Новгородские исторические записки от Виктора Смирнова. Записка двадцать восьмая: «Новгородский Домострой, часть 2»
Мы продолжаем серию публикаций на тему истории Великого Новгорода и Новгородской земли авторства историка и писателя Виктора Смирнова. Материалы публикуются с разрешения автора.
Новгородский Домострой. Часть 2
Богатая новгородская семья, описанная в «Домострое», состояла из хозяина и хозяйки, их детей, работников и слуг. На территории усадьбы, занимавшей примерно полгектара, размещался целый комплекс сооружений: жилые постройки, конюшни, скотные дворы, амбары, погреба, ремесленные мастерские, бани и т.д. Всем этим густо населенным и разношерстным социумом надо было грамотно управлять, что требовало от средневековых «менеджеров» немалых знаний, опыта и организованности.
Трудовой день начинался рано. Летом вставали с восходом солнца, зимой -- за несколько часов до света. Если сейчас распорядок дня привязан к приему пищи (встретимся после обеда, позвони мне перед ужином), то в старину люди жили по молитвенным часам: заутреня, обедня, вечерня.
После молитвы и рабочей «планерки» все расходились по своим делам, и вновь встречались уже за обедом. После обильного обеда усадьба погружалась в сон. Эта «русская сиеста» настолько укоренилась в народном обычае, что тот, кто не спал днем, считался едва ли не еретиком. Затем домашние работы возобновлялись и длились до позднего вечера. Время перед ужином отводилось отдыху, духовному чтению и развлечениям. Завершался день общей молитвой.
Мужчина по «Домострою» являлся безусловным главой семьи, домовладыкой, соединившим в одном лице функции хозяйственного руководителя, отца, супруга и церковного старосты. Он распоряжался бюджетом семьи, распределял работы, контролировал их исполнение, а также следил за поведением и нравственностью домочадцев.
Критики «Домостроя» часто изображают хозяина домашним деспотом. Но если непредвзято вчитаться в текст, становится ясно, что глава семьи действует не по личному произволу, а по внутрисемейным законам, которые обеспечивают каждому домочадцу справедливое к нему отношение. Другое расхожее обвинение против «Домостроя» заключается в том, что он якобы насквозь пропитан мужским шовинизмом, что женщина предстает на его страницах существом второго сорта, забитым и безгласным.
Обратимся к первоисточнику.
Если подарит кому-то Бог жену хорошую - дороже это камня многоценного. Такой жены и при пущей выгоде грех лишиться: наладит мужу своему благополучную жизнь. Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу, если обрел муж такую жену хорошую - только благо выносит из дома своего. Благословен и муж такой жены, и года свои проживут они в добром мире.
Муж и жена предстают со страниц «Домостроя» как единое целое, но при этом каждый из них имеет четко очерченный круг обязанностей. «Каждый день и каждый вечер… мужу с женою советоваться о домашнем хозяйстве, на ком какая обязанность и кому какое дело ведено вести». Дом был поделен на мужскую и женскую половину. Это разграничение территорий и сегодня является признаком разумно устроенной семьи. Признавая главенство (читай: главную ответственность) мужа, женщина нервно реагирует на мужскую опеку в делах сугубо женских.
На хозяйке держалось многое в доме. Она пробуждалась первой (считалось позором, если служанка будила госпожу) и ложилась последней. На нее замыкалась вся текучка семейной жизни -- кухня, мыльня, женское рукоделие, стирка, штат домашней прислуги, и главное – дети. Показательно, что богатые новгородки в отличие от дворянок сами выкармливали грудных детей, не передоверяя их кормилицам.
Вообще положение женщины в вольном Новгороде имело серьезные отличия от других русских земель. Если московская знать, копируя восточные нравы, запирала своих жен и дочерей в терема, то в избежавшем татарского нашествия Новгороде женщина традиционно пользовалась гораздо большей свободой. Мужчины часто отсутствовали по торговым или военным делам, и на это время главой семьи становилась хозяйка.
На пирах хозяйка сидела рядом с хозяином. У нее могла быть своя, отдельная от мужа собственность. В судебных процессах женщина выступала как полноправное юридическое лицо, и даже участвовала в судебных поединках. Женщине могла принадлежать инициатива развода. Особым статусом в Новгороде пользовались вдовы. После смерти мужа им полагалась часть имущества, которую не могли забрать дети.
Что же касается супружеской верности "Домострой" не допускает послаблений ни для мужчины, ни для женщины. Сильвестр говорит сыну: «Законный брак тщательно соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого». Вместе с тем «Домострой» вовсе не чурается телесных радостей между супругами при соблюдении принятых обычаев. «Люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам господним, и в Великий пост близости избегайте». Оценим толерантность «Домостроя», он не запрещает супругам близость в определенные дни, а лишь советует «избегать» ее. Чтобы не подвергаться искушениям в великопостные дни супруги должны были спать в разных спальнях. Нарушившие «сексуальный пост» супруги на другой день не смели входить в церковь, и молились на паперти, стоически выдерживая понимающие усмешки других прихожан.
Целая страница «Домостроя» посвящена «потворенным бабам», то есть сводням. «И начнет та баба, с какой познакомились, беспрестанно стоять с ними, встретившись у реки, и болтать. Если хозяин увидит, что девки стоят не с мужчиной, а с женщиной, то успокоится, но потом ведь станет она и во двор заходить, сведут ее служки и с хозяйкой своею...О прочем же и умолчим, о том непристойно и слушать».
Проще говоря, умудренный жизненным опытом автор советует мужьям не терять бдительность, оберегая жен от опасных связей.