Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка девяносто первая: «Божий дар Владимира Поветкина»
Божий дар Владимира Поветкина
Владимир Иванович Поветкин был, пожалуй, самой яркой фигурой Новгорода последних лет. Реставратор от Бога он вернул жизнь множеству уникальных находок. Поветкин первым стал реконструировать древние музыкальные инструменты: гусли, варганы, жалейки и сам на них виртуозно играл. Еще он был скульптором, художником, но главная особенность этого замечательного человека заключалось даже не в разнообразии его талантов, а в том, что в нем удивительным образом соединились мощный интеллект ученого и волшебные руки лесковского левши. Обычно скупой на похвалы академик Янин называл его ни больше не меньше как "гением реставрации".
Владимир Поветкин появился в Новгороде в 1969 году, имея за плечами художественное училище, службу на флоте и несколько рабочих профессий. Первое время занимался живописью, графикой, деревянной скульптурой. Но свое настоящее призвание обрел, когда начал заниматься тем, чем раньше до него никто не занимался -- реставрацией древних музыкальных инструментов. Для того чтобы восстановить лирообразные гусли 11-го века с надписью "Словиша" он даже изобрел свою собственную методику.
Оценив талант Поветкина, археологи буквально вцепились в него мертвой хваткой. Он реставрирует множество артефактов, среди которых и знаменитые новгородские берестяные грамоты. С помощью только ему известных секретов Поветкин консервирует хрупкие кусочки бересты с едва различимыми буквами, делает так называемые прориси, по которым филологи будут восстанавливать почти утраченные тексты.
В 2000 году Троицкий раскоп подарил миру свою самую сенсационную находку -- древнейшую книгу на славянском языке, известную как Новгородская Псалтырь. К несчастью, состояние книги было катастрофическим. Все понимали, что восстановить книгу может только один человек, и этот человек Владимир Поветкин.
Свое согласие взяться за реставрацию Псалтыри Владимир Иванович дал после долгих и мучительных колебаний. Он как никто другой понимал, что спасти бесценный артефакт может только чудо. Текст осыпался с восковых табличек на многие тысячи мельчайших фрагментов. Воистину нечеловеческое терпение нужно было для того, чтобы день за днем решать эту головоломку с множеством неизвестных. На то, чтобы склеить из мелких обломков более крупный фрагмент уходили целые месяцы. Если за сутки почти непрерывного напряженного поиска удавалось подсоединить к какой-либо странице хотя бы крохотный кусочек -- это воспринималось как победа. А впереди маячил сложнейший процесс возвращения воскового слоя на деревянные створки. На эту беспримерную в мировой практике работу у Поветкина ушло три года. Зато теперь древнейшую русскую книгу могут увидеть в экспозиции новгородского музея заповедника все желающие.
Но, пожалуй, главным детищем Поветкина стал созданный им Центр музыкальных древностей. Это не был музей в классическом смысле этого слова, вернее было бы назвать его живым островком русской народной культуры. Здесь вам покажут старинные инструменты, расскажут, как построить гусли и сыграют на них, обучат народным песням и танцам, прочтут лекцию и дадут нужную книгу. Старинные музыкальные инструменты Поветкин называл звучащими документами времени, пляску считал прямым обращением к матери - земле. Народную музыку он сравнивал с узором на своем расшитом поясе, который неизменно носил, поскольку у нее тоже нет ни начала, ни конца. Кстати, всем гостям и знакомым Поветкин советовал иметь в личном гардеробе одежду своего народа и разучить хотя бы одну подлинную народную песню.
Своей иконописной внешностью Владимир Иванович напоминал русских подвижников. Да он, собственно, и был таковым. Духовная сила в нем соединялась с поразительным трудолюбием. Его знали и ценили в разных странах мира именно за его приверженность русской культуре. Его мысли поражают своей глубиной. "Народы Земли веками создавали космический букет красоты, в которых запечатлевались наши национальные особенности, -- писал он. -- И мы не должны допустить, чтобы эта красота превратилась в серую безликую массу мирового глобализма. Общий язык можно найти именно на различиях, именно благодаря таким точкам соприкосновения мы полюбим друг друга и захотим все найденное сберечь".
С виду строгий Поветкин был по жизни невероятно добрым и отзывчивым человеком. Сказать, что он любил Новгород, значит, ничего не сказать, он им просто жил и даже сочинил для него гимн и колыбельную. И Новгород отвечал ему полной взаимностью.
Владимир Иванович Поветкин покинул этот мир 10 октября 2010 года. С его уходом в русской национальной культуре образовалась зияющая пустота, которую уже не сможет заполнить никто. Но, к счастью, он оставил нам свое наследство. Это огромное количество спасенных им артефактов. Это его научные труды. И, наконец, это носящий его имя центр музыкальных древностей, где обитает его душа и продолжается его дело.