Дети врагов народа. Как это было
"В эти баржи погрузили людей. Много семей. Битком. На барже ходил дежурный – комендант или милиционер. Пинком проверял, кто живой, а кто мертвый. Мертвых выносили на палубу, потом бросали в воду. Много было умерших". На YouTube–канале томской телекомпании ТВ–2 выложен часовой документальный фильм "Дети Нарыма" — о том, как выживали дети сосланных "врагов народа" (ролик положу и в комменты). "Сибирь. Реалии" публикует большую статью о фильме и интервью с его создательницей — Юлией Корневой. Я приведу фрагменты, а вся статья здесь.
***
"Васюган – это берега в косточках, и по большей части это детские косточки... Из пятерых детей я случайно живая осталась одна..." – с этих слов начинается фильм о "детях Нарыма". Труднодоступность – главная причина, почему на Васюган в 30–е годы прошлого века ссылали "врагов народа". Через васюганские болота практически невозможно было сбежать. Первыми спецпоселенцами были раскулаченные. Сюда попадали семьи. Как правило, многодетные. Обживаться приходилось на пустом месте. Страшный голод, холод, болезни. И смерть. Много смертей. Десятки тысяч. Тогда на Васюгане и появились детские дома. Еще до официального объявления в 1935 году борьбы с беспризорностью...
Из комментариев зрителей к фильму:
Luda Lobanova: "Благодарна вам за фильм. Впервые я увидела свою Родину, откуда меня увезли после войны. Я родилась в 1941 г. в Среднем Васюгане, куда мою бабушка с детьми сослали в 30–е годы. Когда открылась школа, где учились и детдомовские дети, бабушка работала там учительницей. Однажды дети из детдома съели на перемене сырые картофелинки, которые она принесла в качестве учебного пособия по арифметике. Она поругала их, а после уроков дала ведро мелкой картошки, чтобы испечь на костре. Кто–то использовал это как повод для доноса и в 1943 г. бабушку арестовали по 58 статье, она умерла в тюрьме".
Дмитрий Балашов: "Спасибо за фильм. Нельзя забывать. Мой прадед в нарымском крае где–то лежит, даже не знаем где. Всю семью в 1930–м раскулачили и сослали в Нарымский край из Алтайского края. с. Уржум. И отец был по рождению враг народа. Реабилитировали только в 89–м всех".
Irina Kreismann: "Это история и моей семьи. Прадед Мурашкин Алексей был раскулачен в 30–е и сослан в Каргасокский район с малолетней моей бабушкой. Бабушка выросла в детском доме, т. к. прадед, вскоре после прибытия в места ссылки, умер прямо на улице от истощения. Шел, упал и умер... Даже не был похоронен..."
Юлия Корнева об истории создания фильма: "Во время работы над фильмом "Парабель" мы узнали про деревню Усть–Чижабку. Это село в Каргасокском района на реке Васюган, куда впадает река Чижабка. Оказалось, что во время войны сюда ссылали детские дома из блокадного Ленинграда. Это же такая даль, почему не в Томск, не в ту же Парабель, а именно туда? До Усть–Чижабки и сейчас сложно добраться, а уж в 40–е годы и подавно. Вот эти вопросы не давали покоя, и мы решили ехать именно туда... Оказалось, что в Усть–Чижабку, Средний Васюган и Вертикос детей отправляли потому, что там уже существовали детские дома. Откуда? Оказалось, что в 30–е годы туда пачками ссылали раскулаченные многодетные семьи. Родители погибали, дети тоже многие погибали, а тех, кто выживал, нужно было куда–то девать. И тогда я поняла, что невозможно говорить о том, что было во время войны, и не говорить о том, почему эти детские дома там вообще появились. Так тема о детях блокадного Ленинграда переросла в тему о детях ссыльных, которые не по своей воле оказались не только без родителей, но и на чужой земле...
Если бы все эти рассказы я услышала впервые, я бы рыдала. Но, так как Томская область – регион ссыльных и палачей, жизненных историй ссыльных, их потомков я слышала очень много. И каждая по–своему ужасна. Ну представьте себе, 23–летняя девчонка год ждала расстрела по надуманному обвинению. Это Евдокия Григорьевна Пахоменко, героиня фильма. Она была одной из воспитательниц сначала в Айполовском, а потом в Средне–Васюганском детском доме. Ее семью с пятью детьми раскулачили в 1931 году. Из Омской области выслали на Васюган. К концу года из детей в живых осталась она одна.. В 1947 году Евдокии было 23 года. Она была завучем, когда к ним на работу попросился новый человек. И он написал на Евдокию донос – "чтобы место занять". 58–я статья – контрреволюционная деятельность. Евдокия год ждала расстрела. К счастью для неё, карьерист–доносчик сам вскоре попал в жернова НКВД, и дело Евдокии было пересмотрено".
***
На фоне регулярных попыток установить бюсты сталинским палачам, установки оных самому людоеду и одобрения Сталина и его действий представителями самых разных политических взглядов современной России, особенно важно знать и помнить, перечитывать и повторять. Жутковато звучат слова героини, пережившей этот ад: "Я благодарна тому времени, что подбирали этих детей. Вот хоть про Сталина и говорят плохо. Но он же не ликвидировал эти детские дома". И следом: "Ну да, моего дедушку тоже сослали только за то, что он много работал..."
Виктор Мучник, работавший над фильмом, так прокомментировал парадокс "сталинизации сознания": "Во многих обществах, устроенных по монархическому принципу, царь, король, император – это символ существующего порядка. Людям кажется, что верховный правитель чего–то не знает, он не виноват, это его окружение творит безобразия. Людям свойственно верить, что есть в мире какая–то высшая справедливость. И очень трудно принять мысль о том, что мир в целом может быть не справедлив. Поэтому и хочется, чтобы где–то наверху сидел кто–то справедливый. Я слушал эту женщину и думал, что ведь она хороший человек с тяжелой судьбой. Большая часть ее жизнь прошла при советской власти. И ей не хочется эту свою непростую жизнь перечеркивать. Поэтому в ее мироощущении и появляется Сталин, который заботился о детях. Причем в глубине души, она понимает, почему эти дети оказались в детских домах. Просто свести две эти мысли между собой ей тяжело, травматично, она не хочет этого делать.
К слову, это и сейчас работает. Я встречал молодых людей, которые и про наше время склонны рассуждать точно таким же образом: "Путин не знает, Путин не виноват, это на местах сидят плохие люди". Этот стереотип достаточно устойчивый и живучий, он есть не только в России. Он свойственен человеку, его трудно преодолевать. Людей той эпохи бессмысленно и ненужно переубеждать, и я бы их не судил строго. А вот с нынешним поколением можно работать. Отчасти для этого мы и снимаем наши фильмы".
Посмотрите этот фильм. Прямая речь, безжалостные факты, разрывающееся сердце.
На КДПВ: Воспитанники детдома на лесозаготовке. Нарымский край. Середина 1930–х годов
Написала # ???? ???? ???? # zapovednik_slonov на politota.d3.ru / комментировать