В Кохтла-Ярве представляют новгородскую выставку графики о жизни и творчестве Достоевского
0
23
Сегодня в Белом зале Музея сланца г. Кохтла-Ярве в рамках партнерского сотрудничества городов-побратимов начала работу выставка графики «Читая Достоевского» из фондов Новгородского музея-заповедника.
br /
br /
span class=quoting«На выставке представлено более шестидесяти графических материалов, связанных с жизнью и творчеством писателя. Среди авторов известные российские художники – В.М. Басов, М.Г. Ройтер, Т.В. Прибыловская, Ю.И. Селиверстов, А.А. Ушин, Ю.Ю. Перевезенцев, Б.Л. Непомнящий, В.А. Сулимо-Самуйлло, В.А. Шестаков. В разное время они проиллюстрировали почти все основные произведения Достоевского: «Белые ночи», «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные», «Кроткая», «Неточка Незванова», «Преступление и наказание», «Игрок», «Записки из мертвого дома», «Братья Карамазовы», - пояснили в пресс-службе Новгородского музея-заповедника./span
br /
Выставка будет работать по 10 июня.
br /
br /
Напомним, имя Ф.М. Достоевского неразрывно связано с Новгородской землей: в г. Старая Русса писатель подолгу жил вместе с семьей. Здесь сохранился его дом, в котором были написаны главы романов «Братья Карамазовы», «Бесы», повести «Подросток». Поэтому Новгородский музей-заповедник огромное внимание уделяет формированию коллекции графики о великом русском классике. Произведения Ф.М. Достоевского привлекли художников с первых журнальных публикаций. В 1948 г. рассказ «Ползунков» был в сатирическо-гротесковой манере проиллюстрирован П.А. Федотовым. Почти все художники-современники писателя оказывались в плену «натуральной» школы и, как и большинство читателей-современников, не проникали вглубь смысла текстов писателя.
br /
br /
В XX столетии появились первые графические сопровождения произведений Достоевского, по-настоящему созвучные литературному оригиналу. В иллюстрациях к повести «Белые ночи» (1922) М.В. Добужинского Петербург впервые стал одним из главных героев. Это открытие было развито художниками второй половины века. В частности, в иллюстрациях к этой же повести Ю.Ю. Перевезенцева (1971) главным символом стала свеча, а город, освещенный ею, предстал не как бытовая среда, а как мифологическое пространство.
br /
br /
Тема города, отчужденного, противопоставленного людям, звучит в иллюстрациях Б.М. Басова к «Бедным людям» (1967 – 1981). Серебристо-серая гамма рисунков не становится у художника романтическим флером. Суховатая четкость карандаша усугубила горькое понимание равнодушия города и мира к человеку. Басова не интересует быт, детали интерьера или одежды – художник всего лишь намечает те декорации, в которых развертываются события. В рисунках Басова есть контраст, свойственный прозе Достоевского, контраст возвышенно-символического, идеального и прозаического.
br /
br /
Одним из важнейших этапов в иллюстрировании Достоевского стали рисунки М.Г. Ройтера к романам «Униженные и оскорбленные» (1946), «Подросток» (1947), «Братья Карамазовы» (1956). Очень ненавязчивые и вдумчивые, они, несомненно, обогатили представление читателей о героях Достоевского. В иллюстрациях к «Неточке Незвановой» (1971) и «Кроткой» (1971) М.Г. Ройтера меньше бытовизма, выразительные контрасты черного и белого, выверенные позы, крупный план создают своеобразный кинематографический эффект – эффект стоп-кадра. В 2017 году в издательстве «Речь» (СПб) вышла книга с этими иллюстрациями мастера.
br /
br /
Замечательна по полноте и точности визуального сопровождения текста серия иллюстрация Т.В. Прибыловской к «Игроку» (1980). Чистый силуэт преобладает в решении всех листов. Штрих выполняет лишь второстепенную функцию, немного смягчая остроту в передаче столкновения страстей. Абсолютная белизна фона выявляет вневременность или, точнее, все-временность жестокой страсти игры, безжалостность фортуны, подчеркивает над-бытовизм пространства игры и ее фатальность.
br /
br /
Символический пласт произведений Ф.М. Достоевского оказался близок художнику-философу Ю.И. Селиверстову. Его прочтение «Братьев Карамазовых» (1973 – 1984), а точнее, Легенды о великом инквизиторе, очень емко, исторично и отчаянно жестоко. Он ограничивает свою фантазию рамками триптиха, добиваясь у зрителя ощущения предстояния, востребованности всех его интеллектуальных возможностей, подчинения чужой воли.
br /
br /
Не менее интересно прочтение Ф.М. Достоевского Б.Л. Непомнящим. Его рисунки-паутинки, воссоздающие портреты Карамазовых (1983), выявляют их антагонизм и родство. Каждый из них невольник страсти. У Федора Карамазова – это страсть плотская, у Ивана – интеллектуально-горячечная, у Алеши – мятущаяся страсть-вера. Поразительна простота художественного языка и ясность мысли художника.
br /
br /
Каждая эпоха ищет и находит в большом писателе свое второе «я». Это естественно. Ф.М. Достоевский не исключение из правил. Он современен, а потому привлекателен и для читателей, и для исследователей, и для художников. Но и сегодня, когда созданы сотни графических интерпретаций, тексты Ф.М. Достоевского по-прежнему оказываются не исчерпанными, а герои притягивают своей необычностью, сложностью, человечностью.
br /
br /
span class=quoting«В Кохтла-Ярве уже не первый раз принимают выставку из Великого Новгорода. Новгородский музей-заповедник знакомил жителей Эстонии с всемирно известными иконами из своего собрания; представлял графику Бориса Непомнящего и акварели Семёна Пустовойтова; демонстрировал русские лубочные картинки и декоративные произведения Ивана Бердникова», - напомнили в музее-заповеднике./span