Краткая история Великой Скифии. часть 1
Россия — страна многонациональная, причем количество проживающих в ней народов непрерывно растёт от переписи к переписи (в отличие от населения). Правда, народы эти вымышленные, или фантастические, несуществующие.
Среди тех, кто решил заполнить графу «национальность» в 2011 году, оказались фараоны, эллины, иностранцы, граждане мира, жители вселенной и космополиты, афро-россияне, люди земли, просто «люди» и один «штукатурщик». Есть и нецензурная национальность из трёх букв. В итоге список национальностей разросся до 1840, из которых официальная этнография признаёт всего лишь 187.
Впрочем, здесь мы идём в русле общемировых тенденций общественного сумасшествия. Данные переписей свидетельствуют, что среди жителей Англии насчитывается 390 тысяч джедаев, в США уже 1% населения признают себя гуманоидами по национальности.
Представители многих вымышленных народов создают свои сообщества в Интернете, соблюдают придуманные культурные и религиозные традиции.
Причины, по которым люди записываются в фантастические народы, разные. Например, в Саратовской области гражданин, назвавшийся половцем, потребовал от России реституцию в виде половецких степей либо компенсацию за них в виде трёхкомнатной квартиры.
И всё бы ничего, каждый сходит с ума по-своему. Но тут есть одна проблема. По утверждениям журналистов Бориса Кагарлицкого и Орхана Джемаля, на основании итогов переписи представители вымышленных народов в принципе имеют полное основание требовать особого статуса, подобно другим малым народам: от создания собственных школ до представительства в органах власти. Думаете, абсурд? Но вот известный политический деятель, бывший депутат Госдумы Владимир Семаго публично утверждает, что он печенег. Интересно, чьи интересы он представлял в Думе? В Ростове-на-Дону существует культурно-политическое общество «Скифский национальный конгресс», члены которого (три десятка человек) признают себя скифами и заявляют о воссоздании виртуального государства Великой Скифии.
Рис. 1 Скифский курган
Во многих районах Крыма, Украины и Казахстана, Волжско-Уральских степей и Алтая и сейчас высятся древние курганы. Они принадлежат народу, который греки называли скифами.
Скифы принадлежали к индоевропейской семье народов и были родственниками гим-ариев (киммерийцев), живших к северу от Ирана.
Персы называли всех скифов «саками», что часто возводят к древнеиранскому названию «Сугуда» — Согд, земледельческое порубежье Ирана и Турана. Название «сака» применительно к азиатским скифам употребляют и другие знавшие их народы — древние греки и римляне, китайцы. Для ближневосточных народов скифы — Ашкуз, Ишхуза, Шкуда. По распространённому мнению, все эти названия имеют одно происхождение. Общим источником стало древнеиранское «ишкузи» — «стрелки, лучники». Скифы, таким образом, — «народ стрелков». И действительно, они считались непревзойдёнными стрелками из лука.
Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Очень скоро Понт Аксинский («негостеприимный») сменил свой эпитет на Эвксинский — «гостеприимный». Литературным следствием греческой колонизации Чёрного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.).
Рис.2. Геродот
Более десяти лет им владела «охота к перемене мест». За это время он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье. Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности», — за что был причислен Плутархом (ок. 46–после 119 г. н. э.) к «филоварварам» – любителям чужого, презираемым образованными людьми того времени.
Ему первому удалось собрать множество сведений о Скифии и скифах.
Скифы, в VIII веке до н. э. вытеснившие из Северного Причерноморья полулегендарных киммерийцев (гим-арии), вызывали живой интерес у греков из-за их соседства с греческими колониями в Крыму, снабжавшими хлебом Афины и другие эллинские города-государства. Аристотель даже упрекал афинян за то, что они целые дни проводят на площади, слушая волшебные повести и рассказы людей, возвратившихся с Борисфена (Днепра).
Скифы слыли по-варварски храбрым и жестоким народом: они сдирали кожу с убитых врагов и пили вино из их черепов. Сражались они как пешими, так и конными. Особенно славились скифские лучники, чьи стрелы были обмазаны ядом. В изображении образа жизни скифов античным писателям редко удавалось избежать тенденциозности: одни рисовали их людоедами, пожиравшими собственных детей, тогда как другие, наоборот, превозносили чистоту и неиспорченность скифских нравов и упрекали своих соотечественников за то, что они развращают этих невинных детей природы, приобщая их к достижениям эллинской цивилизации.
Помимо личных пристрастий, заставлявших греческих писателей выпячивать те или иные черты скифских нравов, правдивому изображению скифов мешало одно, чисто объективное затруднение. Дело в том, что греки постоянно путали скифов, принадлежавших к ираноязычным народностям, с другими народами Северного Причерноморья. Так, Гиппократ в своём трактате «О воздухе, водах и местностях» под именем скифов описал каких-то монголоидов: «Скифы походят только на самих себя: цвет кожи их жёлтый; тело тучное и мясистое, они безбороды, что уподобляет их мужчин женщинам».
Рис. 3. Блок. Скифы
А. Блок в соответствии с «монгольской» теорией происхождения скифов, популярной в конце XIX – начале XX в., наделил их в своём известном стихотворении «раскосыми очами», каковых у них в действительности никогда не было.
Мильоны — вас. Нас — тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы — мы! Да, азиаты — мы,
С раскосыми и жадными очами!
Это противоречие проистекало из того, что античные писатели плохо представляли себе политическое и социальное устройство степняков. Скифское государство, представлявшее собой конфедерацию собственно скифских родов, было устроено по образцу всех прочих кочевых империй, когда одна сравнительно небольшая в численном отношении орда господствовала над чужеплеменными кочевыми ордами и оседлым населением.
Внешность собственно скифов такова: «Скифское племя — рыжее», — причём Гиппократ имел в виду не только цвет волос, но и обычный для срединной Европы "красный" цвет кожи. Скифы, по описаниям греческих авторов, имели прямые, мягкие волосы. По определённым ритуальным поводам или в случае невзгод скифы коротко остригались или брились наголо. Судя по каменным статуям, скифы в VII—VI вв. до н.э. отпускали длинные висячие усы, аккуратно подстригая их на концах. С V в. до н.э., в общении с греками, «мода» поменялась. Скифы стали теперь подрезать или даже сбривать усы, зато отращивать бороды.
Рис.4. Территория расселения
Происхождение
Согласно археологическим исследованиям, скифская культура относится к полиэтнической «срубной» культуре. Притом трудно уяснить, откуда именно пришёл «решающий», собственно скифский элемент. И приходил ли вообще — многие придерживаются ныне мнения, что скифский союз племён появился собственно в европейских степях. С другой стороны, пышные курганные погребения в «скифских» традициях обнаружены на Алтае. Это побудило некоторых учёных в последние годы искать прародину далеко на востоке. Однако наиболее вероятной всё же остаётся версия центральноазиатской степной прародины. А непосредственных предков именно европейских скифов в эпоху расцвета срубной культуры надо скорее помещать на западных её рубежах. Они могли жить в Приуралье или даже в междуречье Урала и Волги.
Язык
К сожалению, почти полностью отсутствуют данные о скифском языке. Все, чем располагают учёные, — некоторое число личных имён и географических названий, оставшихся в иноязычных текстах. Но и этих остатков оказалось достаточно, чтобы определить: скифский язык принадлежал к иранской группе, входящей в индоиранскую ветвь индоевропейской семьи языков.
Ранняя история скифов
Первое упоминание о скифах относится к 70-м годам VII в. до н.э., когда они, одержав победу над киммерийцами, устремляются в Переднюю Азию. Ассирийские клинописные источники сообщают о вторжении войск «царя страны Ишкуза».
Основное занятие скифов, кочевое скотоводство, позволяло значительной части мужского населения быть оторванной от трудовых забот и всецело посвящать себя ратному делу. Это позволяло создать огромную армию, отлично вооружённую лучшим железным оружием, знаменитыми луками. Такое войско представляло грозную силу для любого противника. Искусно владеть оружием скифы учились с детства. Прирождённые лучники и превосходные наездники, они стремительно перемещались на конях, были идеально приспособлены к ведению войны вдалеке от своих стоянок. Оставив все, обременяющее воина в походах (семьи, имущество, стада) в местах своих основных кочевий, скифские отряды воевали налегке.
Рис.5. Набеги скифов
В этот период наступление скифского войска было направлено на юг, в богатые государства Закавказья и Передней Азии: Урарту, Манна, Лидию, Мидию, Ассирию. Геродот отмечал: «В течение двадцати восьми лет скифы властвовали над Азией, и за это время они, преисполненные наглости и презрения, все опустошили. Ибо, кроме того, что они с каждого взимали дань, которую налагали на всех, они ещё, объезжая страну, грабили у всех то, чем каждый владел».
Переднеазиатская эпопея скифов продолжалась несколько десятков лет (по мнению ряда исследователей, более 100 лет). За это время скифское войско достигло границ Палестины и даже Египта.
На рубеже VII-VI вв. до н.э. усиливается Мидийская держава (ядро будущей Персии). Около 594 года до н. э. мидийский царь Киаксар пригласил к себе вождей скифских племён и, напоив допьяна, перебил. После этого, в начале VI в. до н.э., скифы вынуждены были вернуться в Северное Причерноморье.
Рис.6. Изображение скифов
Долгое и опустошительное нашествие скифов приводило жителей Закавказья и Передней Азии в ужас. Об этом убедительно свидетельствует библейские источники: «И поднимется знамя народам дальним, и даст знак живущему на краю земли, и вот, он легко и скоро придёт. Не будет у него ни усталого, ни изнемогающего; ни один не задремлет и не заснёт, и не снимется пояс с чресел его, и не разорвётся ремень у обуви его. Стрелы его заострены, и все луки его туго натянуты; копыта коней его подобны кремню, и колеса его как вихрь...».
Не менее страшной является следующая угроза: «Вот, я приведу на вас... народ издалека, народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они — люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой; съедят сыновей твоих и дочерей твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укреплённые города твои, на которые ты надеешься».
Возвращение скифов
Геродот в своей «Истории» сообщает, что возвратившиеся из Передней Азии скифы с удивлением «обнаружили, что им противостоит немалое войско». Давайте теперь обратимся к легенде, которая красноречиво описывает эти события.
С тех пор, как скифские воины покинули свою родную Скифию, прошло ни мало ни много двадцать лет. Скифские жены, истомившись от долгого ожидания и полагая, что мужья их все погибли в боях и больше не вернутся, вступили в брак со своими рабами. И когда жены услышали, что их мужья живы и вскоре вернутся домой, они пришли в неописуемый ужас. Что делать? Посоветовавшись между собой, они созвали всех рабов и также сыновей своих, прижитых с рабами, и сказали:
— Нам всем угрожает гибель от рук мстителей. Мужья не простят измены ни нам, их жёнам, ни вам, своим рабам, ни вам, незаконным детям. Поэтому защищайтесь, как только можете!
И тогда рабы и их сыновья взяли в руки кирки и отправились туда, где узкая полоска земли соединяла Крымский полуостров с материком. Выкопав глубокий ров, они вооружились и засели там, решив погибнуть все до одного, но не пропустить мстителей.
Разъярённые скифы навалились на неизвестных противников, и начался жестокий бой. Двадцать дней на узком перешейке лилась кровь, двадцать дней подряд падали и умирали люди. Неизвестные дрались так отчаянно, что невозможно было их одолеть. Но потом скифы узнали, что воюют со своими бывшими рабами.
И тогда скифские воины снова двинулись на штурм рва, только в руках у них были не мечи и стрелы, а кнуты и розги. Приблизившись к защитникам, они неожиданно осыпали их ударами, и те, увидев кнут и услышав свист розог, из отважных воинов превратились в покорных рабов и, побросав оружие, в панике бежали...
Рис. 7. Великая Скифия
Общественная иерархия
Согласно Геродоту, главной скифской ордой были «царские скифы» — их самоназвание было «сколоты», которых историк называет самыми доблестными и наиболее многочисленными. Всех прочих скифов они считали подвластными себе рабами. Цари скифов-сколотов одевались с поистине варварской пышностью. На одежде одного такого владыки из так называемой Куль-Обской могилы близ Керчи были пришиты 266 золотых бляшек общим весом до полутора килограммов. Кочевали сколоты в Северной Таврии. Восточнее, в соседстве с ними, жила другая орда, именуемая у Геродота скифами-кочевниками. Обе эти орды и составляли собственно скифское население Северного Причерноморья.
В соответствии с древней индоиранской традицией скифское общество делилось на три сословия — воинов, жрецов и рядовых общинников: земледельцев и скотоводов. Каждое из сословий вело своё происхождение от одного из сыновей первопредка и обладало своим священным атрибутом. Для воинов им служил боевой топор, для жрецов — чаша, а для общинников — плуг с ярмом. Скифский миф повествует, что эти золотые предметы упали с неба в начале мира и с тех пор стали объектом почитания у скифских царей.
Рис.8.Набеги на славян
Скифия простиралась на север не очень далеко (днепровские пороги не были известны Геродоту), охватывая довольно узкую в то время степную полосу Северного Причерноморья. Но как любые другие степняки, скифы нередко отправлялись в военные набеги на своих близких и дальних соседей. Судя по археологическим находкам, они достигали на западе бассейна Одера и Эльбы, разоряя по пути славянские поселения в районе Средней Польши (прародина славян). Археологами обнаружены характерные скифские наконечники стрел, застрявшие в валах славянских городищ с внешней стороны. Часть городищ, относящихся к этому времени, хранит следы пожаров или разрушений, как, например, городище Вицин в Зеленогурском регионе Польши, где помимо прочего найдены скелеты женщин и детей, погибших во время одного из скифских набегов. Вместе с тем своеобразный и изящный «звериный стиль» скифского искусства находил множество поклонников среди славянских мужчин и женщин.
Продолжение следует
Я зарабатываю на жизнь литературным трудом.
Буду благодарен, если вы звякните пиастрами в знак одобрения и поддержки
Сбербанк 4274 3200 2087 4403
У этой книги нет недовольных читателей. С удовольствием подпишу Вам экземпляр!
Последняя война Российской империи (описание и заказ)