Златой Венец: как в Симбирске появились масоны
0
386
XVIII век зовётся веком Просвещения. Наука, медицина, образование достигли невиданных высот. Наука колебала казавшийся неколебимым авторитет Церкви. Но у неё не получалось ответить на самые трудные и животрепещущие вопросы бытия: жизнь, смерть, несовершенство окружающего мира Там, где оказывался бессилен или слаб чистый разум, развивалась мистика. Масоны, значит, каменщики; франкмасоны свободные каменщики. В Средние века ватаги масонов, не связанных подчинением конкретным феодалам (отсюда и акцентируемая свобода) бродили по Западной Европе в поисках заказов. Забредали они и в нашу страну. Идеальным заказом для средневековых масонов считались соборы. Города буквально соревновались, у кого они больше, выше, красивее. Строительство растягивалось на века, обеспечивая работой и потомков каменщиков. Масоны выработали действенную систему воспитания подрастающего поколения. Жизнь масонских сообществ регулировалась через ритуалы, особую роль в которых играли предметы рабочей одежды, те же фартуки, орудия труда каменщиков, циркули, мастерки. Особое значение ритуалы приобрели, когда масоны стали впускать в своё братство нужных людей со стороны, а таких становилось всё больше. Своего расцвета в России масонство достигло на рубеже 17701780 годов. Масонство никогда не было движением массовым, но оно концентрировало лучших людей своего времени: государственных деятелей, военачальников, деятелей культуры. Это обстоятельство заставляло сильно напрягаться стареющую императрицу Екатерину II, в спину которой дышал законный наследник престола великий князь Павел Петрович, падкий до всякого рода мистики и ритуалов. Масоны за исполнением ритуала. XVIII век Авторитетом в среде российских масонов пользовался богатейший симбирский помещик Иван Петрович Тургенев. Он служил при важных людях и оброс многочисленными связями, состоял адъютантом при московском генерал-губернаторе Захаре Чернышёве.Благодаря блестящему образованию и природному уму стал ректором Московского университета. Иван Петрович Тургенев самый знаменитый симбирский масон. Масоны компоновались чаще в Санкт-Петербурге и в Москве. За пределами столиц ложи существовали, но больше в прибалтийских городах. В 1776 году масонская ложа открылась в Казани. Дальнейшее освоение провинции оказалось связано с драматическими событиями 17831787 годов, ознаменованными в Российской империи затяжным неурожаем. Благотворительность, помощь ближним, исстари были одним из масонских приоритетов. И добро всегда интереснее творить, пользуясь ярким антуражем: костюмом супергероя или масонскими облачениями. На фоне неурожая в 1784 году новые масонские ложи открываются в Симбирске, в Орле. Управляющим мастером, главным человеком в ложе стал богатый помещик, поручик правителя или вице-губернатор Симбирского наместничества Александр Федорович Голубцов. В существовавшей структуре власти это была ключевая фигура: именно вице-губернатор ведал всеми экономическими вопросами, поступлениями в казну. В ложе числилось 17 человек, в большинстве небедные помещики и важные чиновники. Среди товарищей, братьев второй степени посвящения значился и 18-летний Николай Михайлович Карамзин. Юный Николай Карамзин состоял в симбирской масонской ложе Златой Венец. Каждый коренной симбирянин-ульяновец знает, что такое Венец. Считается, что к местной топонимике название симбирской ложи Златой Венец вроде бы не имело отношения, но возникшая в городе Орле в том же 1784 году масонская ложа получила имя Возрастающего Орла тоже совпадение? Два совпадения кажутся системой. Эмблемы, символы не существуют сами по себе они возникают и действуют в контексте. А контекст таков, что в 1780 году у Симбирска появился первый официальный герб, в синем поле, на белом столбе, золотая корона, или венец. Получается, что Златой Венец одна из первых попыток выстраивания региональной идентичности. Венец и Крест в масонской символике вечная награда, достигаемая через испытания. Разумеется, что число сочувствующих масонству не сводилось к 17 членам Златого Венца. Симбирский наместник князь Петр Михайлович Баратаев прямо называется масоном, хотя в симбирскую ложу он не вступал. В пригородной деревне Винновке помещиком Василием Киндяковым была отстроена кирпичная беседка (или часовня), увенчанная статуей Иоанна Предтечи, самого почитаемого масонами христианского святого. Некоторые исследователи прямо называют это сооружение масонским храмом причём, единственным подобным, существовавшим в России! При этом Киндяков тоже в списках масонов не значился, хотя и участвовал в связанных с ними проектах. Часовня в Винновке. Фото начала XX века. Строительство общественных сооружений, дорог, масштабные земляные работы были распространённой формой помощи голодающим. И взаимовыгодной, ведь люди в буквальном смысле слова работали за кусок хлеба для своей семьи. Строя храм, симбирские масоны давали крестьянам работу и хорошо экономили на строительстве. Расположить место тайных собраний за городом, во владениях славившегося гостеприимством и формально не связанного с организацией Киндякова умный ход в ожидании возможных репрессий: мало ли чего там Киндяков у себя понастроил? Однако в 1786 году собрания общества прекратились без всяких репрессий, причиной тому был тот же неурожай, точнее его самая драматичная часть: разразившийся в 1786 году голод из-за водки. Как правило, после пары-тройки неурожайных лет наступали недолгие сытые годы. Понадеявшись на этот алгоритм, в преддверии 1786 года помещики-винокуры (а Киндяков был из их числа) кинулись заключать контракты на поставку водки казне. А год опять вышел неурожайным, а невыполнение контракта грозило колоссальными штрафами, и потому вино курили из всего, что оставалось, и голод усугубился. Население было невероятно озлоблено. Странных господ, съезжавшихся в Винновку для странных ритуалов, теперь могли бы запросто заподозрить в колдовстве, и расправа не заставила бы себя долго ждать. Государственные же репрессии грянули в 1792 году. Симбирский вице-губернатор Александр Голубцов отправился в отставку по состоянию здоровья. Известный масон Иван Тургенев отправился в ссылку в своё симбирское имение. Правивший краем с 1789 года, после смерти про-масонского князя Баратаева, наместник Александр Дмитриевич Карпов решил максимально усложнить Тургеневу жизнь, не допуская Ивану Петровичу приезжать в Симбирск, где у масона была городская усадьба. Это казалось слишком: образ жизни дворян строился на летней жизни в селе и зимней в городе. Но грустилмасон Тургенев в сельской глуши недолго. В 1794 году над наместником Карповым появился новый начальник Уфимский и Симбирский генерал-губернатор Сергей Кузьмич Вязмитинов добрый товарищ Ивана Петровича: у масонов везде свои люди Иван СИВОПЛЯС старший научный сотрудник Музея-заповедника Родина В. И. Ленина