Взгляд трагичен и вечен. Памятник Есенину полвека пролежал в сарае
0
16
Год назад в сквере музея изобразительного искусства XX - XXI вв. поставили беломраморный памятник Сергею Есенину. Скульптура полвека пролежала в сарае художественного музея. На открытии памятника говорили не только о есенинской поэзии, но и планах, связанных с грядущим юбилеем поэта. Мечтали о детских и молодежных выставках, связанных с поэзией Сергея Есенина, о литературных вечерах в музейном дворике. 3 октября исполнилось 125 лет со дня рождения поэта. Планы по известной причине пришлось отложить. Но зато любители поэзии смогли увидеть онлайн-презентацию очень необычной картины художника Натальи Левянт «Есенин» из собрания Ульяновского областного художественного музея. А что вы знаете о Наталье Залмановне и этой ее работе? Она прожила долгую и интересную жизнь. Родилась в 1923 году, с детства увлеклась рисованием. После окончания Московского полиграфического института работала художником-оформителем в разных издательствах: «Хлебоиздат», «Углетехиздат», «Учпедгиз», «Советская Россия», «Комбинат графического искусства». В 1959-м поступила в знаменитую студию художников Элия Белютина «Новая реальность», которая получила известность не только в России, но и в Европе и США, и которая вполне могла бы попасть в книгу рекордов Гиннесса по продолжительности существования неофициального творческого союза. Наталья Левянт - участник первой Таганской выставки абстракционистов, первой выставки русского авангарда в Манеже (обе прошли в 1962 году), а также 29 запрещенных советским правительством выставок студии в Абрамцеве. После разгрома самой знаковой выставки в Манеже, которую посетил Никита Хрущев, Наталье Левянт, как и другим участникам студии «Новая реальность», запретили выезжать за рубеж, не давали заказов до 70-х годов. В 1990 - 1991 годах наступил звездный час студии на выставке «Новая реальность. От Манежа до Манежа». Умерла Наталья Левянт в возрасте 89 лет. Работы Натальи Левянт находятся в собрании Третьяковской галереи, Зиммерли-арт музея в Нью-Йорке, в частных собраниях и галереях в США, России, Венгрии, Великобритании, Канады, Литвы, Польши, Германии, Люксембурга. А картина «Есенин» - в фондах Ульяновского областного художественного музея. - Картина по жанру не является портретом, - говорит заведующая музеем изобразительного искусства XX - XXI вв. Елена Сергеева. - Перед нами не тот красивый молодой поэт, фотографии которого так любимы и популярны. Это знак живописного отражения сути яркой, сложной, противоречивой личности. Это передача творческой натуры через абстрагированное чувствование смысла поэтической драматургии. Трагическая маска Есенина окружена словно бы поспешно выполненными карандашными набросками. Здания церквей и покосившихся деревенских изб, уходящие, почти убегающие женские фигуры, - все части одного великого поэтического целого. Живопись лаконична и объемна, все основные, почти скульп-турные пластические массы сосредоточены в центре композиции. И этот взгляд, переживший свой короткий срок поэта. Взгляд трагичен и вечен. Листки перелистывают невидимые строки. Это история поэзии личности - огромный художественный пласт под названием «Сергей Есенин». Глядя на эту картину, вспоминаешь строки Сергея Есенина: Не в моего ты Бога верила, Россия, родина моя! Ты как колдунья дали мерила, И был как пасынок твой я... Ольга САВЕЛЬЕВА