Новая выставка музея-заповедника - о восстановлении Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне
0
77
В Главном здании музея (Кремль, 4, 2 этаж) начала работу выставка «Средневековая рукописная книга: инструкция по выживанию» в рамках цикла «Музейный доктор».
«Выставка посвящена работе реставраторов Новгородского музея-заповедника по восстановлению уникального рукописного древнерусского памятника XVI столетия – Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы Устюженского уезда. На выставке представлены также редкие фотографии, раскрывающие комплексный процесс восстановления средневекового кодекса изнутри, на каждом этапе реставрации», - уточнили в пресс-службе музея-заповедника.
Выставка продлится по 15 июля.
Рукописные средневековые книги, хранящиеся в фондах Новгородского музея-заповедника, составляют весьма значительное число памятников культуры прошлого древнего Новгорода, требующих внимания реставраторов. Обычно, это древнерусские рукописи XII – XVII вв., книги (или кодексы), написанные на пергаменте или бумаге, в оригинальных или более поздних переплетах. Поэтому процесс реставрации чаще всего затрагивает основной компонент средневековой рукописной книги – пергамент и бумагу, а также текст и живопись – миниатюры, инициалы (заглавные буквы крупного размера) и орнаментальные украшения.
С материальной точки зрения рукописная книга является весьма сложным организмом – книжный блок, собранный из определенного количества тетрадей, состоящих из нескольких двойных листов. Переплет, защищающий блок, изготавливался из дерева или картона (в качестве основы), а также кожи, ткани, пергамента, бумаги (для покрытия), металла, дерева, кости (для фурнитуры – жуковин (металлических накладок), уголков, застежек). Третий элемент – тематические иллюстрации (“миниатюры”) рукописной книги и многочисленные инициалы и украшения.
Каждая из трех составляющих под воздействием различных факторов (времени, условий хранения и бытования, технологии производства) подвергалась большим или меньшим разрушениям. Следует помнить, что любая книга религиозного содержания подразумевала постоянное использование, отсюда силовые места рукописи, у корешка, прежде всего подвергались деформации. Препятствовать этому должны были застежки, ремешки из кожи и металла, которые плотно сжимали верхнюю и нижнюю доски переплета, вместе с тем препятствуя попаданию пыли внутрь книги.
В первую очередь, необходимо уметь серьезно проанализировать состояние и причины разрушений рукописи в целом и ее отдельных компонентов. Поэтому сначала реставраторы демонтируют книгу – разбирают ее на составные части. Затем в отношении каждой из них реставрационный совет по рекомендации специалистов выбирает наиболее эффективный путь восстановления и ремонта.
Евангелие тетр 1550 г. из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне (262 листа) было украшено киноварными инициалами (киноварь – специальная краска красного цвета из сульфида ртути) и заглавиями. Переплет состоял из деревянных досок в выцветшей ткани в два слоя. На крышках переплета были набиты доски-оклады из чеканного желтого металла: на верхней в центре – «Воскресение», по углам – евангелисты с символами, на нижней – растительный орнамент, обрамления чеканной веревочкой и цепочкой, пять круглых металлических выпуклостей-жуковин. Исходя из ярлыка на одном из листов, книга поступила в научную библиотеку Новгородского музея либо из собрания Софийской библиотеки, либо из Новгородского епархиального древлехранилища.
До реставрации рукопись находилась в неудовлетворительном состоянии: оба слоя ткани обветшали, припереплетные листы и обклейки крышек были повреждены насекомыми и загрязнены, верхний припереплетный лист оторван от книжного блока. От застежек остались только металлические шпеньки в их основании. Бумажные листы также были повреждены, пожелтели, встречались пятна от влаги и плесень.
В 2002 - 2003 годах была произведена реставрация бумаги рукописного памятника в ООО «Созидание» (Санкт-Петербург). В ходе реставрационных работ удалены клей, пятна ржавчины, воска, плесени, жировые пятна с бумажных листов. Реставраторы занимались очисткой пострадавших частей рукописи водным способом, подбором и окрашиванием недостающих фрагментов инициалов, заглавий и украшений.
Реставраторы Новгородского музея Сергей Ефимов и Светлана Чуткина в 2009 – 2012 гг. заменили нижнюю ткань переплета и корешка на новый хлопчатобумажный холст, верхняя декоративная ткань была восстановлена. В местах разрывов и сечений восстанавливались утраченные нити. Обложку книги сдублировали на более современную, а крышки и припереплетные листы обклеили новой реставрационной бумагой. Металлические посеребренные чеканные пластины оклада были очищены от окислов, места с деформацией исправлены, проржавевшие гвозди заменены. Рукопись получила новые застежки из желтого металла на кожаных ремнях с сохранением старых шпеньков. Бумажные листы с утратами были заполнены новой бумажной массой, а ветхие части укреплены.
«Выставка посвящена работе реставраторов Новгородского музея-заповедника по восстановлению уникального рукописного древнерусского памятника XVI столетия – Евангелия тетр из Кировской церкви Рождества Богородицы Устюженского уезда. На выставке представлены также редкие фотографии, раскрывающие комплексный процесс восстановления средневекового кодекса изнутри, на каждом этапе реставрации», - уточнили в пресс-службе музея-заповедника.
Выставка продлится по 15 июля.
Рукописные средневековые книги, хранящиеся в фондах Новгородского музея-заповедника, составляют весьма значительное число памятников культуры прошлого древнего Новгорода, требующих внимания реставраторов. Обычно, это древнерусские рукописи XII – XVII вв., книги (или кодексы), написанные на пергаменте или бумаге, в оригинальных или более поздних переплетах. Поэтому процесс реставрации чаще всего затрагивает основной компонент средневековой рукописной книги – пергамент и бумагу, а также текст и живопись – миниатюры, инициалы (заглавные буквы крупного размера) и орнаментальные украшения.
С материальной точки зрения рукописная книга является весьма сложным организмом – книжный блок, собранный из определенного количества тетрадей, состоящих из нескольких двойных листов. Переплет, защищающий блок, изготавливался из дерева или картона (в качестве основы), а также кожи, ткани, пергамента, бумаги (для покрытия), металла, дерева, кости (для фурнитуры – жуковин (металлических накладок), уголков, застежек). Третий элемент – тематические иллюстрации (“миниатюры”) рукописной книги и многочисленные инициалы и украшения.
Каждая из трех составляющих под воздействием различных факторов (времени, условий хранения и бытования, технологии производства) подвергалась большим или меньшим разрушениям. Следует помнить, что любая книга религиозного содержания подразумевала постоянное использование, отсюда силовые места рукописи, у корешка, прежде всего подвергались деформации. Препятствовать этому должны были застежки, ремешки из кожи и металла, которые плотно сжимали верхнюю и нижнюю доски переплета, вместе с тем препятствуя попаданию пыли внутрь книги.
В первую очередь, необходимо уметь серьезно проанализировать состояние и причины разрушений рукописи в целом и ее отдельных компонентов. Поэтому сначала реставраторы демонтируют книгу – разбирают ее на составные части. Затем в отношении каждой из них реставрационный совет по рекомендации специалистов выбирает наиболее эффективный путь восстановления и ремонта.
Евангелие тетр 1550 г. из Кировской церкви Рождества Богородицы на Устюжне (262 листа) было украшено киноварными инициалами (киноварь – специальная краска красного цвета из сульфида ртути) и заглавиями. Переплет состоял из деревянных досок в выцветшей ткани в два слоя. На крышках переплета были набиты доски-оклады из чеканного желтого металла: на верхней в центре – «Воскресение», по углам – евангелисты с символами, на нижней – растительный орнамент, обрамления чеканной веревочкой и цепочкой, пять круглых металлических выпуклостей-жуковин. Исходя из ярлыка на одном из листов, книга поступила в научную библиотеку Новгородского музея либо из собрания Софийской библиотеки, либо из Новгородского епархиального древлехранилища.
До реставрации рукопись находилась в неудовлетворительном состоянии: оба слоя ткани обветшали, припереплетные листы и обклейки крышек были повреждены насекомыми и загрязнены, верхний припереплетный лист оторван от книжного блока. От застежек остались только металлические шпеньки в их основании. Бумажные листы также были повреждены, пожелтели, встречались пятна от влаги и плесень.
В 2002 - 2003 годах была произведена реставрация бумаги рукописного памятника в ООО «Созидание» (Санкт-Петербург). В ходе реставрационных работ удалены клей, пятна ржавчины, воска, плесени, жировые пятна с бумажных листов. Реставраторы занимались очисткой пострадавших частей рукописи водным способом, подбором и окрашиванием недостающих фрагментов инициалов, заглавий и украшений.
Реставраторы Новгородского музея Сергей Ефимов и Светлана Чуткина в 2009 – 2012 гг. заменили нижнюю ткань переплета и корешка на новый хлопчатобумажный холст, верхняя декоративная ткань была восстановлена. В местах разрывов и сечений восстанавливались утраченные нити. Обложку книги сдублировали на более современную, а крышки и припереплетные листы обклеили новой реставрационной бумагой. Металлические посеребренные чеканные пластины оклада были очищены от окислов, места с деформацией исправлены, проржавевшие гвозди заменены. Рукопись получила новые застежки из желтого металла на кожаных ремнях с сохранением старых шпеньков. Бумажные листы с утратами были заполнены новой бумажной массой, а ветхие части укреплены.