Все мы немножко Веничка: беседа с худруком КДТ о мечте, тульской лени и любителях посверлить
После спектакля мы пообщались с руководителем театра и исполнителем главной роли в спектакле "Москва-Петушки" Алексеем Басовым. Поговорить планировали несколько минут о задумке автора и планах КДТ на сезон, но, как и у Ерофеева, беседа получилась о вещах более глобальных и глубоких: почему в театральной тусовке недолюбливают Тулу и как сделать её по-настоящему туристическим центром. Про опьянение души "Хорошо играют актёры! - тихо говорит своему спутнику дама в зрительном зале во время антракта. - Но сама тема... Алкоголь этот, мат.. Неприятно мне на это смотреть. Не моё. И спрашивает о чём он всё время? Выпить ему или не выпить. Хотелось бы более серьёзных тем". Впрочем, тех, кто знал, на что пришёл, и усел осознать весь многоуровневый подтекст произведения в зале всё же больше. Сам же Алексей Басов тоже не считает, что "более серьёзных тем" в спектакле не затронуто и на наш вопрос, почему решил поставить на сцене знаменитую поэму Ерофеева, говорит просто: "Да это прямо про нас! Про всех нас". Из описания к спектаклю: "Было это давно, и с тех пор многое - почти все - изменилось... да ничего не изменилось, и буквально вчера человек... а он человек вообще, если разговаривает с ангелами?... так вот, он сел в электричку и отправился в рай... ну какой рай, помилуйте, всем известно, что электричка шла до станции Петушки... На самом деле в этой истории нет никакой определенности. Единственное, что можно утверждать - если вы отправитесь в это путешествие, у вас определенно есть шанс совершить некое душевное движение, пусть это будет даже движение огорченной души". - "Москва-Петушки", на мой взгляд, произведение о мечте. О мечте недосягаемой, - говорит Алексей Басов. - Ведь Петушки - это не конкретная станция назначения, хотя сам Ерофеев там, действительно, жил. Это про то, что всё не так в жизни. Как у Высоцкого, знаете? "Да и в церкви всё не так, всё не так, ребята". Конечно, это в какой-то степени пародия. Там не алкоголе дело, хотя почему-то большинство считает, что "Москва-Петушки" - это алкогольная поэма. Здесь, скорее, про опьянение души, про окосение души. И мы все какие-то немножко окосевшие. И тот абсурд, что городит Черноусов (один из героев поэмы - Прим.авт.), он везде в нашей жизни. Мы часто, извините за выражение, говорим о какой-то фигне, обещаем все друг другу светлое завтра, но "кто сказал, что наше послезавтра будет лучше, чем наше позавчера". В какой-то степени это мрачное произведение, конечно. Очень важный элемент в спектакле - это ангелы, с которыми разговаривает главный герой. А окружают нас, в основном, м...ки, и это норма, к сожалению. Потому что мы не улыбаемся по-настоящему, не любим друг друга, только делаем вид. А Веничка во всём этом существует, и он хочет сбежать в какие-то "райские Петушки", в которые и сбежать-то невозможно, только если... после смерти. О значимости площадки - Спектакль сколько играется, столько и добавляется, потому что, как сказал Пётр Фоменко, "Спектакль - это корабль одноразового использования". От площадки зависит многое всё-таки. Некоторые свои спектакли, "Любку", "Пиковую даму", мы играли на огромных площадках с залом мест на 800. И в большом зале спектакль оживает совершенно по-другому, появляется воздух, другая энергетика, то, чего нет здесь. Однако и пропадает то, что есть здесь. Получаются абсолютно два разных спектакля, хотя актеры одни и те же. И мне интересно смотреть, как актёры перестраиваются на огромную площадку. Кстати, этот процесс не такой сложный, чем перестроиться обратно на нашу родную, маленькую площадку. Это почему-то труднее, хоть спектакль делался конкретно под этот зал. Мы театр не государственный, спонсоров у нас нет. Транспорт нанимать не можем, поэтому все декорации должны помещаться в легковую машину Peugeout и отсюда, в том числе, такая лаконичность на сцене. О тяжести Тулы - К нам приходят люди, не только туляки, но и гости из Москвы и из Питера, и мы очень благодарны своим зрителям, но Тула - тяжёлый город, и тяжесть эта везде. Пыльные улицы, пыльные дома и прохожие. Да, сделали набережную, улицу пешеходную, но город - это ведь не только это. Меценатов найти практически невозможно. Да и вот возле театра клали ступеньки, вы посмотрите на них. Колледж культуры заплатил рабочим деньги, они пришли сделали ступеньки, а через месяц плитка поплыла. И так везде. Со времён Булгакова мало что изменилось, разруха всё так же в головах. Когда мы уже перестанем бычки на улице бросать? И люди.. идёшь по улице, все так смотрят друг на друга недоверчиво: шпион не шпион - подозрительные взгляды. Нам легче поставить забор, чем убрать мусор. Люди в этом живут, и это воспитывает их вкусы, к сожалению. И ещё: не любопытство, не желание. Какие основные отговорки: "транспорт не ходит", "устал после работы вечером, куда я пойду". Может быть, ещё экономическая ситуация, я же понимаю, мы сейчас настолько все загнаны. Как сказал Пётр Наумович Фоменко опять же: с нас сняли идеологический намордник, но надели намордник денежный, и я даже не знаю, что лучше. О том, куда идти туристу - Мы уже десять лет просим нам помочь с помещением. Но в итоге предлагают либо совсем непригодные помещения, где потолки 2 метра, а у меня два самых высоких артиста по 1,80 м. И с ремонтом та же история. Мы же хотим стать туристическим городом. Но куда идёт турист, когда приезжает в город? Не только же в ресторан или в гостиницу, ну прогуляется он по кремлю, съездит в Ясную поляну и всё? Нет, вечером он идёт в театр, в цирк, в филармонию. Это тоже туризм. Мы просили, чтобы нам выделили помещение на той же Металлистов, но безуспешно. Раньше мы шагали под коммунистическими лозунгами, а теперь под капиталистическими, все говорят, что надо зарабатывать деньги, но не надо сравнивать театр и банк. О непрофессионалах и будущем театра - Есть у нас и спектакли, которые очень хочется, но пока не удалось поставить. Например, "Пер Гюнт" Генрика Ибсена - это очень густонаселённая пьеса. Актёрам надо платить, а зал у нас только на 45 мест, и пока нам сложно это сделать. Я понимаю, почему у нас так мало профессионалов и так много самодеятельности - последней не надо платить. А профессионалам надо. Есть у нас "Октава", молодёжный центр "Родина", где что-то развивают, все хотят быть певцами, танцорами, а профессионалов-то нет. И об этом говорят уже многие актёры и руководители театральных студий, которые задумываются о будущем, о том, кто будет играть на сцене через несколько лет. Талант - это хорошо, но его надо развивать. Вы же не пойдёте к человеку лечить зубки только потому, что он любит посверлить? И самовыражается так. Вы же хотите пойти к профессионалу, а их тоже мало. В основном, те, кто любит посверлить. У нас почему-то общество сейчас непрофессиональное и не хочет таким становиться. Это и есть историю Пер Гюнта, и Ефрофеев про это. А кто я? Пер Гюнт в финале, где он уже старик и он садится и раздербанивает луковицу по слоям и говорит: "Это я богатый человек", а это я тот-то, а в итоге сердцевины нет. И непонятно, где он сам. О чувствах после спектакля "Москва-Петушки" - С позитивчиком явно отсюда не уйдёшь. Тем очень много в спектакле... Мне бы хотелось, чтобы зритель ушёл с нашего спектакля с чувством сострадания к ближнему. Кто-то из критиков говорит, что эта пойма - антихристианская, но я считаю, что это очень христианская история. Божественная - это точно. Здесь же поднимается, по большому счёту, не вопрос взаимоотношения человека с человеком, хотя это тоже есть, а его отношение с Богом, это исповедь главного героя. И это очень русская история, на грани юродства, а все мы немножко юродивые или как у Ерофеева: "все мы немножко пьяны", да? Кто-то выпил больше, кто-то меньше, на кого как действует... О премьере - 4 мая выпустим спектакль "Маленькие трагедии" Пушкина. Мы очень долго его делали, несколько раз переносили премьеру, чтобы не выпускать полуфабрикат. В спектакле будет несколько трагедий: "Пир во время чумы", "Моцарт и Сальери", "Дон Гуан". А потом добавим и другие трагедии и, возможно, будем их чередовать, и каждый раз это будут разные истории. Сейчас по большей части предлагаю я, что мне интересно поставить на нашей сцене, но спектакль сочиняем все вместе - это очень важно, когда в этом принимает участие вся труппа. P.S. "Тульская пресса" надеется, что в Год театра просьбы Алексея Александровича и его труппы будут услышаны, и талантливый и трудолюбивый коллектив, наконец, получит подходящую площадку, где сможет реализовывать все смелые задумки, повышать и дальше культурный уровень наших горожан и привлекать в Тулу всё больше и больше умной и заинтересованной публики.