Забытый фотограф, делавший цветные фото довоенного СССР
![](https://cdn.jpg.wtf/futurico/7a/9f/1548717862-7a9fb0c1d8570f7de2a45608224b490a.jpeg)
Некоторые считают, что имя Прокудина–Горского было предано забвению во времена СССР, но это не совсем верно. Для того, чтобы понять, что такое АБСОЛЮТНОЕ ЗАБВЕНИЕ, надо обратиться к судьбе того (или тех), кто продолжал снимать по прокудинскому методу в СССР вскоре после революции.
Никогда не слышали про таких? Я тоже! Хотя уже несколько лет как любители фотоистории увидели в Сети крымские открытки 1926 г., подозрительно похожие на репродукции цветных снимков, до сих пор принято считать, что в довоенном СССР цветной фотографии "практически не существовало". Были какие–то эксперименты любителей–одиночек ближе к концу 1930–х, но не более. Послереволюционная цветная фотография остаётся самым большим белым пятном в истории отечественной светописи.
И вот в конце декабря прошлого года произошло одно событие, которое пробило первую брешь в стене этого забвения.
На "Мешке" мне попалась открытка, имевшая типичный для советских цветных фоторепродукций 1950–х вид, но датированная 1930–ми годами.
После Крымской серии 1926 г. и четырёх "кремлёвских" серий 1931 г. это уже не вызывало особого удвиления, однако информация на оборотной стороне стала для меня настоящим откровением:
"По 3–цветному фото В. И. Савельева"!
Как известно, "трёхцветная фотография" (нем. Dreifarbenfotografie) — это название метода Адольфа Мите, который у нас более известен как "метод Прокудина–Горского". Значит, не автохром, что и требовалось доказать.
А вот фамилия В.И. Савельева мне ничего не говорила. Учитывая её распространённость, поиск в Сети оказался абсолютно бесполезным. Хорошо, что есть подробнейший Словарь–справочник «Российские фотографы (1839–1930)» А.П. Попова, в котором перечислены, кажется, вообще все, кто хоть раз взял в руки фотоаппарат.
И вот тут меня ждал ещё один сюрприз: фотографа с такой фамилией и инициалами там не значилось! "Неужели на открытке указан псевдоним?", подумал я? Но тогда найти сведения об авторе вообще было бы нереально.
Через две недели поисков я всё таки вычислил этого человека.
Им оказался фоторепортёр московских журналов Василий Иванович Савельев (1888–1943).
В Википедии есть статья о его брате Алексее Савельеве (1883–1923), гораздо более известном фотографе — знаменитом дореволюционном фоторепортёре, запечатлевшем все 3 революции, а также Льва Толстого и даже Ленина с бревном. Именно по его снимкам были напечатаны открытки с видами московских баррикад 1905 года.
Мои сомнения окончательно рассеялись, когда мне попался источник, в котором фигурировала ключевая фраза: "В нач. 1900–х ему удалось самостоятельно приблизиться к решению сложн. вопросов техники цветопередачи в полиграфии". Это написано о старшем брате Алексее, но они работали вместе с Василием. Сам Алексей безвременно умер в 1923 г. от воспаления лёгких и младшему брату пришлось, очевидно, заниматься данной темой уже самостоятельно.
Увы, никаких биографических сведений о самом Василии Савельеве пока найти не удаётся.
Исходя из биографии старшего брата мы знаем, что он родился в крестьянской семье в знаменитом селе Бородино.
В 1920–е работал фотокором журнала "Прожектор".
В 1925 г. снимал Есенина.
В 1932 г. участвовал в съемках Москвы для фотоальбома–папки "От Москвы купеческой — к Москве социалистической" (совместно с Лангманом, Игнатовичем, Козачинским и Родченко).
Это пока всё.
Причина смерти в 1943 г. (в 55 лет) не известна. Я было подумал, что он служил военным корреспондентом, но в базах данных не удалось найти сведений о таком участнике ВОВ.
Вполне могли остаться потомки, но чтобы их найти, надо сначала найти архивные источники по В.И.Савельеву.
Его имя значится только на 2 сериях открыток. На остальных шести известных сериях имя автора не указано. Вполне возможно, что тот же Савельев. Тогда он создатель первой "коллекции достопримечательностей СССР в натуральных цветах". Возможно, снял не одну тысячу цветных снимков в 1920–е и начале 1930–х гг., из которых только несколько процентов напечатаны в виде открыток (как это было у Прокудина–Горского). Возможно, где–то в архивах или у потомков лежат ящики с тройными негативами, которые при сканировании могли бы дать почти современное цифровое качество, не хуже чем у Прокудина–Горского. И тогда цветным для нас могло бы стать не только царское прошлое, но и первое десятилетие существования СССР.
Короче, есть о чём мечтать и что искать.
А пока покажем найденные открытки Кавказской серии, на которых указано авторство В.И.Савельева.
Точная дата съёмки не известна, но по состоянию сочинской архитектуры нижней границей является 1928 г. (мнение одного сочинского краеведа), а по датировке надписей на открытках верхняя граница — 1931 год.
Поскольку Прокудин–Горский не добрался до Туапсе, старейшие цветные снимки этого города были сделаны Савельевым.
Открытки с цветными фотографиями В.И. Савельева — здесь.
Написал experov на experov.d3.ru / комментировать