Боги шумеров и легенды о них
Что древние шумеры писали о сотворении мира?
Согласно одному из текстов о верховном боге Энлиле, он разделил небо и землю, вырастил семя полей, изобрёл мотыгу и вручил её людям. По другому мифу, верховный бог также сотворил все злаки и деревья.
Людей шумерские боги создали, чтобы избавить себя от необходимости работать. С таким предложением выступил мудрый Энки, когда богиня Нинмах сотворила первого человека. Боги решили отпраздновать появление человека. Во время пира богиня создавала разные варианты ущербных человеческих существ, а Энки находил применение каждому из них. Наконец, Нинмах создала существо, которое не могло передвигаться, есть и пить — младенца. Энки предложил Нинмах найти применение этому созданию, и она не смогла ничего придумать.
Другой сюжет сохранился в аккадском эпосе «Атрахасис». Сначала Энки поручил полевые работы и обслуживание каналов младшим богам. Через 40 лет они восстали, и мудрый бог решил создать людей. Основой для них стали глина, плоть и кровь погибшего бога, а также слюна других божеств.
Согласно эпосу, люди начали плодиться очень быстро, а их шум стал досаждать богам, которые предпочли уничтожить свои создания потопом. Энки предупредил человека по имени Атрахасис, который соорудил ковчег для своей семьи. После исчезновения людей боги поняли, что остались без их подношений. Раскаявшись, они поклялись больше не прибегать к таким радикальным мерам. Вместо этого боги решили держать численность людей под контролем с помощью тяжёлых родов, детской смертности и табу.
О происхождении мира также свидетельствовал диалог «Спор между Овцой и Зерном». Он начинался с изображения древности, когда боги и люди не знали земледелия и скотоводства. Боги в ту пору жили на священном холме, а люди — у его подножия. В какой-то момент божества сотворили овец и зерно. Попробовав «щедрость овцы и зерна» в своем пиршественном зале, боги решили подарить их и людям.
Шумерские боги и мифы о них
Среди сюжетов об Энлиле был такой, где он изнасиловал богиню Нинлиль. За преступление Энлиля изгнали из сообщества богов в преисподнюю. Нинлиль сопровождала его в изгнании. Он оплодотворил её ещё трижды. Их старший сын Син стал богом Луны, остальные три — богами подземного мира.
Мудрейшим из шумерских богов был Энки, считавшийся покровителем мудрости и воды. Самая большая поэма, посвящённая ему, рассказывает об устроительстве Энки мирового порядка. Она прославляет его как кормильца людей и богов. На своей церемониальной ладье в сопровождении свиты Энки посетил известные жителям Междуречья земли — Мелухху (долина Инда), Дилмун (Бахрейн), Элам. Энки создаёт («называет по имени») болота, тростниковые заросли, дождь, море и облака. Он превращает холмы в поля, учит людей обращаться с домашним скотом и орудиями труда. Мудрый бог проводит границы между народами.
Он назначает богов ответственными за разнообразные явления: земледелие, скотоводство, охоту, ремёсла, письмо, акушерство и даже проституцию.
Инанна возмущается тем, что у неё не осталось функций. Тогда Энки назначает её богиней любви и войны. В тексте гимна он описывает её неукротимость как покровительницы конфликтов.
Богом-героем был сын Энлиля Нинурта, появившийся в четырёх шумерских текстах и одном аккадском. Нинурта побеждает монстра из вулкана и его каменных союзников. Затем бог решает судьбы камней: «благословенные» будут полезны людям сами по себе, «проклятые» будут расколоты или стёрты в порошок.
Нинурта стремился получить силы старших богов. Он выследил и убил гигантскую птицу Анзу, похитившую силы его отца Энлиля. В аккадской версии герой не сразу согласился вернуть отцу его силы. Но в итоге уступил, за что потом удостоился похвалы от богов. В шумерской поэме «Нинурта и черепаха» герой после победы над Анзу хочет оставить полученные силы себе. Чтобы усмирить его, Энки создаёт гигантскую черепаху. Когда Нинурта схвачен чудовищем, бог мудрости укоряет его за самоуверенность.
В написанной в 12-м веке до н. э. вавилонской поэме о боге Мардуке «Энума Элиш» сюжет с Нинуртой был переосмыслен. Эа (Энки) призвал своего сына Мардука для борьбы с Тиамат. Перед битвой боги отдали свои силы Мардуку, который оставил их себе и после победы сделал центром мира Вавилон. Историю о соперничестве между сыном и отцом сменила новелла о том, как бог мудрости сделал сына верховным богом.
Богиня Инанна - ближневосточная Афродита
Богиня Инанна была популярна в Шумере. Позднее в Вавилонии она будет почитаться как богиня Иштар. Она была женой бога Думузи — покровителя пастухов.
Самый большой рассказ о богах, насчитывающий 800 строк, посвящён Инанне и Энки. Инанна — покровительница любви и деторождения, Энки — бог мудрости и магии. Однажды Инанна покинула свой город Урук, чтобы навестить Энки в его городе Эриду. Во время пира захмелевший Энки даровал Инанне контроль над более чем сотней атрибутов шумерской жизни. Среди них оказались искусство писцов, музыка, архитектура, разум, а также поцелуи, проституция, семейные ссоры. Инанна убежала с ними в свой город.
Однажды богиня была изнасилована садовником Шукаллитудой. Инанна неоднократно пыталась покарать смертного, но каждый раз Энки помогал преступнику избежать наказания. Наконец, богине удалось убедить бога выдать Шукаллитуду. Инанна расправилась со смертным, но пообещала, что его имя не будет забыто.
Также популярен был сюжет о любви Инанны и покровителя пастухов Думузи. По одной версии мифа, пастуший бог соперничал за неё с богом-земледельцем Энкимду. По другой, — соперников у Думузи не было.
В «Сошествии Инанны в Подземное царство» богиня умирает. Она спускается в Нижний мир к сестре, которая убивает её. Смерть Инанны привела к прекращению рождения детей. Посланники бога Энки убедили богиню Нижнего мира вернуть Инанну. Она согласилась с условием, что та даст замену — только так можно покинуть преисподнюю.
Возвращаясь из Подземного царства в сопровождении демонов, богиня встретила покровителей шумерских городов. Увидев их в рубище, Инанна не позволила демонам забрать их в преисподнюю. Заменой стал Думузи, который не оплакивал смерть богини. Появлялся в мифах и сюжет о попытках Думузи спастись от преследовавших его демонов. В итоге сестра юноши Гештинанна согласилась полгода заменять его в Подземном мире. Отношения же Инанны и Думузи была темой любовной лирики шумеров.
Инанна почиталась не только шумерами, но и аккадцами. В аккадском мифе Энки, уставший от жестокого характера богини, сотворил её двойника с именем Раздор. Инанна увидела себя со стороны и пришла в ужас. После этого богиня отказалась от жестокости, а Энки повелел шумерам исполнять в её честь ритуальный танец.
Шумерские мифы о богах получили развитие в Аккаде и Вавилонии. Миф о сошествии в подземный мир Иштар повторяет текст о сошествии туда Инанны. Сюжеты из шумерского пантеона развивали и другие мифы.
Исчезнувшая деревня. Жертвы петли времени
В середине сентября 1986 года геологи, искавшие нефтяные месторождения на границе Удмуртии и Кировской области, случайно попали в деревню, где, к своему удивлению, не обнаружили ни одного жителя. Но из печных труб шёл дым! А в лесу, на огромной поляне, остались следы от четырёх кругов диаметром более полутора метров. По периметру кругов стояли сгоревшие деревья… Вот что рассказал автору этой статьи очевидец тех событий Николай У.
…Первое, что привлекло наше внимание, — это дым, который стелился над лесом. Зная по карте эти края, мы были уверены, что ни людей, ни тем более жилья мы там не встретим. Я и мой товарищ Виктор, не сговариваясь, побежали в сторону дыма, желая узнать, что там может гореть. Стояла поздняя осень, о пожаре не могло быть и речи: мелкий противный дождь моросил уже третьи сутки.
Нашли мы это место сразу: небольшая улица с десятью бревенчатыми избами по обеим сторонам. Ничего странного мы не заметили. Только вот ворота во дворы были устроены необычно: нижний край на полтора метра выше земли. Виктор ещё пошутил, мол, может, люди делали эти ворота зимой, когда намело много снегу, теперь снег сошёл, и вот под воротами — свободный проход. А может, это устроено для того, чтобы скотине ворота лишний раз не отворять… Но ни мычания коров, ни собачьего лая слышно не было. Никаких табличек с номерами на домах. Все избы, как близнецы, — на одно лицо. Окна прикрыты ставнями.
Зашли мы с товарищем в избу. Устроена она была не как крестьянская обычная — с сенями, а прямо через входную дверь — и в горницу. Посередине огромной комнаты — печка. Две кровати и шкаф с деревянной посудой. Ни икон на стене, ни фотографий, часов — и тех не видать. Только огромная медвежья шкура с оскаленной мордой лежит на земляном полу. Открыли печь, дров нет, а какой-то то ли уголь, то ли металл в ней раскалён добела. В доме жарко, а мы с Виктором поеживаемся от холода. Тишина, и никаких признаков жизни. Заглянули в сарай — никого. То же самое в других избах. Лишь в конце второй улицы, уж не помню, в шестом, кажется, доме мы увидели такое, от чего мой приятель осел на пол, хотя в жизни повидал всякого и ни в чёрта, ни в Бога не верил…
Поляна с выжженной травой
У порога лежала огромная медвежья шкура, точно такая же, как и в других избах. Рядом с ней, на полу — старик с длинной седой бородой. Сколько он так пролежал и когда умер, определить было невозможно. Мы подняли его и осторожно перенесли на кровать. Тело было абсолютно холодным и казалось совсем невесомым — кожа да кости. Вышли мы во двор, стали искать лопату: надо похоронить человека, не оставаться же ему лежать так.
Тут Виктор и говорит, что надо бы кладбище найти. Может, там и откроется тайна этой деревни. Мы стали просто искать тропинки, идущие от деревни, и одна из них завела нас в лес. Тут уж моя очередь настала присесть от удивления. На первый взгляд, перед нами раскинулась обычная поляна, правда, с выжженной травой. Но внимание моё привлекло то, что деревья вокруг неё были обуглены дочерна. А в самом центре поляны, на выжженной земле, чётко выделялись четыре полутораметровых круга, почва в которых была как будто бы продавлена чем-то очень тяжёлым. Казалось, стояли здесь раньше огромные столбы… Запаха гари не ощущалось. И никаких следов зверья или птиц. Тишина. Только дождь всё моросит.
Чудеса продолжаются
Кладбища мы не нашли. Тут Виктор вдруг напомнил, что мы не курили часа два уже. Закурили и ахнули. Дым от сигарет шёл ровной стрелой прямо вверх. Как будто кто-то тянул его. Чёртово место! Мы и про кладбище забыли, и про вмятины на земле. Побыстрее бы в деревню, похоронить старика, как полагается, и назад в лагерь, к ребятам. Вернувшись, ни старика, ни шкуры мы не нашли.
Снова обошли все дома и сараи — всё те же угли, а может, железо светится в печке, дым столбом над избами, а людей никого не видать. И шкуры медвежьи пропали куда-то. Вечереть стало. Глянули на часы: и у меня, и у приятеля стоят. Прикинули по времени: бродим мы около пяти часов. Вышли в шесть утра, значит, сейчас часов одиннадцать-двенадцать, до вечера, стало быть, далеко. А на дворе темно, почти как ночью.
Тут мой приятель решил лопатой из печки вытащить уголь, или что там светится. Ведь иначе расскажем мы о наших приключениях геологам — не поверят. Достал он уголь и в лужу во дворе бросил. Но уголь этот… сразу растворился. Только дымок пошёл. Виктор закашлялся от этого дыма, и потом во время обратного пути несколько раз терял сознание. Назад шли молча. И устали от дороги и погоды, да и вспоминать о своём приключении страшновато. Вернулись мы в лагерь и решили ничего никому не говорить. Ещё, пожалуй, примут за сумасшедших! И тут — ещё один сюрприз. Мы-то думали, что бродили часов шесть-семь, а оказалось, прошло пять дней! Нас искали, а потом оставили поиски, решили, что мы погибли.
Нарисованные медведи
А Виктор с тех пор стал вести себя странно: бросил курить, и всякое упоминание о дыме вызывало в нём страх. В течение года он похудел и весил теперь около сорока килограммов. И это при росте метр восемьдесят! Практически перестал разговаривать. Потом вдруг появилось у него увлечение: он начал рисовать. Днём и ночью рисовал и рисовал. Изображал каких-то фантастических голубых медведей с протянутыми к небу лапами, с сияющим над ними жёлто-оранжевым светом.
Картин таких Виктор нарисовал множество, но каждая была точной копией первой. А через пять лет после того случая, когда мы набрели на проклятую деревню, неожиданно для всех Виктор зарубил топором жену и двоих детей-близнецов, которые родились у них через год после нашего возвращения из экспедиции, и выбросился из окна. Видимо, тот камешек, который он вытащил из печки, как-то повлиял на него.
Я после этого много пил. Всё никак не мог забыть тот дым над пустыми избами и четыре вдавленных в землю круга. Картин я не рисую, но у меня появилась странная привычка — в полнолуние я ухожу из дому и принимаюсь бродить по городу. У меня, как и у моего приятеля, родились близнецы — две девочки. Говорить они начали в год и два месяца, а в развитии опережают своих ровесников года на три. Единственное любимое их занятие — рисование. Они рисуют медвежьи фигуры с протянутыми к небу лапами, точь-в-точь такие, как рисовал мой приятель Виктор…
Сейчас много пишут об аномальных зонах, но о таком странном месте я ещё ни разу не слышал. Я всерьёз интересовался историей того края. Прочитал недавно о его жителях, что ещё в 30-40 годах XX века они уходили в леса, жгли там костры и поклонялись матери-медведице. Но что это за деревня и, самое интересное, почему время течёт в ней не совсем обычно — я так до сих пор и не понимаю.
-
Как красноармейцы поступали с пленными немками
Военнослужащие-женщины, попавшие в плен во время Великой Отечественной войны, чаще всего подвергались гораздо большим издевательствам и мучениям (подчас предшествующим неминуемой смерти), чем мужчины. Однако даже по прошествии более 70 лет со дня окончания Второй мировой масштабы этих зверств, хотя бы в общих чертах, так и не обозначены историками: документальные подтверждения условий содержания в плену женщин-военных либо не сохранились, либо до сих пор остаются засекреченными.
Достоверной информации о том, как поступали с воевавшими на стороне вермахта, СС и других подразделений гитлеровской армии женщинами-военнослужащими, на самом деле не так уж и много, особенно если учесть, что полноценный армейский статус представительницы слабого пола гитлеровских войск официально получили только в конце августа 1944 года, до этой поры они лишь являлись «прикрепленными к армии гражданскими служащими» – во всех подразделениях.
Необходимо принимать во внимание и тот факт, что после войны в СССР были интернированы тысячи немок (а также представительниц иных национальностей, проживавших на территориях государств, активно помогавших Гитлеру и освобождённых от фашизма Красной армией): они работали в лагерях ГУЛАГа наравне с советскими заключёнными.
Возможно, среди них и был определённый процент бывших военнослужащих, но эта тема до настоящего времени в достаточной степени не изучена.
Давно опубликованы дневниковые записи советского боевого офицера, принимавшего участие в штурме Берлина, Владимира Гельфанда (ветеран войны, умер в начале 1980-х в Днепропетровске). Двадцатидвухлетний лейтенант Гельфанд как непосредственный участник боевых действий описал такой случай, произошедший на Одерском фронте в начале весны 1945 года. Советские войска наголову разбили атаковавший их женский батальон – «мстительниц за погибших на фронте мужей». Рядовые красноармейцы хотели пленных немок заколоть «извращённым способом», но в итоге «рассортированных» автоматчиц поделили на 3 категории. В первую попали… русские (!), во вторую – жёны офицеров и просто родственницы гитлеровских вояк, гордо заявлявшие об этом, в третью категорию – девушки. Последних желающие разобрали «по койкам» (об их дальнейшей судьбе не сообщается), а остальных (русских – в первую очередь) расстреляли, без пыток и издевательств.
Тема условий содержания женщин-военнопленных РККА на сегодняшний день наиболее довольно подробно разработана: многочисленные мемуарные свидетельства говорят о зверствах нацистов и их пособников как по отношению к пленным, не попавшим в концлагеря (воспоминания дивизионного переводчика Павла Рафеса, архив израильского Яд ва-Шем и другие), так и к находившимся в концентрационных лагерях Германии и стран-союзников нацистов.
Женщины в лагерях страдали не меньше мужчин по естественным причинам – не было элементарных условий для соблюдения гигиены, возможности сменить бельё. Евреек и партизанок гитлеровцы сразу расстреливали. В фашистских лагерях, где содержались женщины-военнопленные, зверствовали не только нацисты, но и полицаи, добровольные помощницы из числа самих заключённых…
Условия содержания немок-военнослужащих, попавших в плен к американцам в 1945 году, на одном из примеров описал солдат армии Эйзенхауэра Мартин Брэш. Женщины, как и остальные пленные, содержались в лагере Андернаха под открытым небом, но в отдельном от мужчин загоне. Кормили их, как и всех, плохо, заключённые ели траву, заболевали дизентерией и массово умирали.
Брэш объяснил подобное отношение своего командования к узникам тем, что американцы к тому времени уже навидались ужасов Освенцима, Бухенвальда и других нацистских лагерей – газеты об этом трубили каждый день. Продукты у янки имелись в достатке – пленным просто умышленно их не давали: американцы люто возненавидели немцев как нацию.
https://www.youtube.com/watch?v=OTJhuDRAG8s
Бабченко – российским либералам: Вы проиграли, смиритесь с этим
Российская несистемная оппозиция проиграла на всех фронтах, и больше не может быть никакой надежды на майдан в РФ. Теперь воевать с Кремлём можно только спонсируя карателей ВСУ, уничтожающих мирное население Донбасса.
Об этом в ходе XI «Форума свободной России» заявил бежавший из РФ либеральный журналист Аркадий Бабченко, передаёт корреспондент «ПолитНавигатора».
https://www.youtube.com/watch?v=AFyYI7MAIgs
«В России сейчас нет революционной ситуации абсолютно, совершенно. Её нет вообще. Если сейчас кто-то призывает выходить на улицы, это либо провокатор, либо человек, который ничего не понимает. Поздно уже, всё, диктатура устоялась. Забудьте, не будет никаких революций, ни майданов в России в ближайшие годы точно.
Что делать дальше? Я не знаю. …Сейчас я могу сказать только одно российской оппозиции: друзья мои, вы проиграли, смиритесь с этим, исходя из этого, стройте свои дальнейшие стратегии», – сказал Бабченко.
По его мнению, всем противникам российской власти следует болеть за успех бандеровской Украины на Донбассе.
«Где проходит граница компромисса с диктатурой? Для меня совершенно очевидно – она проходит по линии разграничения в Донецкой области. Я не знаю, как ещё с этой диктатурой можно какие-то компромиссы искать. Вот эта сторона сейчас стягивает войска, в данный момент стягивает войска, чтобы напасть на одну и другую соседнюю страну. Путин сейчас сидит и думает. Разведка американская говорит, что план нападения на Украину у него сейчас лежит на столе», – добавил беглый журналист.
«И в этот же момент ты советуешь оппозиции расслабиться и уезжать», – отметила модератор конференции.
«Я вам могу сказать, что делать, – возразил либерал. – Давайте я вывешу специально в Facebook пост, зайдите в Facebook, там будут реквизиты на сбор украинской армии…
Хотите противостоять Путину? Кто что может. Вот вам медицинские рюкзаки, хотите – тепловизоры, хотите – снайперские прицелы. Я для украинской армии отдал 10 тысяч долларов своих личных денег. Для меня это огромная сумма. Я тогда зарабатывал 800 долларов на канале ATR», – клянчил Бабченко.
-
Если верить Вергилию, автору эпической поэмы «Энеида», именно сивилла встретила Энея при высадке на побережья Кампании, Это произошло у города Кумы, и с тех пор сивиллу стали именовать Кумской. Когда же Эней захотел узнать больше о судьбах своих потомков, сивилла предложила ему посетить загробный мир, и герой, в сопровождении своих товарищей-троянцев, вслед за прорицательницей спустился в загробный мир, где встретил своего отца Анхиса. Тот показал сыну души ещё не родившихся потомков, вплоть до императора Октавиана Августа.
Пророчества за 300 монет
Как бы то ни было, древний географ Страбон утверждал, что город Кумы появился на свет около 750 года до нашей эры с прибытием на побережье Тирренского моря греков с острова Эвбея. Расположенные около Неаполя, Кумы стали первой греческой колонией на Апеннинском полуострове.
Греческие Кумы процветали и стали важным торговым центром. Но в 421 году до нашей эры богатый город был захвачен и разграблен племенем самнитов. В 338 году до нашей эры Кумы попали под власть римлян. Последние связывали происхождение своих предков с Энеем, и поэтому римляне свято почитали сивиллу и строго охраняли её обиталище. Люди верили в то, что она — жрица Аполлона, — как и сам бог, способствует общению с потусторонним миром.
По преданию, отходившая в мир иной одряхлевшая Кумекая сивилла предложила римскому царю Тарквинию Гордому купить девять книг пророчеств за 300 золотых монет. Царь решил, что цена слишком велика, и отказался. Некоторое время спустя старуха снова пришла к нему и предложила за ту же цену уже шесть книг. Царь вновь чотказался. Затем она пришла в третий раз и предложила за ту же цену всего лишь три книги. Царь спросил, где остальные шесть книг, и в ответ узнал, что жрица сожгла их. Тогда Тарквиний испугался и уплатил 300 золотых монет за оставшиеся три книги. Царь попросил сивиллу восстановить уничтоженные пророчества но она уже не могла этого сделать.
Три книги пророчеств долгое время служили основным источником государственных гаданий в Риме, совершавшихся специальной коллегией жрецов. Эти «знания» тайно хранились в Риме в храме Юпитера на Капитолийском холме и изымались только по решению сената в случае крайней необходимости.
Сивиллины изречения, записанные якобы на пальмовых листьях, простым римлянам были совершенно недоступны. Лишь особая каста профессиональных хранителей, жрецов-децемвиров, избираемых на всю жизнь с освобождением от воинской повинности, понимала суть текстов, изложенных греческими гекзаметрами. Когда в 83 году до нашей эры римский Форум сгорел при пожаре, последние «Сивиллины книги» пропали.
Дотянулись до Кремля
С приходом новой христианской эры император Константин Великий, убеждённый в истинности прежних пророчеств, решил, что они не противоречат христианским идеям, и даже цитировал их стихи на Никейском соборе. Христиане в Средние века полагали, что в «Сивиллиных книгах» было якобы возвещено пришествие Христово, и по этой причине Кумскую сивиллу почитали истинной пророчицей и часто изображали в церквях наряду с ветхозаветными пророками. Её изображение для Сикстинской капеллы создал великий Микеланджело.
Образ древней прорицательницы можно увидеть даже в России. Так, в некоторых новгородских храмах XVI и XVII веков языческих мудрецов и сивилл помещали не только в росписи притворов, но и в иконостасе! Изображение заморской вещуньи со свитком в руке можно видеть в росписи Благовещенского собора Кремля. Более того, рядом с ней изображён автор «Энеиды» Публий Вергилий Марон, воспевший Кумскую пифию в своём сочинении. Поэта можно узнать по островерхой шляпе, напоминающей головной убор волшебника. В руке у него тоже свиток — атрибут ветхозаветных пророков, а на свитке пророческий текст. Слова текста при реставрации восстановить не удалось, но, возможно, в нём кратко передавалось содержание знаменитого фрагмента произведения Вергилия, где он словами сивиллы говорит о рождении необычного мальчика, призванного спасти мир и вернуть ему блаженство «золотого века», тем самым предвещая явление Христа.
Сам Вергилий, должно быть, не раз посещал сивиллу. Его рассказ похож на свидетельство очевидца. В «Энеиде» он рассказал о том, как герой спустился в подземелье, где обитала могущественная жрица. Эней попросил у вещуньи дать разгадку своей судьбы. Лицо сивиллы вдруг исказила судорога, волны вдохновенного неистовства прокатились по её телу. «Её черты и цвет лица меняются, волосы встают дыбом, её грудь тяжело вздымается, её дикое сердце сильно бьётся, пена выступает на губах, а голос её ужасен. Она ходит взад и вперёд по своей пещере и жестикулирует так, будто хочет выгнать богов из груди», — передавал увиденное и услышанное Вергилий. А его герой, как и он сам, в оцепенении слушал, как из недр скалы через 100 пещерных отверстий вырывались стократно усиленные вопли — откровения сивиллы.
Вход в преисподнюю
«Дом Сивиллы», отчасти сохранившийся, известен с незапамятных времён. Хотя город древних греков давно исчез, но остался Акрополь, высокий холм, на вершине которого стоит храм, в нём имеются коридоры, по которым можно пройти в подземные хоромы, где пророчица обитала и изрекала волю богов.
Её святилище после длительного забвения обнаружили в 1606 году, но никаких серьёзных исследований не предпринималось, а бесчисленные попытки проникнуть в Сивиллины хоромы лишь приводили к обвалам. В конце концов, туннель, ведущий к ним, был заблокирован.
Однако в мае 1932 года итальянские диггеры проломили завал и добрались до склепа, так живо описанного Вергилием в «Энеиде». Но лишь, в 1967 году были найдены полностью подземные помещения, принадлежавшие Кумской пророчице. Тогда же один из исследователей, английский инженер Роберт Пейджет, в подземной сети, врезанной на одну пятую часть мили вглубь скалы, обнаружил канал, который, вероятно, построили как подобие реки Стикс — ведь, по Вергилию, сивилла сопровождала тени умерших в загробное царство. Те, кто являлся, желая спросить у неё совета, переправлялись через канал на маленькой лодке, при этом просители совершали некую мистерию — путешествие в потусторонний мир, — и сами они, вероятно, не без помощи стимулирующих веществ готовы были верить всему, что им внушалось.
Преодолев «Стикс», посетители вступали в центральный коридор. Ныне этот циклопический проход расчищен и восстановлен в прежнем виде. Он имеет в сечении вид трапеции и высоту 5 метров, ширину 2,5 метра и длину 131 метр. Коридор ведёт в сводчатый зал с тремя нишами — прежнее обиталище сивиллы. В пещере есть ещё несколько галерей. Исследователи считают, что трапециевидный коридор выдолбили древние греки, а зал оракула и галереи приделали к нему римляне. Археологи отмечают, что коридор мало напоминает римское строение, а больше похож на… туннель, ведущий к гробнице вождя майя Пакаля в знаменитой пирамиде города Паленке — «Храме Надписей», а также на подземные сооружения (дромосы) этрусков. Однако археологи не считают пещеру сивиллы гробницей и предполагают, что она имеет за своими стенами и в глубине продолжение — быть может, тот самый вход в преисподнюю, так зримо описанный Вергилием в «Энеиде». Даже сегодня, выходя из циклопического коридора на свет, люди облегчённо вздыхают.
Создана первая ручная «винтовка рельсотрон»
Первый в мире коммерчески доступный портативный рельсотрон уже доступен для предварительного заказа. По словам компании, продающей первую в своем роде портативную электрическую пушку, дульная скорость и мощность снаряда сравнимы со многими винтовками 22 калибра.
Рельсотроны
Известно, что ВМС США потратили миллиарды на разработку и испытания рельсовых пушек, но в итоге отказались от них из-за целого ряда технических проблем. В основном потому, что такое оружие обычно громоздкое и страдает от проблем с теплоотдачей.
Помимо этого известно о рельсовой пушке, созданной нацистами во время Второй мировой войны, но эта ранняя конструкция также оказалась «эпической проблемой».
Учитывая историю технических проблем, идея создания портативной версии этого типа оружия казалась скорее чем-то из области научной фантастики, чем реальной науки. До сих пор.
Первый в мире ручной рельсотрон
«Arcflash Labs GR-1 «Anvil» — это полуавтоматическая высоковольтная винтовка Гаусса», — говорится на сайте компании, продающей единственное в своем роде оружие. «Это самая мощная винтовка, когда-либо продававшийся гражданским лицам».
Насколько мощная, спросите вы?
«GR-1 способен разогнать любой ферромагнитный снаряд (диаметром менее 1/2″) до скорости 200+ фунтов в секунду и выдать до 75 футо-фунтов дульной энергии», — утверждает производитель. Согласно сообщению на сайте The Brighter Side, эта энергия снаряда «аналогична дульной энергии некоторых винтовок 22 калибра».
https://www.youtube.com/watch?v=rs20-v_ebCE
На сайте компании также утверждается, что GR-1 может стрелять со скоростью 20 выстрелов в минуту в полуавтоматическом режиме. Кроме того, винтовка может стрелять со скоростью 100 выстрелов в минуту, если снизить мощность вдвое. Этот вариант, отмечает компания, может быть привлекательным для военных, правоохранительных органов и других охранных организаций, которые ищут нелетальную альтернативу, недоступную в настоящее время.
На сайте, продающем это оружие космической эры, отмечается, что срок выполнения заказа составляет шесть месяцев, что дает импульсивным покупателям шанс передумать до того, как эта штука появится у их дверей. Однако, как отмечают представители компании, создавшей новую винтовку с электрическим приводом, законным рынком для компании являются нелетальные варианты для правоохранительных органов, сил безопасности и даже вооруженных сил.