Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка тридцатая: «Новгородский Домострой, часть 4»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Новгородский Домострой. Часть 4
Немало страниц «Домостроя» посвящено телесным наказаниям, за что его часто упрекают в жестокости. Никоим образом не оправдывая насилие, все же хочу напомнить, что в эпоху Средневековья телесные наказания были нормой не только на Руси, но и во всех европейских странах. Даже принцы королевской крови в детстве близко знакомились с розгой. А если заглянуть в современные полицейские сводки, изобилующие кровавыми семейными «разборками», то на этом фоне наши предки часто выглядят не в пример гуманнее своих просвещенных потомков.
По «Домострою» муж вправе наказать жену, но только в самом крайнем случае, когда на нее не действуют увещевания. «Если она понимает - тогда уж пусть так все и делает, и уважить ее, да жаловать, но если жена наставлению не последует и того всего не исполняет, должен муж жену свою наказывать, вразумлять ее страхом наедине…»
Заметьте, о побоях прямо не говорится, муж «вразумляет» жену «страхом» и непременно наедине, не унижая хозяйку в глазах других. А, наказав, он должен «простить и попенять, и нежно наставить, и поучить, но при том ни мужу на жену не обижаться, ни жене на мужа - жить всегда в любви и в согласии».
И по отношению к прочим домочадцам «Домострой» призывает к тому, чтобы наказание было, во-первых, справедливым, а во-вторых, по возможности, гуманным. Ему должно предшествовать объективное дознание. «Виновного наедине допросить по-хорошему: искренне покается, без всякого обмана - милостиво наказать, да простить, по вине смотря; но если в деле не виноват, оговорщиков уж не прощать, чтобы и впредь ссор не было. Да и судить по вине и по справедливому розыску; если же виновный не признается, не кается в грехе своем и в вине, тут уже наказание должно быть жестокое, чтоб ответил виновный за вину свою, а правый остался в правоте: всякому греху свое покаяние».
Само телесное наказание сопровождается целым перечнем запретов:
Ни за какую вину ни по уху, ни по лицу не бить, ни под сердце кулаком, ни пинком, ни посохом не колоть, ничем железным и деревянным не бить. Кто в сердцах так бьет или с кручины, многие беды от того случаются: слепота и глухота, и руку, и ногу, и палец вывихнет, наступают головные боли и боль зубная, а у беременных женщин и дети в утробе повреждаются. Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово - если вина велика. За ослушание же и нерадение, - рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было.
Но вот по отношению к детям «Домострой» проповедует библейскую строгость, граничащую с жестокостью:
Наказывай сына своего в юности его, и упокоит тебя в старости твоей, и придаст красоты душе твоей. И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрет, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу его избавляешь от смерти. Если дочь у тебя, и на нее направь свою строгость, тем сохранишь ее от телесных бед: не посрамишь лица своего, если в послушании дочери ходят, и не твоя вина, если по глупости нарушит она свое девство, и станет известно знакомым твоим в насмешку, и тогда посрамят тебя перед людьми. Ибо если выдать дочь свою беспорочной - словно великое дело совершишь, в любом обществе будешь гордиться, никогда не страдая из-за нее. Любя же сына своего, учащай ему раны - и потом не нахвалишься им. Наказывай сына своего с юности и порадуешься за него в зрелости его, и среди недоброжелателей сможешь им похвалиться, и позавидуют тебе враги твои. Воспитай детей в запретах и найдешь в них покой и благословение. Понапрасну не смейся, играя с ним: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя, и в будущем словно занозы вгонишь в душу свою. Так не дай ему воли в юности, но пройдись по ребрам его, пока он растет, и тогда, возмужав, не провинится перед тобой и не станет тебе досадой и болезнью души, и разорением дома, погибелью имущества, и укором соседей, и насмешкой врагов, и пеней властей, и злою досадой.
Перед нами набор цитат из «Ветхого завета», «Измарагда», поучений Василия Кесарийского и других святоотеческих преданий. Зато в «Малом Домострое», принадлежащем перу Сильвестра, сквозят совсем иные чувства -- глубокая отцовская любовь и тревога за будущее своих детей.
Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится - в городе ли торгует или за морем ,- или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь или животинку растят ей с приплодом…Так дочь растет, страху божью и знаниям учится, а приданое ей все прибывает.
Вообще, почитание родителей, особенно в старости – первейшая обязанность христианина. «Домострой» посвящает этому немало проникновенных строк:
Чада, вслушайтесь в заповеди Господни: любите отца своего и мать свою и слушайтесь их, и повинуйтесь им божески во всем, и старость их чтите, и немощь их и страдание всякое от всей души на себя возложите, и благо вам будет, и долголетними пребудете на земле. За то простятся грехи ваши, и Бог вас помилует, и прославят вас люди, и дом ваш пребудет во веки, и наследуют сыновья сынам вашим, и достигнете старости маститой, в благоденствии дни свои проводя. Если же кто осуждает или оскорбляет своих родителей или клянет их, или ругает, тот перед Богом грешен и проклят людьми и родителем. Кто бьет отца или мать - тот отлучится от церкви и от святынь, пусть умрет он лютою смертью от гражданской казни, ибо сказано: "Отцовское проклятье иссушит, а материнское искоренит…Если же оскудеют разумом в старости отец или мать, не бесчестите их, не укоряйте, и тогда почтут вас и ваши дети. Не забывайте трудов отца-матери, ибо о вас заботились и за вас печалились, упокойте старость их и о них позаботьтесь, как и они о вас некогда. Не говори: «Много сделал добра им и одеждой и пищей и всем, что нужно», - этим ты еще не избавлен от них, ибо не сможешь и ты их родить и позаботиться так, как они о тебе.
Закончить рассказ об этой великой книге хотелось бы искренним советом: читайте «Домострой». Разумеется, за шесть столетий книга устарела в своей хозяйственно-бытовой части. Но в главных нравственных посылах «Домострой» не устареет никогда. С годами только возросла и его историческая ценность как путеводителя по русскому средневековью.