Новогодние чудеса для весенней театральной Твери
0
9
14 марта 2020 года двумя замечательными сказочными спектаклями тверские театр кукол и ТЮЗ невольно ознаменовали приход весны, который издревле у славян считался началом нового года.
Известно, что 1 марта по старому стилю (значит, 14 марта по новому) славяне, и древние русичи в том числе, встречали Новый год, и был в этом огромный вселенский смысл, потому что связывался этот праздник с началом нового природного цикла, с предчувствием весны, ожиданием полевых работ. Представления эти в народе были так сильны, что традиция не работать в этот день сохранилась в России до XIX века.
Так удивительно совпало, что 14 марта 2020 года в свободный субботний день с утра шел снег, от которого давно отвыкли за бесснежную зиму, а потому настроение уже было праздничное. И афиши тверских театров убеждали в том, что все эти совпадения не случайны, что праздник будет настоящий, ведь зрителям были подготовлены чудесные подарки: два восхитительных сказочных спектакля.
Но несомненно высокое качество этих произведений убеждало, что они стали подношениями самому театральному искусству в знак преданного служения ему, восхищения им, признания его бессмертия ко дню его рождения, ведь март – по-настоящему театральный месяц, потому что в 534 году до нашей эры в Древней Греции на празднике Великих Дионисий, начинавшихся 25 марта, состоялось представление пьесы Феспида, что и принято считать началом театра. Его день рождения отмечается теперь всем миром 27 марта как Международный день театра. Но в марте же, 21 числа, проводится Международный день театра кукол.
Эти значимые события, можно сказать, и были отмечены таким удивительным единодушием театра кукол и ТЮЗа, представивших разные по смыслу, материалу, сценическому воплощению, но родственные по жанру спектакли-сказки. Но, как выяснилось, близость спектаклей объяснялась еще и своеобразной режиссерской «единокровностью»: оба создателя этих театральных откровений – кукольники, профессиональные режиссеры кукольных театров. Они-то знают, что игра – это не пустое времяпрепровождение, а постижение жизни и разгадка её сложных задач. Это серьезная работа – играть в куклы, играть куклами. Это – творчество высшего порядка. Оба театра создали произведения сказочного жанра того высокого художественного уровня, который автор бессмертного «Щелкунчика» назвал «двухэтажным», т.е. утверждающим качество, при котором человек любого возраста – и дитя, и взрослый – найдёт в нем для себя очень важные смыслы. Поэтому возрастные ограничения ‒ 3+ и 6+ ‒ воспринимаются как чистая условность. И вообще большой несправедливостью является мнение о том, что сказка может быть предназначена только для детей: в ней все находят пищу для размышлений и основания для наслаждения. К тому же кукольный театр рождался как театр для взрослых – из сакральных действ с использованием ритуальных масок.
Часть первая. С утра в ТЮЗе давали «Сказки Йозефа Чапека про пёсика и кошечку». Это инсценировка признанной во всем мире классикой детской литературы книги «Рассказы про пёсика и кошечку. О том, как они вместе вели хозяйство, и обо всём прочем». Написал и нарисовал ее для детей Йозеф Чапек в 1929 году. Поэтому, заметим, чудесным дополнением к тем рисункам своего детства, которые с ностальгией рассматривали герои спектакля, могли бы быть рисунки автора сказок, ведь он был одним из значительнейших художников Чехии, иллюстрировал книги своего гениального брата Карела Чапека, выступал его соавтором. Наверное, в год 75-летия Победы надо бы вспомнить Йозефа Чапека, активного антифашиста, погибшего в застенках немецкого концлагеря Берген-Бельзен за полмесяца до мая 1945 года.
Инсценировку осуществила сама режиссер спектакля – Наталья Пахомова, основным местом работы которой является Московский театр кукол. Её художественная деятельность отмечена премиями и наградами и совершенно заслуженно, ведь спектакль, подаренный ею тверичам, может быть удостоен самой высокой оценки. Н. Пахомова тонко и бережно провела работу по сохранению духа книги и удивительного душевного тепла, которым она пронизана, но как режиссер, знающий законы сцены, переформатировала исходную сюжетную ситуацию: это уже не забавные рассказы о пёсике и кошечке, стремящихся делать всё, как люди, и потому постоянно попадающие в уморительные ситуации, способные рассмешить малышей, наделённых даром видеть в них одухотворенные существа, а взрослые люди, вспоминающие своё детство в старом доме и игры в пёсика и кошечку. Мысль здесь, конечно, очень взрослая – важно возвращаться к детству, чтобы не погубить в себе творческую личность, умеющую в обычном видеть небывалое, открывать для себя новые грани жизни, не обратиться в толстокожего равнодушного человека.
Сцена превращается в большую детскую, где все так уютно и удобно устроено для того чтобы с упоением играть. Вешалки с вещами, шкафы – все идет в дело, все обретает дыхание детства, немыслимого без игры и вечного креатива: родительские шубы, фартуки, шапочки, посуда. Только в детстве играют в кукольную маленькую посудку. А здесь так же самозабвенно, как в нежном возрасте, как бы пьют чай из больших чашек, удобно усевшись на полу. В каждой новой истории у героев свой образ – чудесный и правдивый одновременно: то укрывшись маминой и папиной шубами, они, преобразившись в пёсика и кошечку, отчаянно моют и вытирают друг другом пол, а потом, разнежившись, сушатся на веревке с бельем, то чинно отправляются, как люди, на почту, но потом отыскивают свой занесенный снегом дом по запаху кусочка сыра благодаря безукоризненному собачьему нюху, то строят из ящиков прихожей паровозик и совершают увлекательную поездку в гости к девочкам, которым дают чудесное представление, то спасают куклу Яринку и обещают заботиться о ней, ведь кукол нельзя предавать и забывать там, где играли: они же могут заболеть от горя. Причем кукла оказывается одета в такое же платьице, какое носила одна из подружек героев, потому что память о детстве очень индивидуальна и не кончается никогда, игра продолжается.
Спектакль – это гимн детской игре, это настоящая феерия игры! Не случайно его жанр обозначен как игровой. Это не только театральный термин, ведь в его основе лежит детская фантазия, импровизация, чистая вера в то, что игра в жизнь сделает её прекрасной – люди всегда будут нежны друг с другом, искренно придут на помощь, поделятся своими талантами, развеселят, если кому-то грустно. Конечно, в интерпретации режиссера Натальи Пахомовой, сценографа Елисея Шепелёва, замечательных актеров – Константина Павлова в роли Йозефа и Константина Григорьева в роли Карела и их милых подруг, исполненных Анастасией Божатовой и Надеждой Мороз, ‒ эта подлинная история игры в детство, ностальгии о нем, превратилась в сказку обретения радости творчества, чистоты помыслов, богатства воображения, веры в фантазию, во всё то, что рождается в человеке в детстве и что надо пронести через всю жизнь.
Нина Корзина
Фото: Анастасия Чистякова