Герой из счастливого детства. Знаменитого «Дядю Степу» поставили в Молодежном театре
0
13
Помните поэму «Дядя Степа»? Этого героя поэт Сергей Михалков придумал в 1935 году. Милиционер-великан стал кумиром миллионов мальчишек на многие годы. Удивительно, но он вернулся к современной детворе. Ульяновский молодежный театр представил первую премьеру 2022 года - спектакль «Дядя Степа». Режиссер - Дарья Долматова. Да-да, это замечательная актриса Ульяновского драматического театра. И простят меня ее поклонники, но сегодня речь пойдет не о ролях Дарьи, а о ее режиссерской работе. - Даша, все началось с детского спектакля «Азбука хорошего поведения» в Ульяновском драматическом театре. Это была первая режиссерская попытка? - Да, а параллельно мы с Алексеем Храбсковым (художественный руководитель молодежного театра, актер Ульяновской драмы, супруг Дарьи. - Прим. авт.) сочиняли спектакль «Маленький человек с большим сердцем». Ни в тот, ни в другой проект я не заходила с какими-то режиссерскими амбициями. Руководством драматического театра была поставлена задача создать детский спектакль. И мы с моим бессменным партнером и соавтором, моей драгоценной и любимой подругой Ольгой Новицкой со всей ответственностью и с колоссальным удовольствием ринулись в эту авантюру. Получилась такая симпатичная история, на которую благодатно откликалась детская публика. - Как решилась серьезная актриса взяться за детский спектакль? - Мне кажется, что детский репертуар предполагает немалую фантазию, можно творчески похулиганить, и я это очень люблю. Люблю играть для детей, потому что зачастую это более ответственно, чем работать для взрослых. Взрослые воспринимают меру условности, а ребенка не обманешь. - Чего нельзя себе позволить в детском спектакле, а чего - во взрослом? - Подход один и тот же: и во взрослом, и в детском спектакле нужно существовать на такой правдивой основе. Нужно делать честно свою работу. Бытует такое мнение в актерской среде: вот тут я играю взрослый спектакль, серьезно затрачиваю себя, а в детском - можно почти тяп-ляп. Нет! Дети как раз тяп-ляп не прощают, они чутко реагируют, когда ты работаешь сердцем и душой. И мой небольшой режиссерский опыт это подтверждает. - Когда вы сами ставите спектакль и в нем играете, как это возможно - оценить себя со стороны? - Сложно. Но, в принципе, при достаточно большом артистическом опыте возникают какие-то внутренние критерии, ты понимаешь, как это выглядит со стороны, как ты существуешь. - Зачем актрисе нужно браться за практически мужское дело? - Абсолютно согласна: режиссура - мужская профессия, это мужская энергетика, это мужское умение заражать своим видением, для чего нужно обладать недюжинными лидерскими качествами. Повторю: у меня нет режиссерских амбиций, волею судьбы выступаю в этой роли. Алексей мне доверяет. По сути, я придумщица, фантазерка, и он знает: я что-то придумаю, и мне интересно. Одно дело, когда ты существуешь в рисунке, предложенном другим режиссером, а другое дело, когда ты придумываешь за всех артистов в спектакле, пытаешься это до них донести, чтобы они тебя услышали и правильно поняли, и главное - поддержали твои творческие идеи. - Как режиссер вы поставили в Молодежном театре детский спектакль «Чемоданное настроение», и вот последняя воскресная премьера - «Дядя Степа» Сергея Михалкова. Почему взялись за это произведение, практически незнакомое юным зрителям и молодым актерам? - Носила с собой на репетиции свою книгу «Дядя Степа» из детства. Во-первых, в Молодежном театре существует актер небывалой величины и роста Стас Пигалев. Человек с почти гагаринским обаянием, не растерявший какой-то детской непосредственности, внутреннего света и лучезарности. Давно смотрела на него и думала: надо поставить на Стаса «Дядю Степу». А потом: история-то хорошая! Я не знаю, какие у сегодняшнего поколения супергерои. Супермен, Человек-паук, черепашки ниндзя? А кто герой в нашей стране? И я не могла его найти, откопать. И я сказала актерам: а чем дядя Степа не супергерой? Посмотрите его житие, которое очень подробно описано Сергеем Михалковым - с юности до старости. Он такой добродел. Он всю жизнь делает только добрые дела. Причем с удовольствием. То кидается спасать тонущего мальчика, то тушит пожар. Где возникает какая-то проблема - там дядя Степа спешит на помощь. И вот этот наш главный посыл спектакля. Думаю, актеры меня услышали: мою тонкую ностальгию по детству. Не по строю, не по стране, не по дефициту. Для меня Советский Союз - страна моего детства, в котором я жила абсолютно счастливо. Я себя чувствовала защищенной, с удовольствием читала книжку про дядю Степу. И он для меня звучал в героическом ключе. И он заслуживает того, чтобы снять книгу с полки и смахнуть с нее пыль. - Как, по-вашему, воспримет дядю Степу современная аудитория? - Говорю ребятам: для кого мы делаем спектакль про дядю Степу? Для взрослых, у которых в Советском Союзе прошли детство и молодость, это теплые воспоминания, тем более под музыку Пахмутовой и Дунаевского, которая у нас звучит. А детям хотим сказать, что бывает и так. Дядя Степа - защитник малышей и взрослых, борец с хулиганами и отрицательными явлениями общества. Вот так бывает и так должно быть. Все очевидно: наш спектакль про добро, взаимопомощь, взаимовыручку, верность своему слову. Ведь «Дядя Степа» - не только для детей. Автор удивительно скроил эту историю и для взрослых - с юмором, с подтекстом. - Дарья Долматова - строгий, жесткий режиссер? - Не жесткий. Я - не мытьем, так катаньем. Буду с настойчивостью дятла бить в одну точку: услышьте меня, пожалуйста, давайте уже сделаем именно так. - Режиссер и актриса Долматова дополняют друг друга? - Актерского творчества в моей жизни достаточно. Но в качестве профессиональной проверки заход на шажочек в режиссуру меня развивает. Это своеобразная проверка на вшивость, на фантазию.