Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка девяносто вторая: «Воскрешение Семена Пустовойтова»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Воскрешение Семена Пустовойтова
По просьбам моих фейсбучных читателей продолжаю рассказывать о выдающихся новгородцах нового времени.
Старожилы часто встречали на улицах Новгорода человека с мольбертом в руках и неизменной тюбетейке на седой голове. Звали его Семен Иванович Пустовойтов.
Он родился в Одессе в 1921 году. Рано осиротел и вырос в детском доме. Всегда хотел стать художником и уже поступил в художественное училище, но тут началась война. Воевал в стрелковой роте, получил два ордена. В боях под Старой Руссой в результате тяжелейшей контузии ослеп, оглох, потерял дар речи и память. Врачи сочли его безнадежным и отправили помирать в дом для умалишенных или, как тогда выражались, в "дурку". Но то, что случилось через два года, иначе как чудом не назовешь. Человек, который уже превратился в живой труп, в овощ, однажды утром проснулся полностью здоровым!
Свое второе рождение Семен Пустовойтов воспринял как дар свыше, который нужно было оправдать всей своей дальнейшей жизнью. Он снова поступил в Одесское художественное училище, а, закончив его в 1951 году, отправился в Новгород. Возникает естественный вопрос: с чего это вдруг потомственный одессит предпочел "жемчужине у моря" незнакомый ему северный город с сырым климатом? В официальной биографии Пустовойтова говорится, что во время войны он увидел новгородские памятники архитектуры и так впечатлился ими, что решил перебраться в Новгород. Сам же рассказывал, что сделал свой выбор, повинуясь какому-то внутреннему зову, прочитанным в детстве книгам по истории, былинам о древнем сказочном городе.
Приехал Семен Иванович вместе с женой Галиной, тоже художницей, верной и надежной спутницей его жизни. (Еще одно подтверждение истины о том, что за спиной выдающегося мужчины часто стоит женщина).
Поселилась молодая семья в одной из башен кремля, поскольку другого жилья в послевоенном городе не было. Впрочем, Пустовойтов никогда и не искал материальных благ. Он всецело жил творчеством, главной и единственной темой которого стал Новгород.
Художник работал в разных жанрах. Писал исторические полотна ("Ледовое побоище", " Новгородские ушкуйники", " Летописец", "Новгородские послы у Александра Невского"). Но его подлинной стихией стала акварель, а вершиной творчества -- серия "Великий Новгород", над которой он без устали работал целых двадцать лет. Пятьсот листов этой серии сделают Пустовойтова признанным классиком акварельного жанра. Как выразился академик Лихачев, акварели Пустовойтова неповторимы, их нельзя скопировать. Изображая новгородские храмы, монастыри, потаенные уголки художник словно заново открывал их людям, лечил их от духовной слепоты.
Он никогда не халтурил. Когда режиссер кинофильма "Господин Великий Новгород" Салтыков попросил Семена Ивановича сделать серию акварелей, которые по сценарию фашисты должны были уничтожить, Семен Иванович вложил в эти акварели не только мастерство, но и душу, хотя знал, что они сгорят.
Он был великий труженик. Физически очень сильный и выносливый, работал под открытым небом в любое время года и в любую погоду. Счет его произведениям идет на тысячи. Сотни своих работ Семен Иванович просто раздарил знакомым, малознакомым и просто незнакомым людям. Он был абсолютный бессребреник, но поскольку жить на что-то надо, брал символическую плату, а однажды и вовсе отдал замечательный пейзаж за килограмм крупы.
Пустовойтов принадлежал к категории людей, о которых говорят: душа нараспашку. Подобно булгаковскому герою он считал, что все люди добрые, только надо уметь с ними обращаться. Он с одинаковым интересом общался с известными людьми и со случайными прохожими. Любил писать письма, разукрашивая конверты затейливыми рисунками. Помогал инвалидам, по личному опыту зная, каково быть калекой, опекал начинающих художников.
Семен Иванович Пустовойтов ушел из жизни в декабре 1995 года.
Сейчас он считается признанным мастером, классиком акварельного жанра. Его работы разлетелись по музеям и частным коллекциям, выставлялись в разных городах и странах. Теперь-то задним умом мы понимаем масштаб дарования этого человека, которого при жизни многие считали чудаком. Вот и сегодня нам, живущим в современном, насквозь прагматичном мире, бывает трудно понять таких людей как Семен Иванович Пустовойтов. Но именно такие люди и создают настоящее искусство.