Достоевский и мировая культура. Филологический журнал. – 2019. №4 (8)
ДОСТОЕВСКИЙ И МИРОВАЯ КУЛЬТУРА. Филологический журнал. № 4 (8). - М.: ИМЛИ РАН, 2019. – 224 с. Обложка: Фрагмент картины Р. Магритта «Влюбленные», 1928 г.
В четвертом номере филологического журнала ИМЛИ РАН "Достоевский и мировая культура" за 2019 год опубликованы статьи и материалы Татьяны Касаткиной, Владимира Викторовича, Татьяны Магарил-Ильяевой, Ольги Юрьевой, Анны Гумеровой, Валентины Борисовой, Татьяны Ковалевской, Элены Маццола, Адриано Дель Аста, Виктории Федоровой, Александра Таганова, Ольги Дехановой.
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора ..............................................................................................................................12
ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Элена Маццола (Милан – Харьков).
Богословие Достоевского. О воплощенной Истине: опыт перевода фантастического рассказа....................................................................16
Владимир Викторович (Коломна)
Достоевский. Вопрос о народе........................................................................................50
ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Татьяна Касаткина (Москва)
Шиллер у Достоевского: Элевсинские мистерии в "Братьях Карамазовых".......................................................68
Ольга Юрьева (Иркутск)
Узелок князя Мышкина: функция символической детали в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».................................................................90
Татьяна Магарил-Ильяева (Москва)
Мотив смены квартиры в произведениях Ф.М. Достоевского: от раннего творчества к роману «Униженные и оскорбленные»..........................112
ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В СТАРОЙ РУССЕ
Виктория Федорова (Пола)
Невесты князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».........................133
ДОСТОЕВСКИЙ: ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА
Адриано Дель Аста (Милан-Брешия, Италия)
Между эстетизмом и утилитаризмом. Принципы новой логики у Достоевского...................................................................140
ДОСТОЕВСКИЙ В XX-XXI ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Александр Таганов (Иваново)
Ф.М. Достоевский и М. Пруст в литературоведении Франции.............................160
ПРОБЛЕМЫ КОММЕНТАРИЯ
Ольга Деханова (Москва)
Прочесть Ф.М. Достоевского глазами его современников. Один из аспектов современных комментариев.................................................174
ДОСТОЕВСКИЙ НА СЦЕНЕ
Анна Гумерова, Татьяна Магарил-Ильяева (Москва)
«…никто никогда не слыхал их слова и голоса»: «Убивец» Марка Розовского.............................................................................202
РЕЦЕНЗИИ
Татьяна Ковалевская (Москва)
Рецензия на книгу Т.А. Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания»...................................209
ОБЗОРЫ: КОНФЕРЕНЦИИ
Валентина Борисова (Уфа)
О XVII Международном Симпозиуме Достоевского...............................................216
____________________________________
От редактора
Уважаемые коллеги, дорогие читатели, только в прошлом номере нашего журнала вышел материал Николая Николаевича Богданова, а в этом номере мы уже пишем о нашей скорби и растерянности в связи с его безвременной кончиной: мы надеялись на долгое и плодотворное сотрудничество с ним. Мы готовы публиковать статьи, посвященные его памяти, и воспоминания о нем и ждем их от вас. С октября 2019 года к нам присоединилась еще одна наша прекрасная коллега, сотрудниками научно-исследовательского Центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура» под руководством Т.А. Касаткиной теперь являются: А.Л. Гумерова, В.С. Сергеева, Т.Г. Магарил-Ильяева, К. Корбелла.
Адрес сайта Центра такой же, как и адрес сайта журнала: http://dostmirkult.ru На сайте Центра мы будем создавать библиотеку работ современных исследователей Достоевского: нам можно присылать ваши уже вышедшие работы в pdf-файлах, если вы хотите, чтобы они были представлены в этой библиотеке. Если Ваша работа опубликована в сборнике или журнале – нужно прислать только pdf своей статьи и указать все данные публикации, если они не указаны в оформлении статьи. Мы будем выставлять в библиотеке все присланные нам уже опубликованные работы, без дополнительного отбора.
В журнале будут появляться рецензии на вновь изданные труды (книги, коллективные труды, сборники, журналы, даже, в определенных случаях, – на отдельные статьи). Это могут быть как краткие, так и развернутые рецензии – и мы приглашаем коллег особо настойчиво к сотрудничеству в этой рубрике. В этом номере – это рецензия Татьяны Ковалевской на книгу Татьяны Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания» (М.: Водолей, 2019). Рецензия была изначально написана, как внутренняя, но нам стало жалко оставлять для одноразового использования очень качественный текст, где, к тому же, поднимаются самые общие проблемы филологии. И поскольку текст, доработанный Татьяной Ковалевской для публикации, очень хорош – еще жальче было из соображений «так принято» отдавать его в другое издание и не публиковать в одном из очень немногих специальных журналов, посвященных творчеству Достоевского.
Напоминаем, что 26-27 февраля 2019 года в ИМЛИ РАН прошла первая подготовленная Центром международная конференция «Богословие Достоевского». Программа конференции доступна здесь: http://imli.ru/index.php/konferentsii/konferentsii-2019/3599-bogoslovie-dostoevskogo, аудиозаписи конференции – здесь: https://philologist.livejournal.com/10782718.html Мы публикуем статьи по материалам конференции, начиная со второго номера журнала за 2019 год. Здесь это работы Адриано Дель Аста и Элены Маццола.
У нас продолжают публиковаться статьи, захватывающие своей проблематикой более одной рубрики журнала. Статья Элены Маццола является одновременно важным исследованием, посвященным теории и практике перевода, – и образцом герменевтического чтения «Сна смешного человека»; причем причиной такого чтения стала именно необходимость перевода этого рассказа Достоевского. Статья Татьяны Касаткиной, посвященная Элевсинским мистериям в творчестве Достоевского и Шиллера, должна быть отнесена и к рубрике «Достоевский: круг чтения», и к рубрике «Поэтика. Контекст». Богатая апелляциями к биографическому материалу статья Владимира Викторовича прежде всего является пристальным чтением разных текстов Достоевского в ракурсе определенного вопроса.
Хотелось бы обратить внимание читателей на статью Ольги Юрьевой, в которой впервые, кажется, отмечен очень важный для понимания романа «Идиот» факт: таинственный фуляровый узелок князя Мышкина не исчезает без следа в первой части романа – он появится в последней части, в ходе последней катастрофы: он будет фуляровым платочком накинут на головку Настасьи Филипповны. В статье Александра Таганова особого внимания, на наш взгляд, заслуживает постановка проблемы методологии компаративных исследований. Мы продолжаем рубрику «Достоевский на сцене». Здесь это рецензия Татьяны Магарил-Ильяевой и Анны Гумеровой на возобновленный (обновленный) спектакль Марка Розовского «Убивец».
В этом номере мы также публикуем насыщенный и информативный обзор XVII симпозиума Международного общества Достоевского в Бостоне, посвященного роману «Идиот», подготовленный Валентиной Борисовой, и напоминаем нашим коллегам, что мы очень заинтересованы в получении для публикации обзоров конференций, посвященных творчеству Достоевского. Журнал издается в сотрудничестве с Комиссией по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН. Работа ведется в тесном контакте с российским и международным Обществом Ф.М. Достоевского.
Как и прежде, все цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, за исключением особо оговоренных случаев, будут приводиться в журнале по 30-томному Полному собранию сочинений писателя (Л.: Наука, 1972–1990), со ссылками согласно правилам РИНЦ. Заглавные буквы в именах Бога, Богородицы, других именах и понятиях, вынужденно пониженные в этом издании по требованиям советской цензуры, восстанавливаются по прижизненным изданиям и по Полному собранию сочинений Ф.М. Достоевского в авторской орфографии и пунктуации (Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995 – продолжающееся издание), а также по Полному собранию сочинений и писем в 35 томах (2-е издание, исправленное и дополненное), выходящему в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) (2013 – продолжающееся издание). Во всех цитатах – опять-таки за исключением оговоренных случаев – курсивом выделяются слова, подчеркнутые автором цитаты, полужирным черным шрифтом – подчеркнутые автором статьи.
Наш почтовый электронный адрес – dostmirkult@yandex.ru Рабочими языками журнала являются русский и английский. Мы готовы принимать любые материалы по тематике журнала из России и из-за рубежа. О решениях по публикации или возврате материала авторы будут оповещаться в течение месяца.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky
В четвертом номере филологического журнала ИМЛИ РАН "Достоевский и мировая культура" за 2019 год опубликованы статьи и материалы Татьяны Касаткиной, Владимира Викторовича, Татьяны Магарил-Ильяевой, Ольги Юрьевой, Анны Гумеровой, Валентины Борисовой, Татьяны Ковалевской, Элены Маццола, Адриано Дель Аста, Виктории Федоровой, Александра Таганова, Ольги Дехановой.
СОДЕРЖАНИЕ
От редактора ..............................................................................................................................12
ГЕРМЕНЕВТИКА. МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ
Элена Маццола (Милан – Харьков).
Богословие Достоевского. О воплощенной Истине: опыт перевода фантастического рассказа....................................................................16
Владимир Викторович (Коломна)
Достоевский. Вопрос о народе........................................................................................50
ПОЭТИКА. КОНТЕКСТ
Татьяна Касаткина (Москва)
Шиллер у Достоевского: Элевсинские мистерии в "Братьях Карамазовых".......................................................68
Ольга Юрьева (Иркутск)
Узелок князя Мышкина: функция символической детали в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».................................................................90
Татьяна Магарил-Ильяева (Москва)
Мотив смены квартиры в произведениях Ф.М. Достоевского: от раннего творчества к роману «Униженные и оскорбленные»..........................112
ЮНОШЕСКИЕ ЧТЕНИЯ В СТАРОЙ РУССЕ
Виктория Федорова (Пола)
Невесты князя Мышкина в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».........................133
ДОСТОЕВСКИЙ: ТЕОРИЯ ТВОРЧЕСТВА
Адриано Дель Аста (Милан-Брешия, Италия)
Между эстетизмом и утилитаризмом. Принципы новой логики у Достоевского...................................................................140
ДОСТОЕВСКИЙ В XX-XXI ВЕКЕ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Александр Таганов (Иваново)
Ф.М. Достоевский и М. Пруст в литературоведении Франции.............................160
ПРОБЛЕМЫ КОММЕНТАРИЯ
Ольга Деханова (Москва)
Прочесть Ф.М. Достоевского глазами его современников. Один из аспектов современных комментариев.................................................174
ДОСТОЕВСКИЙ НА СЦЕНЕ
Анна Гумерова, Татьяна Магарил-Ильяева (Москва)
«…никто никогда не слыхал их слова и голоса»: «Убивец» Марка Розовского.............................................................................202
РЕЦЕНЗИИ
Татьяна Ковалевская (Москва)
Рецензия на книгу Т.А. Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания»...................................209
ОБЗОРЫ: КОНФЕРЕНЦИИ
Валентина Борисова (Уфа)
О XVII Международном Симпозиуме Достоевского...............................................216
____________________________________
От редактора
Уважаемые коллеги, дорогие читатели, только в прошлом номере нашего журнала вышел материал Николая Николаевича Богданова, а в этом номере мы уже пишем о нашей скорби и растерянности в связи с его безвременной кончиной: мы надеялись на долгое и плодотворное сотрудничество с ним. Мы готовы публиковать статьи, посвященные его памяти, и воспоминания о нем и ждем их от вас. С октября 2019 года к нам присоединилась еще одна наша прекрасная коллега, сотрудниками научно-исследовательского Центра «Ф.М. Достоевский и мировая культура» под руководством Т.А. Касаткиной теперь являются: А.Л. Гумерова, В.С. Сергеева, Т.Г. Магарил-Ильяева, К. Корбелла.
Адрес сайта Центра такой же, как и адрес сайта журнала: http://dostmirkult.ru На сайте Центра мы будем создавать библиотеку работ современных исследователей Достоевского: нам можно присылать ваши уже вышедшие работы в pdf-файлах, если вы хотите, чтобы они были представлены в этой библиотеке. Если Ваша работа опубликована в сборнике или журнале – нужно прислать только pdf своей статьи и указать все данные публикации, если они не указаны в оформлении статьи. Мы будем выставлять в библиотеке все присланные нам уже опубликованные работы, без дополнительного отбора.
В журнале будут появляться рецензии на вновь изданные труды (книги, коллективные труды, сборники, журналы, даже, в определенных случаях, – на отдельные статьи). Это могут быть как краткие, так и развернутые рецензии – и мы приглашаем коллег особо настойчиво к сотрудничеству в этой рубрике. В этом номере – это рецензия Татьяны Ковалевской на книгу Татьяны Касаткиной «Достоевский как философ и богослов: художественный способ высказывания» (М.: Водолей, 2019). Рецензия была изначально написана, как внутренняя, но нам стало жалко оставлять для одноразового использования очень качественный текст, где, к тому же, поднимаются самые общие проблемы филологии. И поскольку текст, доработанный Татьяной Ковалевской для публикации, очень хорош – еще жальче было из соображений «так принято» отдавать его в другое издание и не публиковать в одном из очень немногих специальных журналов, посвященных творчеству Достоевского.
Напоминаем, что 26-27 февраля 2019 года в ИМЛИ РАН прошла первая подготовленная Центром международная конференция «Богословие Достоевского». Программа конференции доступна здесь: http://imli.ru/index.php/konferentsii/konferentsii-2019/3599-bogoslovie-dostoevskogo, аудиозаписи конференции – здесь: https://philologist.livejournal.com/10782718.html Мы публикуем статьи по материалам конференции, начиная со второго номера журнала за 2019 год. Здесь это работы Адриано Дель Аста и Элены Маццола.
У нас продолжают публиковаться статьи, захватывающие своей проблематикой более одной рубрики журнала. Статья Элены Маццола является одновременно важным исследованием, посвященным теории и практике перевода, – и образцом герменевтического чтения «Сна смешного человека»; причем причиной такого чтения стала именно необходимость перевода этого рассказа Достоевского. Статья Татьяны Касаткиной, посвященная Элевсинским мистериям в творчестве Достоевского и Шиллера, должна быть отнесена и к рубрике «Достоевский: круг чтения», и к рубрике «Поэтика. Контекст». Богатая апелляциями к биографическому материалу статья Владимира Викторовича прежде всего является пристальным чтением разных текстов Достоевского в ракурсе определенного вопроса.
Хотелось бы обратить внимание читателей на статью Ольги Юрьевой, в которой впервые, кажется, отмечен очень важный для понимания романа «Идиот» факт: таинственный фуляровый узелок князя Мышкина не исчезает без следа в первой части романа – он появится в последней части, в ходе последней катастрофы: он будет фуляровым платочком накинут на головку Настасьи Филипповны. В статье Александра Таганова особого внимания, на наш взгляд, заслуживает постановка проблемы методологии компаративных исследований. Мы продолжаем рубрику «Достоевский на сцене». Здесь это рецензия Татьяны Магарил-Ильяевой и Анны Гумеровой на возобновленный (обновленный) спектакль Марка Розовского «Убивец».
В этом номере мы также публикуем насыщенный и информативный обзор XVII симпозиума Международного общества Достоевского в Бостоне, посвященного роману «Идиот», подготовленный Валентиной Борисовой, и напоминаем нашим коллегам, что мы очень заинтересованы в получении для публикации обзоров конференций, посвященных творчеству Достоевского. Журнал издается в сотрудничестве с Комиссией по изучению творческого наследия Ф.М. Достоевского научного совета «История мировой культуры» РАН. Работа ведется в тесном контакте с российским и международным Обществом Ф.М. Достоевского.
Как и прежде, все цитаты из произведений Ф.М. Достоевского, за исключением особо оговоренных случаев, будут приводиться в журнале по 30-томному Полному собранию сочинений писателя (Л.: Наука, 1972–1990), со ссылками согласно правилам РИНЦ. Заглавные буквы в именах Бога, Богородицы, других именах и понятиях, вынужденно пониженные в этом издании по требованиям советской цензуры, восстанавливаются по прижизненным изданиям и по Полному собранию сочинений Ф.М. Достоевского в авторской орфографии и пунктуации (Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 1995 – продолжающееся издание), а также по Полному собранию сочинений и писем в 35 томах (2-е издание, исправленное и дополненное), выходящему в ИРЛИ РАН (Пушкинский Дом) (2013 – продолжающееся издание). Во всех цитатах – опять-таки за исключением оговоренных случаев – курсивом выделяются слова, подчеркнутые автором цитаты, полужирным черным шрифтом – подчеркнутые автором статьи.
Наш почтовый электронный адрес – dostmirkult@yandex.ru Рабочими языками журнала являются русский и английский. Мы готовы принимать любые материалы по тематике журнала из России и из-за рубежа. О решениях по публикации или возврате материала авторы будут оповещаться в течение месяца.
Вы также можете подписаться на мои страницы:
- в фейсбуке: https://www.facebook.com/podosokorskiy
- в твиттере: https://twitter.com/podosokorsky
- в контакте: http://vk.com/podosokorskiy
- в инстаграм: https://www.instagram.com/podosokorsky/
- в телеграм: http://telegram.me/podosokorsky
- в одноклассниках: https://ok.ru/podosokorsky