Мы в Telegram
Добавить новость
Январь 2010
Февраль 2010
Март 2010
Апрель 2010
Май 2010
Июнь 2010
Июль 2010
Август 2010
Сентябрь 2010
Октябрь 2010
Ноябрь 2010
Декабрь 2010
Январь 2011
Февраль 2011
Март 2011
Апрель 2011
Май 2011
Июнь 2011
Июль 2011
Август 2011
Сентябрь 2011
Октябрь 2011 Ноябрь 2011 Декабрь 2011
Январь 2012
Февраль 2012
Март 2012
Апрель 2012
Май 2012
Июнь 2012
Июль 2012
Август 2012
Сентябрь 2012
Октябрь 2012
Ноябрь 2012
Декабрь 2012
Январь 2013
Февраль 2013
Март 2013
Апрель 2013
Май 2013
Июнь 2013
Июль 2013
Август 2013
Сентябрь 2013
Октябрь 2013
Ноябрь 2013
Декабрь 2013
Январь 2014
Февраль 2014
Март 2014
Апрель 2014
Май 2014
Июнь 2014
Июль 2014
Август 2014
Сентябрь 2014
Октябрь 2014
Ноябрь 2014 Декабрь 2014
Январь 2015
Февраль 2015
Март 2015
Апрель 2015 Май 2015 Июнь 2015
Июль 2015
Август 2015
Сентябрь 2015
Октябрь 2015 Ноябрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
Февраль 2016
Март 2016
Апрель 2016 Май 2016 Июнь 2016 Июль 2016 Август 2016
Сентябрь 2016
Октябрь 2016
Ноябрь 2016
Декабрь 2016
Январь 2017 Февраль 2017 Март 2017 Апрель 2017 Май 2017
Июнь 2017
Июль 2017
Август 2017 Сентябрь 2017 Октябрь 2017 Ноябрь 2017 Декабрь 2017
Январь 2018
Февраль 2018
Март 2018
Апрель 2018
Май 2018
Июнь 2018 Июль 2018 Август 2018 Сентябрь 2018 Октябрь 2018 Ноябрь 2018 Декабрь 2018 Январь 2019 Февраль 2019 Март 2019 Апрель 2019 Май 2019 Июнь 2019 Июль 2019 Август 2019 Сентябрь 2019 Октябрь 2019 Ноябрь 2019 Декабрь 2019 Январь 2020 Февраль 2020 Март 2020 Апрель 2020 Май 2020 Июнь 2020 Июль 2020 Август 2020 Сентябрь 2020 Октябрь 2020 Ноябрь 2020 Декабрь 2020 Январь 2021 Февраль 2021 Март 2021 Апрель 2021 Май 2021 Июнь 2021 Июль 2021 Август 2021 Сентябрь 2021 Октябрь 2021 Ноябрь 2021 Декабрь 2021 Январь 2022 Февраль 2022 Март 2022 Апрель 2022 Май 2022 Июнь 2022 Июль 2022 Август 2022 Сентябрь 2022 Октябрь 2022 Ноябрь 2022 Декабрь 2022 Январь 2023 Февраль 2023 Март 2023 Апрель 2023 Май 2023 Июнь 2023 Июль 2023 Август 2023 Сентябрь 2023 Октябрь 2023 Ноябрь 2023 Декабрь 2023 Январь 2024 Февраль 2024 Март 2024 Апрель 2024
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29
30

Поиск города

Ничего не найдено
Бабаево Бабушкин Бавлы Багратионовск Байкальск Баймак Бакал Баксан Балабаново Балаково Балахна Балашиха Балашов Балей Балтийск Барабинск Барнаул Барыш Батайск Бахчисарай Бежецк Белая Калитва Белая Холуница Белгород Белебей Белёв Белинский Белово БелогорскАмурская область БелогорскКрым Белозерск Белокуриха Беломорск Белорецк Белореченск Белоусово Белоярский Белый Бердск Березники БерёзовскийКемеровская область БерёзовскийСвердловская область Беслан Бийск Бикин Билибино Биробиджан Бирск Бирюсинск Бирюч БлаговещенскАмурская область БлаговещенскБашкортостан Благодарный Бобров Богданович Богородицк Богородск Боготол Богучар Бодайбо Бокситогорск Болгар Бологое Болотное Болохово Болхов Большой Камень Бор Борзя Борисоглебск Боровичи Боровск Бородино Братск Бронницы Брянск Бугульма Бугуруслан Будённовск Бузулук Буинск Буй Буйнакск Бутурлиновка
Кадников Казань Калач Калач-на-Дону Калачинск Калининград Калининск Калтан Калуга Калязин Камбарка Каменка Каменногорск Каменск-Уральский Каменск-Шахтинский Камень-на-Оби Камешково Камызяк Камышин Камышлов Канаш Кандалакша Канск Карабаново Карабаш Карабулак Карасук Карачаевск Карачев Каргат Каргополь Карпинск Карталы Касимов Касли Каспийск Катав-Ивановск Катайск Качканар Кашин Кашира Кедровый Кемерово Кемь Керчь Кизел Кизилюрт Кизляр Кимовск Кимры Кингисепп Кинель Кинешма Киреевск Киренск Киржач Кириллов Кириши КировКалужская область КировКировская область Кировград Кирово-Чепецк КировскЛенинградская область КировскМурманская область Кирс Кирсанов Киселёвск Кисловодск Климовск Клин Клинцы Княгинино Ковдор Ковров Ковылкино Когалым Кодинск Козельск Козловка Козьмодемьянск Кола Кологрив Коломна Колпашево Колпино Кольчугино Коммунар Комсомольск Комсомольск-на-Амуре Конаково Кондопога Кондрово Константиновск Копейск Кораблино Кореновск Коркино Королёв Короча Корсаков Коряжма Костерёво Костомукша Кострома Котельники Котельниково Котельнич Котлас Котово Котовск Кохма Красавино КрасноармейскМосковская область КрасноармейскСаратовская область Красновишерск Красногорск Краснодар Красное Село Краснозаводск КраснознаменскКалининградская область КраснознаменскМосковская область Краснокаменск Краснокамск Красноперекопск КраснослободскВолгоградская область КраснослободскМордовия Краснотурьинск Красноуральск Красноуфимск Красноярск Красный Кут Красный Сулин Красный Холм Кремёнки Кронштадт Кропоткин Крымск Кстово Кубинка Кувандык Кувшиново Кудымкар Кузнецк Куйбышев Кулебаки Кумертау Кунгур Купино Курган Курганинск Курильск Курлово Куровское Курск Куртамыш Курчатов Куса Кушва Кызыл Кыштым Кяхта
Набережные Челны Навашино Наволоки Надым Назарово Назрань Называевск Нальчик Нариманов Наро-Фоминск Нарткала Нарьян-Мар Находка Невель Невельск Невинномысск Невьянск Нелидово Неман Нерехта Нерчинск Нерюнгри Нестеров Нефтегорск Нефтекамск Нефтекумск Нефтеюганск Нея Нижневартовск Нижнекамск Нижнеудинск Нижние Серги Нижний Ломов Нижний Новгород Нижний Тагил Нижняя Салда Нижняя Тура Николаевск Николаевск-на-Амуре НикольскВологодская область НикольскПензенская область Никольское Новая Ладога Новая Ляля Новоалександровск Новоалтайск Новоаннинский Нововоронеж Новодвинск Новозыбков Новокубанск Новокузнецк Новокуйбышевск Новомичуринск Новомосковск Новопавловск Новоржев Новороссийск Новосибирск Новосиль Новосокольники Новотроицк Новоузенск Новоульяновск Новоуральск Новохопёрск Новочебоксарск Новочеркасск Новошахтинск Новый Оскол Новый Уренгой Ногинск Нолинск Норильск Ноябрьск Нурлат Нытва Нюрба Нягань Нязепетровск Няндома
Саки Салават Салаир Салехард Сальск Самара Санкт-Петербург Саранск Сарапул Саратов Саров Сасово Сатка Сафоново Саяногорск Саянск Светлогорск Светлоград Светлый Светогорск Свирск Свободный Себеж Севастополь Северо-Курильск Северобайкальск Северодвинск Североморск Североуральск Северск Севск Сегежа Сельцо Семёнов Семикаракорск Семилуки Сенгилей Серафимович Сергач Сергиев Посад Сердобск Серов Серпухов Сертолово Сестрорецк Сибай Сим Симферополь Сковородино Скопин Славгород Славск Славянск-на-Кубани Сланцы Слободской Слюдянка Смоленск Снежинск Снежногорск Собинка СоветскКалининградская область СоветскКировская область СоветскТульская область Советская Гавань Советский Сокол Солигалич Соликамск Солнечногорск Соль-Илецк Сольвычегодск Сольцы Сорочинск Сорск Сортавала Сосенский Сосновка Сосновоборск Сосновый Бор Сосногорск Сочи Спас-Деменск Спас-Клепики Спасск Спасск-Дальний Спасск-Рязанский Среднеколымск Среднеуральск Сретенск Ставрополь Старая Купавна Старая Русса Старица Стародуб Старый Крым Старый Оскол Стерлитамак Стрежевой Строитель Струнино Ступино Суворов Судак Суджа Судогда Суздаль Суоярви Сураж Сургут Суровикино Сурск Сусуман Сухиничи Сухой Лог Сызрань Сыктывкар Сысерть Сычёвка Сясьстрой

"Схемы" русской истории. Возможные варианты

0 94
Предлагаю вниманию сообщества перевод (с минимальными сокращениями) статьи Владимира Кравченко "Николай Полевой і "звичайна схема “руської” історії". Статья сугубо научная, это не лёгкое публицистически-развлекательное чтиво, на засилье и низкий уровень которого сетовал недавно модератор сообщества. Но здесь уже как модератор, так и участники сообщества должны определятся, каким они его (сообщество) хотят видеть.

Несколько замечаний по собственно переводу.
Поскольку статья научная, то, как ей и положено, она имеет весьма обильную историографию. Она в постинге не приведена. Основное "действующее лицо" статьи – работа российского историка первой половины XIX века Николая Полевого "Малороссия, её обитатели и история", Московский телеграф, № 17 (1830), с. 74-97 и там же № 18 (1830), с. 224-257. Цитаты из этой работы представляют собой линки, ведущие на соответствующую страницу указанной работы. Другие цитаты – это в основной своей массе (за некоторыми исключениями) цитаты из капитального труда Полевого "История русского народа" и его статьи "Обозрение русской истории до единодержавия Петра Великого". Они выделены курсивом.


Николай Полевой и "обычная схема "руской" истории"

Владимир Кравченко

В 1830 году, в эпоху бурных социально-политических, экономических и национальных трансформаций в охваченной романтизмом Европе, в российской имперской культуре едва не произошла мировоззренческая революция. Её "буревестником" стал московский журналист, писатель и историк, пылкий романтик Николай Полевой (1796-1846). Воспользовавшись появлением в 1830 году второго издания "Истории Малой России", которую написал его соотечественник, историк и государственный деятель Дмитрий Бантыш-Каменский, Полевой выступил в своём журнале "Московский телеграф" с новой версией истории Украины и России ("Малороссия, её обитатели и история", Московский телеграф, № 17 (1830), с. 74-97 и там же № 18 (1830), с. 224-257), сделав первый шаг в направлении их разграничения и создания новой, национальной концепции российского исторического процесса.

Основы нового понимания русской нации и её истории Полевой заложил в новаторской для того времени работе "Исторія русскаго народа", написанной в духе откровенной идеологической оппозиции к "Истории государства Российского" официального имперского историографа Николая Карамзина. Первые тома труда Полевого появились на свет в конце 1820-х годов. Украинскую историю он специально не изучал и лишь попутно рецензировал произведения украинских писателей. После политической опалы и прекращения в 1834 году журнала "Московский телеграф", в условиях строгой цензуры, Полевой уже не имел возможности или желания возвращаться к проблеме украинско-российских отношений. Отзыв о работе верного последователя Карамзина – Бантыш-Каменского – остаётся одинокой специальной публикацией Полевого на эту тему. Высказанные в нём мысли, беспрецедентные в российской исторической литературе, надолго опередили своё время. Среди них стоит выделить следующие.

1. Русь – это Россия. Исключительное право называться "чистыми руссами" и владеть древнерусским историко-культурным наследием имеют только этнические русские. "Настоящая" Русь, по мнению Полевого, после монгольского нашествия уцелела лишь на севере – в Суздале, Владимире, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ростове, Москве, Твери, Новгороде, Белоозере, Пскове. Именно здесь, писал историк, сохранились в неизменном виде русский язык и вера. На обломках древней Руси возникла новая жизнь – "совершенно новый народ, совсем новое образование".

В отличие от древних русов, этот народ был однородным в этническом, языковом, культурном и религиозном отношении, и это, вкупе с самодержавием, определило его историческую самобытность, маркированную такими символами, как московский Кремль, фигуры Ивана Калиты, Сергия Радонежского, Иоанна III. Правление последнего завершило начальный собственно русский период отечественной истории, начавшийся во времена монгольского нашествия на севере Руси.

Стоит заметить, что Полевой, в отличие от многих своих предшественников и современников, не растворял "русское" в "славянском" и почти не уделял внимания летописной истории славянских племён. "Что нам до славян, истлевшего, гнилого жёлудя, послужившего зародышем огромном дереву? Не славянское, а Русское царство, не давняя, а наша Россия началась в Москве". В то же время историк попытался отделить "руское" от "русского", отстаивая, в частности, различия между "руским" и "русским" ("великорусским") наречиями.

2. Малороссия – не Россия. Автор отмечал, что "гнездо" Малороссии в древности не было "русскими областями", а Киев "не был никогда её центром, как думают". В связи с Бантышевой "Историей" он, в частности, писал в 1830 году: "Притом доныне малороссияне только исповедуют греческую веру, говорят особым диалектом русского языка и принадлежат к политическому составу России, но по народности вовсе не русские". Малороссияне – "народ, совершенно отличный от нас, чистых руссов. Язык, одежда, лицо, быт, жилища, мысли, поверья – совершенно не наши! Скажем более: на нас смотрят там доныне неприязненно".

Полевой не отрицал существования зародышей "малороссийской" самобытности в киевские времена в виде элементов будущего казачества, гусляров – предшественников украинских кобзарей или духа "какого-то странствующего рыцарства" с культом "чести и доблести". Однако "Малороссия, не сделавшись доныне Русью, никогда и не была частью древней Руси точно так же, как Сибирь и Крым". Начала украинской (малороссийской) обособленности историк объяснял прежде всего чужими влияниями (литовским и польским), под которые попали южноруские земли в результате монголо-татарского нашествия.

"Так рабство, бедствия, печаль и уныние налегли на русский народ, для которого вскоре погибли южные области – Киев, Чернигов, Курск и Галич, более близкие к монголам и другим сильным соседям. Там исчезла русская община, опустели русские города и селения, пропал русский дух, истребился сам язык русский". После смерти князя Льва и переноса митрополии из Киева во Владимир "совершенно погибло для Руси то знаменитое место, где началась первобытная история русского народа. Вскоре увидим, как утратятся для Руси Галич и Волынь, и чуждое владычество на целые столетия [...] образует здесь совершенно отдельный, хотя и родной русским областям народ, с новыми, неслыханными дотоле нравами, новыми поверьями и – даже новым именем".

3. Киевская Русь – не Россия и не Украина. Она вообще никогда не была целостным государством. "Ошибка – думать, что Русь при Владимире и Ярославе была государством сильным, единодержавным", – писал Полевой. Варяги, по его мнению, изначально основали на территории Руси не одно, а несколько политических образований, составивших своеобразную систему феодальных руских государств. Историк называл её "федеральным союзом" владений, принадлежащих одной княжеской семье, а Киевскую Русь времён Ярослава Мудрого и Владимира Мономаха, соответственно, – "федеральным" государством. Общими для всех частей Руси были язык и религия, но не политический строй или "обычаи жителей". По мнению Полевого, этот последний (как сказали бы позже, этнический) фактор и обусловил появление отдельных руских княжеств.

4. Украина (Малороссия) имеет собственную, отдельную историю. Основа ее самобытности, с точки зрения автора, – казачество, от которого берет начало украинский (малороссийский) народ. Отношение историка Полевого к украинскому казачеству как олицетворению борьбы с прогрессивной городской культурой было отрицательным. Казачеством руководили собственные интересы, которые далеко не всегда совпадали с интересами Российского государства. Именно поэтому Полевой выступил против идеализации казаков и изображения их то ли парижанами образца 1789 или 1830 годов, боровшихся за гражданские свободы, то ли "рыцарями, Баярдами, Пальмеронами".

В работах Полевого нет и следа теории "воссоединения Руси". Главными причинами перехода украинского казачества под эгиду России он считал, с одной стороны, близорукую политику короля Зигмунта, пытавшегося подчинить православное население римской курии, а с другой – успешную политику царя Алексея Михайловича, который, воспользовавшись слабостью польского правительства, "отнял Киев, увлёк к себе Малороссию".

Для российского историка украинские земли, перешедшие под власть России в середине XVII в., – это "области, отторгнутые победами царя Алексея от Польши". Он рассматривал их в одном ряду с другими завоёванными территориями, которые никогда не были русскими, – Остзейскими землями, Литвой, Финляндией и Грузией: "Мы поступили с ними так, как обычно поступают победители с завоёванными землями. Мы обрусили их аристократов, постепенно устранили местные права, ввели свои законы, поверья, устранили строптивых, сами перемешались с простонародьем-туземцами, но при всем том обрусить туземцев не успели... "Они наши, но не мы". Аналогично поступала Австрия с Богемией и Венгрией, Англия – с Шотландией и Ирландией.

Поэтому ликвидацию казацкой государственности Полевой объяснял не только государственными интересами России, но и исторической обречённостью казачества, которое изжило себя. "Жизнь казацкого общества, явившаяся сама собой от обстоятельств XIII века, должна была исчезнуть от обстоятельств XVII века; казаки не могли уже существовать, когда рука Провидения лицом к лицу ставила Швецию, Польшу, Турцию, Россию, возвеличивала над жребием других судьбу России и готовила в ней представительницу Востока против Запада Европы. В этом случае казаки – только эпизод, блестящий и трогательный; их время было и прошло, когда они не были уже нужны".

Чтобы надлежащим образом оценить идеи Полевого, необходимо поместить их в историко-культурный контекст украинско-российских отношений начиная с середины XVII века – времени, когда участники этого диалога вынуждены были отвечать на кардинальные вопросы: "Чем является Россия?" и "Чем является Малороссия?". Именно тогда киевские православные интеллектуалы нашли оптимальный для своего времени ответ на него, соединив в знаменитом "Синопсисе" представления "Повести временных лет" с интеллектуальными достижениями польской ренессансной историографии. "Синопсис" основывался на идее "славяно-руского народа" – раннемодерной нации, сконструированной на религиозно-политической основе. Эту "новую историческую общность" символизировали библейский Мосох в роли славянского прародителя, "царственный город" Москва, православная церковь, церковнославянский язык, правящая династия, но прежде всего – "верховный и всего народа российского главный город Киев". Это и было идейное "приданое", которое взяла с собой Малороссия, идя в "брак" с Москвой в 1654 году.

Довольно традиционная и компактная форма киевского "Синопсиса", хорошо подходившая учебнику, надолго превратила его в официальную доктрину российского правительства и источник российского исторического "большого нарратива". В царствование Алексея Михайловича даже возник проект переноса всероссийской столицы из Москвы в Киев. Кроме православной иерархии и российского правительства, идея совместной "Руси-России" с историческим центром в Киеве вполне удовлетворяла и украинскую (малороссийскую) казацко-шляхетскую элиту. Последняя, оставляя за собой право на долю "Руси", обеспечивала себе историческую и политическую легитимность в Российском государстве и одновременно нейтрализовала концепцию завоевания Малороссии, которую отстаивала вопреки православной иерархии часть светской российской политической элиты.

Тот факт, что политической столицей православной империи вскоре стал Петербург, а не Киев, принципиально не повлияло на основные положения доктрины. Она лишь изменила риторические одежды, пройдя путь от Ломоносова до Карамзина и вобрав, благодаря трудам Герарда Миллера и Дмитрия Бантыш-Каменского, элементы казацкого мифа с его героикой и "ясновельможными гетманами". Мнение об исторической "русскости" Малороссии через её связь с древним Киевом прочно укоренилась в русских исторических и географических "лексиконах" и учебниках второй половины XVIII в.

Эти новации, впрочем, не реанимировали домодерной формулы исторического "славяноруского" единства. Её терминологические и концептуальные маркеры оставались крайне нечёткими и путаными, а их использование – бессистемным и непоследовательным. Анализ соответствующих исторических текстов конца XVII – начала XIX в. даёт основания говорить лишь об определенных тенденциях, намёках на изменения в самосознании отдельных социальных групп или индивидов – видимо, потому, что парадоксальное для современного исследователя сочетание общности и обособленности украинцев и русских для того времени не содержало противоречий и "объяснялось" с помощью религиозного постулата "неслитности и неразделимости".

Немало как российских, так и украинских историков и писателей видели и понимали этнокультурные различия между двумя народами. Некоторые из россиян выступали против казацкой исторической мифологии, подвергаясь критике со стороны украинских (малороссийских) современников. Немало образованных путешественников, географов и этнографов фиксировали особенности истории, языка, культуры, быта каждого из народов. Однако до Полевого никто не смог сформулировать свои наблюдения и ощущения в терминах модерного национализма, оставаясь в скорлупе официальной, инклюзивной "славянорускости". Свойственные для неё гибридные типы двойной идентичности (малороссийско-славяноруской, великорусско-славяноруской т.п.), множественные "россии" и "украины" и даже символическая война между Севером и Югом Руси за "право первородства" – все эти признаки старорежимного регионализма и автономизма отвечали потребностям общества и не противоречили интересам империи.

Полевой наносил удар по этой архаичной "славяноруской" идентичности и её исторической мифологии с позиций современного, эксклюзивного русского национализма. Он сделал первую в российской историографии попытку разделить исторический процесс украинцев и русских, взяв за основу этнокультурные особенности обоих народов. Фактически он продолжил линию на развитие эксклюзивного понимания русской истории и культуры, которое уже наблюдалась в произведениях некоторых его предшественников, но поднял её на качественно новый уровень, обусловленный культурой и философией эпохи романтизма. Иначе говоря, Полевой попытался деконструировать архаичное на то время представление о "славяноруском" или "древнеруском" обществе, использовав одни её элементы (великорусские) как строительный материал для новой русской национальной культуры и отбросив за ненадобностью другие, в данном случае – малороссийские.

Это был альтернативный путь развития русской современной нации, тесно связанный с процессами модернизации, секуляризации и вестернизации православных народов. С этой точки зрения переосмысление и переформулирование украинско-российских взаимоотношений приобретало решающее значение для национального самоопределения как украинцев, так и русских. Рефлексии на эту тему никогда не ограничивались академическими или прагматическими рамками. Фактически вся история украинско-российских культурных (и не только) отношений раннемодерной и модерной эпохи в этом плане пропитана борьбой инклюзивных (домодерных) и эксклюзивных (модерных) тенденций национального развития.

Инициатива Полевого не нашла поддержки ни в обществе, ни в правительственных кругах. Русские традиционалисты, как и следовало ожидать, выступили в защиту Карамзина и Бантыш-Каменского. Историк Степан Русов, не чуждый украинских интересов, в ответе Полевому отстаивал тезис о "русскости" малороссов и добрую славу "защитников православной веры – казаков. Украинские (малороссийские) интеллектуалы, например Петр Гулак-Артемовский, Михаил Максимович, Николай Гоголь, Осип Бодянский, Николай Маркевич, Юрий Венелин, проявили гораздо большую активность, доказывая первенство своей родины и Киева, отмечая исторические заслуги "православного рыцарства – казачества", ища в украинском языке и фольклоре не заиленные чужими влияниями источники славянщины и даже закладывая краеугольный камень будущей славянской федерации "под скипетром русского царя". Однако никто из них так и не вышел за пределы постулата о "неслитности и нераздельности" "южной" и "северной" Руси и только дополнял своими трудами общероссийский имперский "большой нарратив".

Самое же главное заключалось в том, что идеи Полевого решительно разошлись с представлениями и взглядами российской имперской бюрократии, озабоченной в то время делом нейтрализации "полонизма" и последующей интеграцией западных губерний в империю после польского восстания 1830 года. В этом контексте следует сравнить с высказываниями Полевого риторику правительственной комиссии, которая рассматривая "казацкий" проект малороссийского генерал-губернатора Николая Репнина, в начале 1834 заметила: "для блага Империи [...] мы не должны терпеть [...] отдельные самостоятельные части или федеральные соединения провинций на особых правах" (выделение автора).

К тому же терминология эксклюзивного модерного национализма оказалась для российских сановников (светских и церковных) непонятной и неприемлемой. Отсюда вывод создателя обновлённой имперской доктрины, графа Сергея Уварова о Полевом: "Он не любит Россию". По иронии судьбы, именно в этом русский патриот Полевой обвинял украинца по происхождению, малоросса по идентичности Николая Гоголя. "Нелюбовь к "русскости" вскоре будут предъявлять и другом романтику – Николаю Костомарову, чья диссертация о Брестской унии, написанная в новом научном и культурном дискурсе, вызовет подозрение у митрополита Харьковского Иннокентия.

Как известно, в 1834 году журнал "Московский телеграф" был закрыт, а его издатель попал в немилость. Мысль о том, что одной из причин этого могли быть "проукраинские" симпатии Полевого, выглядит неубедительной. Официальная записка по этому поводу, которую подал императору Уваров, содержала длинный ряд сомнительных под политическим углом зрения высказываний, появлявшихся на страницах журнала, и среди многих других – о том, что "ещё Разумовский лелеял в душе тайную мысль о свободе Малороссии". Пожалуй, этого мало, чтобы говорить об украинских симпатиях Полевого.

Официальная доктрина Российской империи в формулировке Уварова – "самодержавие, православие, народность" – содержала все те компоненты, которые провозглашал и Полевой. С одной оговоркой: у Полевого речь шла о русской (великорусской) народности, а у графа Уварова – о "народности", которую трудно было идентифицировать. И это расхождение оказалась принципиальным. Оно оставляло достаточно места, чтобы и дальше культивировать домодерные, инклюзивные формы идентичности славяно-руского типа. В свою очередь, это означало, что имперская бюрократия не воспринимала вызовов современного национализма и возвращалась к "испытанной временем" старой доктрине киевского "Синопсиса", подкрашенной новой риторикой и слегка модернизированной политической практикой. "Точку бифуркации" эта доктрина счастливо для себя миновала.

Манифестом "нового" официального курса стали учебники российской истории Николая Устрялова (1805-1870). Со второй половины 1830-х годов и до конца правления Николая І он фактически был официальным имперским историографом. В 1834 году Устрялов занял должность экстраординарного профессора кафедры русской истории Санкт-Петербургского университета, а в 1836 году защитил докторскую диссертацию "О системе прагматической русской истории", канонизировав свою "систему" в тексте нового учебника (1837-1841). Это и была "обычная схема" российской истории, полностью соответствовавшая правительственной политике и напоминавшая киевский "Синопсис".

Устрялов разошёлся с Полевым во всех основных пунктах истории Украины и России, приведённых в начале этой статьи. Историк доказывал, что Россия как целостное государство и нация существовала со времён Киевской Руси. Он выступил с позиций "собирания русских земель" относительно Украины середины XVII в., изобразив Переяславскую раду 1654 года как "союз двух Россий". Наконец, став официальным экспертом в украинском вопросе, он из цензурных соображений запрещал негативные отзывы об украинском казачестве, даже если они принадлежали перу такого лояльного историка начала XIX в., как Максим Берлинский. Самое же главное заключалось в том, что Устрялов окончательно интегрировал в общероссийский исторический нарратив "подробное изложение истории Украины XVI и XVII века", продлив жизнь инклюзивной славяно-руской трактовке "общей" истории украинцев и русских.

Можно, конечно, рассуждать, содействовал ли такой курс российского правительства накоплению "строительного материала" для украинского современного национального проекта, или, наоборот, затормозил его. Что он затормозил русский национальный проект, сомневаться не приходится. В этом контексте можно согласиться с выводом российского исследователя Алексея Миллера об ограниченном ассимиляторском потенциале российского имперского правительства. Недаром в роли русификаторов и борцов с польскими культурными влияниями использовали самых голосистых певцов "славяно-рускости" среди украинских романтиков.





Тверь

Опубликован график работы автобусов в период длинных выходных в апреле-мае


Все города России от А до Я

Загрузка...

Moscow.media

Читайте также

В тренде на этой неделе

Екатеринбург стал одним из востребованных туристических центров в майские праздники

6% россиян хотят посетить Псков на майских праздниках – исследование

​Пункты для тестирования бойцов СВО для участия в программе «Время героев» начали открывать в России

Медсестра из Волгограда выиграла в «Жилищную лотерею» 8 миллионов на квартиру

Новости Твери

По делу о "Пушкинской карте" осуждена экс-замминистра культуры

ДЭГ местного значения // Суд оставил в силе итоги электронного голосования на выборах президента

Бензина на заправках становится меньше: новые цены по-настоящему удивят

Ночные заморозки зафиксированы в Тверской области


Жители Тверской области приняли участие во всероссийском субботнике «Зелёная весна»

Тепловизоры и систему РЭБ передали бойцам СВО из Солнечногорска

Назначен прокурор Московского района Твери

Дело экс-замминистра Тимура Иванова: Семья не без урода или «семейство моральных уродцев»?


1500 бархатцев и петуний выращивают школьники Бутово для военных мемориалов

В Москве задержан подросток, подозреваемый в пропаганде терроризма

Разыгран рекордный суперприз гослотереи «Рапидо Драйв»! Миллионером стал житель Пермского края

В Тверской области в рамках международной акции «Сад памяти» высажено более 2,3 млн штук сеянцев и саженцев деревьев


Губернатор Тверской области Игорь Руденя
Тверская область

Западный мост, приезд Патриарха и Морозовский городок: О чем рассказал Игорь Руденя в прямом эфире


Частные объявления в Твери



Загрузка...
Rss.plus
Персональные новости
Денис Мацуев

Денис Мацуев выступит на фестивале "Владивостокские сезоны" в рамках ВЭФ-2024



Новости последнего часа со всей страны в непрерывном режиме 24/7 — здесь и сейчас с возможностью самостоятельной быстрой публикации интересных "живых" материалов из Вашего города и региона. Все новости, как они есть — честно, оперативно, без купюр.




Тверь на Russian.city


News-Life — паблик новостей в календарном формате на основе технологичной новостной информационно-поисковой системы с элементами искусственного интеллекта, тематического отбора и возможностью мгновенной публикации авторского контента в режиме Free Public. News-Life — ваши новости сегодня и сейчас. Опубликовать свою новость в любом городе и регионе можно мгновенно — здесь.


© News-Life — оперативные новости с мест событий по всей России (ежеминутное обновление, авторский контент, мгновенная публикация) с архивом и поиском по городам и регионам при помощи современных инженерных решений и алгоритмов от NL, с использованием технологических элементов самообучающегося "искусственного интеллекта" при информационной ресурсной поддержке международной веб-группы 123ru.net в партнёрстве с сайтом SportsWeek.org и проектами: "Love", News24, "My Love", Ru24.pro, Russia24.pro и др.

Гитарист Пугачевой Левшин рассказал о проблемах со здоровьем у певицы

Певец Розенбаум похвастался возрождением сети советских пивных в Петербурге

Джиган запретит дочери Ариеле встречаться с определенной категорией парней

Певец Григорий Лепс откроет караоке-бар Leps Bar в Петербурге


Кто отец Дианы Джокович?

Елена Рыбакина рассказала о проблемах на турнире в Мадриде

Свёнтек разгромила Кырстю и вышла в 1/8 финала турнира WTA-1000 в Мадриде

Медведев рассказал, что у него не получилось в первом сете матча с Арнальди в Мадриде


As residents complain of strong odors, Carroll officials pass moratorium on DAF storage

Ramon Cardenas aims to cement his contender status agains Jesus Ramirez Rubio tonight

NYU Hospital on Long Island performs miraculous surgery

Paige Spiranac puts on busty display in plunging top as she lists the ‘things that drive me crazy’