Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка сто семьдесят восьмая: «Святыни новгородские. Софийский собор»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Святыни новгородские. Софийский собор
Сердцем Детинца, а с ним и всего Новгорода была Святая София. Это самый древний христианский храм современной России. Его строительство началось в 1045 году, и было завершено в 1050, то есть заняло всего пять лет. Даже по сегодняшним меркам это весьма короткий срок для объекта, на который было израсходовано примерно 10 тысяч кубометров камня и кирпича.
Впрочем, Софию трудно назвать грандиозным сооружением. Ее размеры довольно скромны – длина 27 метров, ширина 24.8 метра, высота от уровня древнего пола до голубя на кресте 38 метров. Внешний облик собора не поражает затейливой пестротой, как скажем, храм Василия Блаженного. Внутреннее убранство собора тоже не слепит роскошью. В чем же секрет необыкновенной притягательности Софии Новгородской?
Есть такое понятие – намоленность. Оно гораздо точнее, чем модное слово «аура» выражает концентрацию духовной энергии. Так вот София -- не только самый древний, но и самый намоленный храм России. Сколько видели и слышали эти стены, сколько светлых и горьких слез пролилось, сколько исповедей прозвучало, сколько горячих благодарностей и молений возносились к Богу! Нескончаемой вереницей входили в Софийские врата злодеи и праведники, простецы и гордецы, убийцы и жертвы. И всем им равно внимала София, всем давала надежду и веру.
Первоначальный собор сильно отличался от современного. Он был одноглавым, с круглым куполом, тремя апсидами. С годами внешний и внутренний облик Софии постоянно менялся, каждое новое поколение новгородцев вносило в него что-то свое. Стены поначалу были желтовато-розовыми по цвету волховского известняка, из которого они были сложены. Реставраторы нарочно оставили кусок неоштукатуренной поверхности на восточной стене собора, чтобы потомки могли представить его изначальный вид. В двенадцатом веке стены оштукатурили и побелили, и София стала напоминать белое облако на фоне серо-голубого неба. С обеих сторон к храму были пристроены приделы. В XV веке собор стал шестиглавым, а центральный купол засиял золотом.
Заказчиком собора был молодой новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого. Побудительных причин, заставивших молодого князя решиться на такое грандиозное и затратное строительство было несколько. Во-первых, незадолго до этого сгорела старая деревянная София, служившая княжеским храмом. Вторая причина: Владимир только что вернулся после разгромного для русских похода на Константинополь. Византийцы сожгли русский флот "греческим огнем", и князь Владимир захотел отблагодарить Господа за свое чудесное спасение. Третья причина заключалась в соперничестве, развернувшимся между Новгородом и Киевом в строительстве крупных сооружений. Отец Владимира, киевский Ярослав Мудрый это соперничество поощрял. Мать Владимира, великая княгиня Ирина не поехала за мужем в Киев, а осталась в Новгороде, всячески поддерживая честолюбивые устремления старшего сына, который должен был унаследовать Киевский престол, если бы не его ранняя смерть. Наконец, духовным вдохновителем будущего собора был новгородский епископ Лука Жидята.
Строили новгородскую Софию те же византийские мастера, что и Софию киевскую. Два этих собора своим сходством и одновременно своей непохожестью удивительно напоминают собой два народа – русских и украинцев. София киевская красива яркой и броской южной красотой. Дух Византии в ней смешался с духом будущей Малороссии, греческие лики икон соседствуют с пляшущими местными скоморохами, а иконостас слепит червонным золотом, бьет по глазам богатством и роскошью.
София новгородская по первому впечатлению проигрывает своей старшей сестре. Но истинный знаток оценит благородство и чистоту ее линий, соразмерность пропорций. Оправленный в старое серебро иконостас поражает изысканным вкусом, лики икон исполнены сосредоточенной мудрости. София Киевская была княжеским собором. София новгородская сама олицетворяла собой высшую власть. «Где София, там и Новгород»,– говорили наши предки. От стен Софии они отправлялись на защиту своих рубежей. Собор был не только главным храмом республики, он был и ее государственным банком. В здешних тайниках находилась владычная казна, в ризнице собора хранились облачения и драгоценная утварь.
Первую роспись Софии делали тоже византийские мастера. Они работали в технике эльфреско, то есть по сырой штукатурке. Эта техника требует мастерства и уверенной руки, поскольку исключает переделки. Труднее всего художникам давалась роспись центрального купола. Тогда и родилась легенда, приведенная в первой новгородской летописи.
В центральном куполе греки изобразили Пантократора, то есть Христа-Вседержителя с благословляющей рукой. Однако, придя в храм на следующее утро, они увидели пальцы Христа сжатыми. Еще дважды художники безуспешно переписывали руку Пантократора, пока не услышали глас с небес: «Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, напишите меня со сжатою рукой, ибо в ней я держу Великий Новгород, а когда рука моя раскроется, то и граду сему конец!».
До наших дней сохранились только фрагменты первых фресок, современная роспись собора – это, увы, весьма посредственная работа артели владимирских мастеров, сделанная во время капитальной реставрации конца девятнадцатого века.
София была и богатейшей русской библиотекой, основанной еще Ярославом Мудрым. Здесь денно и нощно трудились, переписывая, переводя и изучая священные тексты, самые грамотные люди того времени. Первым русским книгописцем был новгородский монах с неблагозвучным именем Упырь Лихой, переписавший в 1047 году для основателя Софии князя Владимира Ярославича «Толкование библейских пророческих книг». В течение многих столетий фонды библиотеки пополнялись самыми редкими и ценными книгами. Архиепископы, князья, бояре, купцы и целые улицы Новгорода не жалели на это средств, хотя книги в средние века стоили безумно дорого.
Библиотека немало пострадала от войн, пожаров и прочих несчастий. Но самый большой ущерб ей нанес царственный книголюб Иван Грозный, который ограбил Софию буквально дочиста. Часть книг удалось вернуть, но большая часть пропала вместе с таинственно исчезнувшей "Либереей Грозного."
Сегодня многие сокровища софийской библиотеки хранятся в московских и санкт-петербургских книгохранилищах. Туда же отправилась и знаменитое собрание книг Феофана Прокоповича, завещанное владыкой Новгороду. Уцелевшие старинные книги любовно сберегается в научной библиотеке новгородского музея-заповедника.
С самого начала собор стал усыпальницей именитых новгородцев. Кроме строителей собора -- князя Владимира Ярославича и его матери княгини Ирины -- здесь были погребены святой благоверный князь Мстислав Ростиславич, брат Александра Невского князь Федор Ярославич, новгородские владыки – Никита, Иоанн, Иоаким Корсунянин, Лука Жидята, Аркадий, Мартирий, Феофан Прокопович и многие другие.
На Мартирьевской паперти Софийского собора сохранилось редчайшая фреска одиннадцатого века, изображающая святых равноапостольных императора Константина и его мать Елену. Хранится в соборе и резной каменный крест ХIV века, воздвигнутый архиепископом Алексием в память новгородцев, павших в Куликовской битве. Некоторые историки отрицают факт участия новгородцев в этой знаменитой битве. Алексеевский крест является наглядным подтверждением того факта, что новгородцы действительно сражались на Куликовом поле и многие из них не вернулись домой.
В Софийском соборе сберегается одна из самых главных новгородских святынь – древняя икона Знамения Богородицы. Если присмотреться поближе, на лике Богородицы можно рассмотреть небольшое углубление. Это след стрелы – напоминание об еще одном полулегендарном событии новгородской истории. 22 февраля 1170 года Новгород осадило огромное войско суздальского князя Андрея Боголюбского. Предание гласит, что горожане отбивались три дня и стали изнемогать. В ночь перед четвертым днем новгородский архиепископ Иоанн, повинуясь голосу свыше, взял икону Пресвятой Богородицы и вознес ее на крепостную стену. Одна из суздальских стрел попала в лик иконы, из глаз Богородицы потекли слезы, и тотчас на суздальцев «напало одурение». Новгородцы напали на них и разбили наголову. Этот сюжет запечатлен на другой знаменитой новгородской иконе «Битва новгородцев с суздальцами», на которой изображен и Софийский собор.
Царское моленное место, изготовленное новгородскими мастерами по приказу Ивана Грозного в 1572 году, представляет собой великолепное по исполнению декоративное сооружение, сплошь покрытое резьбой и позолотой. Большое бронзовое паникадило немецкой работы весом около 1.5 тонны – подарок царя Бориса Годунова.
Софийский иконостас открыл новую страницу в русской иконописи. Там, где раньше звучала сольная партия отдельных икон, теперь зазвучал мощный ансамбль святых образов.
В восточной части Софии расположен придел Рождества Богородицы, который был построен в середине ХI века. Вход в придел украшают Корсунские врата византийской работы из дерева и меди – подарок Ярослава Мудрого.
Бронзовые Магдебургские (Сигтунские) врата в течение нескольких веков служили торжественным входом в собор. Сейчас они открываются только по праздникам. Согласно древнему преданию, врата были воинским трофеем новгородцев, ходивших по морю в шведскую столицу Сигтуну в 1187 году. На самом деле они были изготовлены в немецком Марбурге и появились в Новгороде только в пятнадцатом веке. Создатели врат западноевропейские мастера Риквин и Вайсмут оставили на них свои изображения. Есть между ними и фигурка русского мастера Авраама, который собирал врата, прибывшие в Новгород в разобранном виде.
На кресте главного купола собора сидит металлический голубь -- символ Святого Духа. Одна из новгородских легенд повествует о том, как во время опричного разгрома Новгорода Иваном Грозным, голубь окаменел от ужаса увиденного и теперь, если он слетит с креста, то "бысть Новгороду пусту". В 1941 году голубь вместе с крестом был сбит немецким снарядом, а Новгород впоследствии был полностью разрушен. Пророчество сбылось. Стоявшие в Новгороде солдаты испанской «Голубой дивизии» увезли крест с собой, и с тех пор он считался безвозвратно утраченным, но в 2005 году новгородскую реликвию обнаружили в музее одной из военных академий под Мадридом. Поскольку Испания формально не участвовала в войне, и на нее не распространялся закон о реституции, для возвращения реликвии потребовалась личная договоренность между президентом Путиным и королем Хуаном Карлосом. Исторический крест с голубем занял место перед иконостасом собора, а в Испанию в качестве дара была передана его точная копия, изготовленная новгородским мастером.
После революция Софийский собор был национализирован, в нем разместили антирелигиозный музей. Только 16 августа 1991 года собор был возвращен Русской православной церкви. Во время первой праздничной литургии огромная толпа, затаив дыхание, наблюдала, как над куполом Софии вдруг засиял радужный нимб, словно символ возвращенной благодати.
Изображения представлены автором.