Жизнь – в красках
«Искусство смывает с души пыль повседневной жизни», – считал Пабло Пикассо. «Все обсуждают мою живопись и притворяются, что понимают. Словно ее необходимо понимать. А ведь достаточно просто любить», – говорил Клод Моне. «Искусство должно быть выражением любви, или оно ничего не стоит», – утверждал Марк Шагал. «Я чувствую себя живым лишь в те моменты, когда рисую», – делился Ван Гог…
Глазами художника
Художники – это своего рода философы, они как-то по-особому воспринимают мир и в своих картинах показывают его именно таким, каким видят сами. Их полотна заставляют задуматься, наполнить душу самыми глубокими воспоминаниями, отрешиться от действительности, перенестись во вселенную сотворившего ее мастера. «Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределенности, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно», – подметил в свое время Эдгар Дега.
Выставка работ начинающей художницы Надежды Филимоненковой (на снимке), открытие которой состоялось 23 сентября 2020 года в выставочном зале Трубчевского краеведческого музея, называется «Традиции и современность – в живописи». Конечно, для любого художника, а тем более только вставшего на профессиональный творческий путь, – это важное, радостное и волнительное событие! Тем более, если эта выставка, – первая в жизни.
Удачный дебют
Выставочный зал стал наполняться. В ожидании церемонии открытия люди осматривали экспозицию, и по их восхищенным взглядам и одобрительным улыбкам было видно, что выставка им нравится. Это несколько успокоило Надежду, но не было еще самых главных критиков – ее первых учителей, под чьим началом она постигала азы живописи, – педагогов художественного отделения Трубчевской школы искусств им. А. Вяльцевой: Л. Н. Солодковой, О. П. Сафроновой, О. А. Кашликовой. Они пришли чуть позже, к самому открытию выставки, и привели своих нынешних маленьких воспитанников, которые с не меньшим интересом, чем взрослые, разглядывали картины. Здесь же была и Т. П. Милькина – педагог и замдиректора ДШИ, которая тоже немало сделала для талантливой ученицы.
Заметно волнуясь и смущаясь всеобщим вниманием, Надежда Филимоненкова рассказала о своем становлении как художницы, о картинах, представленных в экспозиции выставки, истории возникновения некоторых из них. Особые слова благодарности и признательности выразила своим наставникам и директору музея Т. А. Обыденновой.
Вот уж чего не ожидала «виновница торжества», так это то, что ее работы по-прежнему бережно хранятся в архивах школы искусств. Искренние удивление и радость озарили ее лицо, когда Лилия Николаевна, словно фокусник, достала эти рисунки.
На фоне нынешних, «взрослых» работ они кажутся неказистыми, но именно с них начинался путь юной Нади в мир большого искусства.
На выставке были представлены работы Надежды в нескольких жанрах: пейзаж, композиция, портрет – всего порядка двадцати полотен. Безусловный талант и мастерство начинающей художницы произвели впечатление на посетителей, отметивших, что это одна из лучших выставок, проходивших в музее за последние годы.
О себе и живописи
После того, как гости немного разошлись, мне удалось пообщаться с Надей.
– Твой талант – откуда он?
– Наверное, это было заложено еще до моего рождения, – смеется девушка. – Сколько себя помню – мне всегда нравилось рисовать. Тетя, в то время работавшая в школе искусств, посоветовала родителям отдать меня туда на художественное отделение. После уроков приходила на занятия, брала в руки кисти и… отдыхала. Это была своего рода разрядка, релаксация.
То, что ее работы на порядок выше, чем у остальных учеников, преподаватели заметили сразу, как и то, что ей по силам более сложные задания. Рассудив, что в «нулевом» классе ей будет скучно, перевели девочку в первый, где она уже занималась со старшими ребятами. Но и там Надя выделялась своими рисунками. Она стала постоянным участником и победителем всевозможных конкурсов (внутришкольных, районных, областных) и гордостью педагогов.
– Со стороны может показаться, что тебе все дается легко. Так ли это?
– Учеба – это всегда труд. Даже то, что дано природой, надо развивать: изучать и отрабатывать техники, способы смешения и нанесения краски, построения эскиза и многое-многое другое. Не раз приходилось переделывать работы, часами сидеть у мольберта… Это сложно, но мне это нравится. А какое удовлетворение испытываешь, когда видишь итог своей работы! Это придает сил, вдохновляет.
Повзрослев и поступив в Брянское художественное училище, Надежда осознала это более четко, когда смогла с головой окунуться в творчество. Сейчас она студентка Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. Детское увлечение стало делом и смыслом жизни. Она по-прежнему много времени посвящает работе над картинами. Выработалась даже своя собственная манера письма, а работы стали узнаваемы.
– Кто из художников тебе ближе?
– Авторитет «старой школы» бесспорен. Но я предпочитаю широкую живопись, фактурную. Ближе всего мне Малявин – он работал на стыке модерна, импрессионизма и экспрессионизма, Моисеенко – советский живописец и график – интересны его станковые картины.
– На выставке много портретов. Предпочитаешь ра-ботать именно в этом жанре?
– Да. Портрет – это мое, чуть меньше – композиция. С детства нас учили писать простые формы: кувшины, бутылки, а мне всегда был интересен человек – своей сложностью. Иногда едешь в метро и невольно рассматриваешь людей: некоторые лица прямо «цепляют»… Но художник не должен закрываться в одном жанре, нужно пробовать себя в разных.
Героями картин Надежды становятся самые разные люди: знакомые и незнакомые. Для нее нет некрасивых людей, каждый человек интересен. В первую очередь, своими чувствам, эмоциями. Суметь отобразить их в своей работе – главная задача настоящего художника. Среди работ, представленных на выставке, особенно выделяется одна, изображающая мужчину и женщину.
– Это моя любимая на сегодняшний день картина, называется «Двое». Мысль о ней я вынашивала долго, а само исполнение заняло не больше трех дней. Поклонникам классики она может быть непонятна, но в этой работе – мое сегодняшнее мироощущение.
– Некоторые художники утверждают, что картины не рисуют, а пишут. И обижаются, если кто-то говорит иначе. Как считаешь, они правы?
– Я согласна с этим утверждением. На мой взгляд, как писатель пишет книгу, проживая жизнь своих героев, так и художник вкладывает в картину душу, делает ее живой. Рисунок же – это нечто неопытное, в нем есть старание, усердие, но еще нет жизни.
Картины всегда заставляют задуматься. Те картины, которые Надежда Филимоненкова привезла в Трубчевск, понятны любому. Хотя, конечно же, каждый воспринимает их по-своему, находит близкий образ, настроение, мечту, реальность… Трубчане, побывав на выставке, увидели что-то свое, может быть, даже личное. Возможно, в этом и состоит загадка работ художницы.
В. БАЖАНОВА.
Фото автора.