплескивая лужи, мимо длинных заборов, садов и огородов, вдоль Земляного вала — к нашей древней Прусской улице. Тут стоял дедушкин дом, где я родился, — низ кирпичный, верх деревянный с мезонином на крыше. Дом осеняли старые березы с толстенными белыми стволами. А позади дома лежал тенистый сад, казавшийся мне огромным.
...В другую сторону с Вала виден был весь Новгород с густыми садами, с серыми, красными и зелеными крышами и с главами и главками бесчисленных церквей и соборов. Вдали белела Евфимьевская колокольня с зеленым шпилем, над кирпичными стенами Детинца высилась почерневшая от времени, уступчатая островерхая башня — зловещий «Кукуй», вокруг которого постоянно вились голуби, в центре же всей панорамы блестел червонно-золотой шлем святой Софии. Сбоку виднелась пожарная каланча с черными шарами, сигналами пожара, а ближе всего раскинулся среди зелени тихий Десятинный монастырь. Над городом вечно крутились тучи галок и воронья, под вечер стремительно носились стрижи, и порой на сером небе по ветру маячил белый бумажный воздушный змей с мочальным хвостом, и вся эта мирная, родная мне картина навеки врезалась в мою память".
А теперь представим, что Добужинский оказался бы в современном Великом Новгороде. Рискну предположить, что в целом город его бы не разочаровал. Он бы оценил возрожденные исторические памятники, отстоял бы службу в Софийском соборе, порадовался возвращению улицам их исторических названий.
В экспозиции Новгородского музея-заповедника находятся 4 подлинные работы Добужинского и более 300 копий, представленных семьей художника. К сожалению, память о Мстиславе Добужинском в Великом Новгороде никак не увековечена. Нет ни мемориальной доски, ни улицы, ни художественной школы, носящих его имя. Давайте вместе подумаем о том, как нам исправить эту явную несправедливость по отношению к нашему выдающемуся земляку.
Автор: Виктор Смирнов
Изображения представлены автором.