Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка сто семьдесят первая: «Святыни новгородские. Юрьев монастырь»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Святыни новгородские. Юрьев монастырь
Эта древнейшая обитель современной России расположена на левом берегу Волхова в самом центре великолепного исторического пейзажа. Историк Карамзин относит основание Юрьева монастыря к 1030 году. Князь Ярослав Мудрый только что совершил удачный поход на чудь и по возвращении построил неподалеку от своей загородной резиденции в селе Ракомо деревянный храм в честь своего небесного покровителя святого Георгия. В русском языке греческое имя Георгий имело форму "Юрий", откуда и пошло название монастыря.
В 1119 году другой новгородский князь Мстислав Владимирович заложил на этом месте каменный Георгиевский собор. Ответственный заказ получил мастер Петр, первый известный нам русский зодчий, построивший также Николо-Дворищенский собор, церкви Рождества Богородицы в Антониевом монастыре и Благовещения на Городище.
Георгиевский собор поражает своей мощью и устремленностью ввысь. Лишенный внешних украшений, он необыкновенно красив суровой северной красотой. Собор служил усыпальницей для князей и самых именитых новгородских граждан. Не так давно экспедиция Института истории РАН обнаружила здесь уникальные каменные саркофаги, накрытые полуторатонными каменными плитами. Исследования останков похороненных здесь бояр дали богатый материал для антропологов.
Юрьев монастырь издревле славился своим богатством. В фондах Новгородского музея-заповедника сохранилась написанная на пергаменте дарственная грамота князя Мстислава монастырю, которая считается древнейшим памятником деловой письменности Древней Руси. Князь даровал обители плодородные земли, сенокосы, леса, пасеки и охотничьи угодья и рыбные ловы. Щедро жертвовали обители и новгородские бояре. На склоне лет многие знатные новгородцы принимали здесь монашеский постриг в надежде спокойно провести остаток дней в тишине и благолепии. Богатые доходы монастыря позволяли ему нанимать лучших мастеров: зодчих, художников, ювелиров, златошвей. Здесь были созданы знаменитые иконы "Георгий" и "Устюжское Благовещение" и шедевр русской рукописной книги "Юрьевское Евангелие".
Архимандрит Юрьева монастыря возглавлял все новгородское монашество и был вторым после архиепископа лицом в церковной иерархии. В эпоху новгородской самостоятельности монастырь был глубоко погружен в политическую жизнь Великого Новгорода, полную интриг и противоречий между местными кланами, а также между республикой и московскими князьями.
В стенах монастыря разыгрался последний акт жестокой борьбы между Василием Темным и нашедшим здесь убежище его сопериником Дмитрием Шемякой. Подкупленный повар угостил Шемяку отравленной курицей, и тот скончался после долгих мучений. Тело князя было похоронено в Георгиевском соборе. В годы Смуты шведы разграбили Юрьев монастырь. Среди прочего ими была найдена прекрасно сохранившаяся мумия. После изгнания шведов новгородцы стали гадать: чьи это останки? Митрополит Исидор пришел к выводу, что останки принадлежат старшему брату Александра Невского князю Федору Ярославичу, четырнадцатилетнему юноше, умершему в день собственной свадьбы. Поэтому мощи были торжественно перенесены в Софийский собор Новгорода. В 1987 году Новгородская археологическая экспедиция под руководством Валентина Лаврентьевича Янина вскрыла это захоронение и произвела судебно - медицинское исследование мумифицированных останков. Было установлено, что они принадлежали мужчине 45 - 50 лет и не могли принадлежать князю-подростку Федору Ярославичу. Оставалось признать, что мумия принадлежит князю Дмитрию Шемяке.
После присоединения вечевой республики к Московскому государству Юрьев монастырь одно время служил своего рода штаб-квартирой "ереси жидовствующих". В 1502 году после разгрома ереси архимандрит Кассиан вместе с другими еретиками был предан публичному сожжению на костре. Конфискованные земли Юрьева монастыря великий князь роздал своим служилым людям, положив начало сразу нескольким дворянским родам.
Обитель часто подвергалась нападениям и грабежам. В ходе Ливонской войны Юрьевскую обитель захватили и разграбили войска польского короля Стефана Батория. Во время погрома 1570 года опричники Ивана Грозного вывезли драгоценную утварь и редкие книги монастыря в Александровскую слободу, а юрьевского игумена поставили "на правеж", избивая палками до тех пор, пока братия не выкупила его за огромные деньги. Сильно пострадал монастырь в годы шведской оккупации Смутного времени. Шведы расхитили все ценное монастырское имущество, сожгли ближние деревни и разогнали монахов. Тяжелый удар нанесла обители нанесла секуляризационная реформа Екатерины II. Лишившись сразу всех своих владений, монастырь надолго впал в бедность и запустение.
Второе рождение Юрьевской обители связано с именами архимандрита Фотия и его духовной дочери графини Анны Чесменской. На деньги Орловой были построены Крестовоздвиженский собор и новые братские корпуса. Колокольню Фотий и Анна заказали архитектору Растрелли. По замыслу она должна была стать самой высокой колокольней в России, выше Ивана Великого в Москве. Однако Николай I, утверждавший проект, вычеркнул один ярус, чтобы не обидеть первопрестольную.
В 1836 году Фотий скончался. Графиня недолго пережила его и согласно ее завещанию была похоронена в Юрьевом монастыре, рядом со своим духовным отцом. Сто лет спустя археолог Каргер раскопал могилы Фотия и графини Орловой. Их останки вместе с мощами новгородских святителей выбросили на свалку, но местные крестьяне тайно перезахоронили их у церкви Благовещения в Аркажах, скрыв могилу от нового надругательства.
В разгар антирелигиозной кампании в печати появилась брошюра, в которой излагалась душераздирающая история об отравлении графини Орловой. Автор брошюры уверял, что игумен Юрьева монастыря Мануил, боясь, что после отъезда графиня заберет назад свои вклады в монастырь, якобы дал ей яд в причастии. Но яд оказался недостаточно сильным, и графиня проснулась в гробу, о чем свидетельствовало ненормальное положение останков при вскрытии.
Удивительно, что эта выдумка, столь же нелепая, сколь и злонамеренная, живет до сих пор, хотя все эти домыслы опроверг присутствовавший при вскрытии могилы Орловой тогдашний директор новгородского музея Порфиридов. Жуткие россказни о проснувшейся в гробу графине нередко можно встретить в современных публикациях или услышать от какого-нибудь местного «знатока истории».
После революции монастырь подвергся чудовищному разграблению. Были расхищены его богатейшая ризница, некогда соперничавшая с патриаршей, библиотека, насчитывавшая тысячи редких книг, сняты все колокола, включая знаменитую "Неопалимую купину", голос которой был слышен на другом берегу Ильменя.
В годы Великой отечественной войны здесь стояла испанская "Голубая дивизия", завершившая картину полного разгрома обители. Казалось, что жизнь уже никогда не вернется в эти древние стены. Но 25 декабря 19991 года Юрьев монастырь был возвращен Русской православной церкви. Возвращен без единой иконы, без колоколов, с полуразвалившимися братскими корпусами и запущенной территорией.
Ныне Юрьевская обитель переживает свое второе рождение. Воссоздана монашеская община, в храмах возобновились богослужение. Завершаются реставрационные работы. В 2005 году открылось духовное училище, обучение в котором идет по программам Санкт-Петербургской семинарии. Вместе со специальными дисциплинами, такими как патрология, византология, миссиология здесь преподают церковно-славянский, греческий, латинский и английский языки. Действуют курсы сестер милосердия и православных добровольцев, воскресная и летняя богословская школы.